Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Южно-Сухокумск
«Принято» Руководитель ШМО Набиева Р.М.. __________________ Протокол № 1 Дата: 15.06.2020 | «Согласовано» зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 4 Алтухова В.А. ________________ Дата: 15.06.2020 | «Утверждаю» Директор МКОУ МКОУ СОШ № 4 Сулейманов Р.Р. ________________ Дата: 15.06.2020 |
Рабочая программа
по математике и информатике
для работы с категорией одаренных детей
Составлена:
Набиевой Рукижат Мусаевной
учителем математики и информатики
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка.
Важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».
Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка
При разработке данной программы я исхожу из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.
Цели программы:
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно- методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно- коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии .
2. Выявление одаренных детей.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными.
3. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
4. Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
5. Формы работы с одаренными учащимися по математике и информатике.
групповые занятия с сильными учащимися;
конкурсы и конференции;
интеллектуальные брейн-ринги;
участие в олимпиадах - индивидуальная и групповая подготовка
работа по индивидуальным планам;
консультации по подготовке к ГИА
6. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
Программа рассчитана на 3 года
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1 | Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | 2016-19 | Учитель-предметник |
2 | Участие школьников во Всероссийских и региональных конкурсах. | В течение года | Учитель-предметник |
3 | Участие школьников в городских, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах. | В течение года | Учитель-предметник |
4 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | В течение года | Учитель-предметник |
5 | разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми; проведения занятий с детьми; отработка форм, методов, приёмов работы; создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми | Сентябрь, май | Учитель-предметник |
7.Список одаренных детей, имеющих успехи по математике и информатике
Класс | Годы | Ф.И.О. учащегося | Достижение |
9 класс | 2014-2015 | Гусейнова Мадина | 1 место в олимпиаде по информатике (муниципальный этап) |
10 класс | 2014-2015 | Багомедова Мадина | 1 место в олимпиаде по информатике (муниципальный этап) |
11 класс | 2014-2015 | Гасанова Диана | 1 место в олимпиаде по информатике (муниципальный этап) |
10 класс | 2016-2017 | Адилова Гульмира | 1 место в олимпиаде по математике (муниципальный этап) |
11 класс | 2017-2018 | Магомедов Магомед | 1 место в олимпиаде по математике СКФО "Будущее Кавказа" |
7 класс | 2019-2020 | Алиева Анжела | 3 место в олимпиаде по математике (муниципальный этап) Олимпиада Учи.ру - диплом победителя Всероссийский мониторинг Знаника.ру |
9 класс | 2019-2020 | Гаджимагомедов Саид | 1 место в олимпиаде по математике (муниципальный этап) Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» Международное тестирование "Ars mathematica - Искусство математики" Международные олимпиады и конкурсы MLDV.RU - диплом 1 степени (математика, информатика) |
8.План проведения школьного тура олимпиад по математике и информатике
класс | предмет | сроки |
6 и 9 | Учи.ру | В течении года |
9-11 | Всероссийские проверочные работы ВПР - весна 2019 | Апрель |
6-9 | «Олимпус» | В течении года |
6-11 | MLDV.RU | Сентябрь-Май |
6-11 | "Ребус" | В течении года |
6-11 | "Лисенок" | В течении года |
6-11 | "Всезнайка" | В течении года |
9.Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
(работа с одаренными детьми)
Учебные планы
Учебники, методическая литература
Дидактические, раздаточные материалы
Наглядные пособия
Компакт-диски по предметам
Компьютерные учебные программы
Индивидуальный план работы
учащейся 7 «Б» класса Алиевой Анжелы по предмету «математика»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Форма урока |
