СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы с фразеологизмами помогут учителям сформировать у младших школьников потребность активно употреблять в речи фразеологические обороты. Указанные виды работ предусматривают постепенное приобретение учащимися мотивированного использования устойчивых оборотов сучётом задач и ситуации общения.

Просмотр содержимого документа
«Работа с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками»

Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

Система работы с фразеологизмами как средство развития мыслительной деятельности при изучении русского языка младшими школьниками

Виды упражнений по фразеологии   раскрытие лексического значения фразеологического оборота с помощью картинки ; сопоставление свободных словосочетаний и фразеологизмов ; подбор фразеологических синонимов и антонимов ; включение фразеологизма в контекст ; нахождение фразеологизма по толкованию ; анализ словарной статьи ; решение фразеологической головоломки ; подбор слов, подходящих для состава данного фразеологизма ; нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологического оборота ; « Фразеологический конструктор»; нахождение трансформированных фразеологических единиц в тексте и определение исходных фразеологизмов ; инсценирование фразеологизмов ; составление диалогов ; «обработка» русских народных сказок ; сочинения-миниатюры, сочинения стихов .

Виды упражнений по фразеологии

  • раскрытие лексического значения фразеологического оборота с помощью картинки ;
  • сопоставление свободных словосочетаний и фразеологизмов ;
  • подбор фразеологических синонимов и антонимов ;
  • включение фразеологизма в контекст ;
  • нахождение фразеологизма по толкованию ;
  • анализ словарной статьи ;
  • решение фразеологической головоломки ;
  • подбор слов, подходящих для состава данного фразеологизма ;
  • нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологического оборота ;
  • « Фразеологический конструктор»;
  • нахождение трансформированных фразеологических единиц в тексте и определение исходных фразеологизмов ;
  • инсценирование фразеологизмов ;
  • составление диалогов ;
  • «обработка» русских народных сказок ;
  • сочинения-миниатюры, сочинения стихов .
Приёмы семантизации фразеологических оборотов Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен  одним или несколькими синонимами. Объяснение значения путем развернутого описания. Семантизация с помощью контекста. Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного  словосочетания. Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных  ранее устойчивых сочетаний. Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность  нескольких приемов. Использование исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.

Приёмы семантизации фразеологических оборотов

  • Подбор лексического эквивалента, который может быть выражен одним или несколькими синонимами.
  • Объяснение значения путем развернутого описания.
  • Семантизация с помощью контекста.
  • Раскрытие значения устойчивого оборота подбором свободного словосочетания.
  • Раскрытие значения устойчивого оборота с помощью изученных ранее устойчивых сочетаний.
  • Комбинированный способ семантизации, допускающий совокупность нескольких приемов.
  • Использование исторического, историко-бытового и этимологического комментариев.
Активизация устойчивых оборотов в речи младших школьников Распространение предложений данными устойчивыми оборотами. Подбор устойчивых оборотов по темам. Замена слов и фразеологизмов синонимичными выражениями. Нахождение в устойчивом обороте слов, которые употреблены неправильно. Использование устойчивых оборотов при работе над сочинениями.

Активизация устойчивых оборотов в речи младших школьников

  • Распространение предложений данными устойчивыми оборотами.
  • Подбор устойчивых оборотов по темам.
  • Замена слов и фразеологизмов синонимичными выражениями.
  • Нахождение в устойчивом обороте слов, которые употреблены неправильно.
  • Использование устойчивых оборотов при работе над сочинениями.
Формы работы с одаренными детьми классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания); дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное); внеурочная деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН).

Формы работы с одаренными детьми

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания; задания творческого характера; тестовые задания);
  • дифференцированное домашнее задание (творческого характера, индивидуальное);
  • внеурочная деятельность (лингвистический кружок, консультирование по возникшей проблеме, конкурсы, викторины, КВН).
Выводы Без систематической работы устойчивые сочетания не становятся частью активного словаря обучающихся. Система работы с фразеологическими оборотами помогла качественно изменить отношение детей к русскому языку. Обогащённый словарь устойчивых оборотов способствовал повышению уровня фразеологической грамотности и расширению словарного запаса обучающихся. Разработанные приёмы работы, рекомендации по работе с фразеологизмами помогают учителям включить обучающихся в активную умственную деятельность. Организация работы с фразеологическими единицами на уроках и во внеурочной деятельности способствует обогащению лексико-фразеологического состава речи, а также умственному и эмоциональному развитию детей. Работа с фразеологическими оборотами является частью работы с детьми с высокими интеллектуальными способностями. Отслеживание динамики овладения фразеологическими оборотами подтверждает необходимость использования устойчивых оборотов на всех этапах обучения русскому языку.

Выводы

  • Без систематической работы устойчивые сочетания не становятся частью активного словаря обучающихся.
  • Система работы с фразеологическими оборотами помогла качественно изменить отношение детей к русскому языку.
  • Обогащённый словарь устойчивых оборотов способствовал повышению уровня фразеологической грамотности и расширению словарного запаса обучающихся.
  • Разработанные приёмы работы, рекомендации по работе с фразеологизмами помогают учителям включить обучающихся в активную умственную деятельность.
  • Организация работы с фразеологическими единицами на уроках и во внеурочной деятельности способствует обогащению лексико-фразеологического состава речи, а также умственному и эмоциональному развитию детей.
  • Работа с фразеологическими оборотами является частью работы с детьми с высокими интеллектуальными способностями.
  • Отслеживание динамики овладения фразеологическими оборотами подтверждает необходимость использования устойчивых оборотов на всех этапах обучения русскому языку.