1-2 | Головоломки | 2 | Беседа, игра |
3-4 | Решение логических задач | 2 | Практическое занятие |
5-6 | Решение числовых ребусов | 2 | Практическое занятие |
7-8 | Математический КВН | 2 | Игра |
9-10 | Решение задач на движение | 2 | Практическое занятие |
11-12 | Игры с пентамино | 2 | Игра |
13-14 | Разрезание фигур на равные части | 2 | Практическое занятие |
15-16 | Математическое соревнование «Математический аукцион» | 2 | Беседа, игра |
17-18 | Решение задач на переливание | 2 | Практическое занятие |
19-20 | Решение задач на взвешивание | 2 | Беседа. Практическое занятие |
21-22 | Логические задачи | 2 | Игра |
23-24 | Математические ребусы | 2 | Практическое занятие |
25-26 | Решение задач с помощью принципа Дирихле | 2 | Беседа. Практическое занятие |
27-28 | Ярмарка задач | 2 | Игра |
29-30 | Задачи на принцип Дирихле | 2 | Практическое занятие |
31 | Задачи на инвариант | 1 | Практическое занятие |
32 | Логические задачи | 1 | Практическое занятие |
33 | Логические задачи | 1 | Практическое занятие |
34 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | Практическое занятие |
35 | Итоговое (устная олимпиада) | 2 | Устная олимпиада |
Индивидуальный план работы
учащегося 9 «Б» класса Гаджимагомедова Саида по предмету «математика»
№ п /п уроков | Тема занятия | Форма занятия |
1 | Множество | Беседа, практика. |
2,3 | Действия над множествами | Самостоятельная работа |
4,5 6,7 8 9 | Математический язык Буквы как имена. Обозначение как собственное имя. Переменная. Выражения с переменными. Равносильные предложения. Следствия.(2ч) Правила чтения и записи выражений с переменными (синтаксис математического языка). Логические символы математического языка.(2ч) Языковые явления в математическом языке: синонимы и антонимы, эллипс, метонимия .(1ч) Построение моделей текстовых задач. (1ч) | Лекции, практика Групповая работа по переводу на математический язык и обратно |
10 11 12,13 14 15 16 17 18,19 | Элементы логики Высказывания. Истинность и ложность. Тема и рема высказывания. Противоречие. Общие высказывания и высказывания о существовании в естественном языке (1ч) «Сложные предложения: коньюкция, дизъюнкция, импликация. Выражение «сложных» предложений с помощью союзов в естественном языке. Связь «сложных» предложений со сложными предложениями естественного языка и предложениями с однородными членами (1ч) Определение. Название и описание. (Номинальное и реальное определения) (2ч) Свойства объектов (предметов). Характеристические свойства (1ч) Предложения с переменными (1ч) Теорема. Связь между свойствами объектов. Обратное утверждение. (1ч) Неопределённые понятия. Аксиома как высказывание, истинное по определению, и как очевидная истина. Аксиомы и неопределяемые понятия в алгебре и геометрии (1ч) Аксиоматика в повседневной жизни (2ч) | Лекции, практика Зачёт-диспут. |
20,21 22,23 24,25 26 27 28,29 30 31 32 33,34 | Решение задач Задачи с отношениями (2ч) Задачи, решаемые с помощью схем (2ч) Задачи, решаемые с помощью таблиц (2ч) Задачи на турниры (1ч) Задачи на переправу (1ч) Задачи, решаемые с помощью графов (2ч) Задачи на перебор возможных вариантов(1ч) Арифметические ребусы и игровые логические задачи (1ч) Задачи о лгунах (1ч) Логические игры и головоломки(2ч) | Практика, семинар |
| Итого: 34 урока. | |
Индивидуальный план работы
учащегося 11 «А» класса Магомедова Магомеда по предмету «математика»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Математические игры | 4 |
2. | Числовые задачи | 3 |
3. | Задачи на проценты | 4 |
4. | Логические задачи | 4 |
5. | Текстовые задачи | 4 |
6. | Задачи на делимость | 4 |
7. | Задачи на принцип Дирихле | 4 |
8. | Задачи на инвариант | 4 |
9. | Задачи с геометрическим содержанием | 4 |
| | Итого: 35 часов |
Индивидуальный план работы
учащейся 11 «А» класса Гасановой Дианы по предмету «информатика»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Компьютерные технологии представления информации. | 7 |
2. | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов | 9 |
3. | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей | 12 |
4. | Основы социальной информатики. | 7 |
| | Итого: 35 часов |