Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 г.Новотроицк Оренбургской области» |
Доклад для педагогического совета |
Тема урока: «Работа с одаренными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время» |
|
подготовила учитель физической культуры Фитискина Елена Георгиевна |
18.05.2012 |
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплип
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа. В МОБУ "СОШ №10 г.Новотроицка» принята и утверждена школьная программа: «Здоровье» в 2009 году, срок реализации 5 лет, "Спортивно-оздоровительная программа для учащихся 11-17 лет»
Проводятся традиционные спортивные мероприятия:
Дни здоровья, внутришкольные соревнования, школьные Олимпиады по видам спорта, команды школы принимают участие в городских, областных соревнования
Ведется учет двигательной подготовленности, листки здоровья по каждому классу, где врачи дают свои рекомендации, определяют физкультурную и медицинскую группы
Используются технологии:
- здоровьесберегающие;
-игровые;
-ИКТ
-индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая , В. Д .Шандриков)
-личностно-ориентированное-развивающее обучение (И.С.Якиманская)
В проведении спортивных мероприятий стараемся объединить интересы взрослых и детей.
Привлечение родителей и учащихся, как в судействе, так и как участников соревнований осуществляет эту задачу.
В школе в течение учебного года работали два штатных учителя Фитискина Е.Г. образование высшее, высшая категория, пед.стаж - 22 года. Дреева Т.Б., образование средне-специальное, 1 категория, пед.стаж-18 лет.
Учебная программа выполняется согласно программе РФ под редакцией В.И. Ляха и А.А. Здановича.
Степень обученности классов по физической культуре составила: 1 кл. – 71%, 2 кл. – 71,5, 3 кл. – 70%, 4 кл. – 69%, 5 кл. – 68%, 6 кл. - 69%; 7 кл. – 70%; 8 кл. – 67%; 9 кл. – 58%; 10 кл. – 67%; 11 кл. – 70%.
В этом году в школе работали 3 спортивные секции: секция баскетбола (девочки) – 15 человек. Секция волейбола (девочки) – 15 человек, секция туризма (девочки и мальчики) – 15 человек.
Секция из ДЮСШ и СДЮШОР занимается 62 % учащихся школы. В школе обучается 444 учащихся, к занятиям допущено 100%. 1,5 % имеют спец. группу. Из-за малого количества детей имеющих отклонение в здоровье в школе, в этом учебном году специальная медицинская группа не отрывалась. Эти учащиеся занимались ЛФК в центре реабилитации или вместе со своим классом по отдельным специальным заданиям.
На протяжения всего года в школе проводились спортивно – массовые и оздоровительные мероприятия. Такие как 5 дней здоровья, участвовали учащиеся 1 – 11 классов; первенство по футболу среди 5 – 8 классов, игры с мячом 7 классы, круговая эстафета 5 – 6 классы, первенство школы по волейболу и баскетболу 7 – 11 классы. К 23 февраля для юношей проводилась спортивно – развлекательная игра «Добры молодцы» для 5 – 8 классов и «А ну – ка, парни»! Для 9 – 11 классов. Для девочек 8 – 11 классов к 8 марта проводилась спортивно – развлекательная игра «А ну – ка, девочки!»
С целью выявления способных учащихся в ноябре провели олимпиаду по физической культуре среди 5 – 11 классов, где были отобраны ребята для участия в городской олимпиаде. По сравнению с прошлым годом в этом учебном году выросло количество спортивных мероприятий и охват учащихся в них, а так же качество, проведённых соревнований и показателей выступлений сборных команд школы в городских соревнованиях и олимпиадах.
Учащиеся нашей школы активно принимают участие в городских соревнованиях среди школьников. Наилучшие результаты показали команда юношей по футболу на призы «Уральской стали» - (1 место). Учащиеся 7-11 классов принимали участие в городском легкоатлетическом кроссе «Золотая осень», уч-ся 7 «»Б» класса Дыхлина Алина заняла 3 место, уч-к 11 класса Поярков Александр стал победителем этих соревнований. Команда девушек по волейболу в городском турнире посвященному Международному женскому дню 8 марта заняла 2 место.
Учащиеся школы достойно выступали и на городской олимпиаде по физической культуре. Ученица 10 класса Киселёва Наталья заняла 2 место в прикладной гимнастике, 3 место в акробатике, 2 место по баскетболу. Ученик 11 класса Мелентьев Михаил стал сильнейшем в теоретическом блоке олимпиады.
В марте проходил городской спортивно-оздоровительной фестиваль школьников «Президентские состязания». Учащиеся нашей школы показали высокий уровень физической подготовки: 4-е, 5-е, 8-9-е классы заняли 3-е место в своих параллелях.
В сентябре традиционно проходит городские соревнования по веловождению, в которых команда школы №10 традиционно принимает участие.
В октябре 2011 года учащиеся школы приняли активное участие в военизированной эстафете, Городских соревнованиях «Школа безопасности» (район реки Урал), тестирование допризывной молодёжи. В ноябре команда 7-х классов приняла участие во всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию «Азимут - 2011», в котором Пояркова Алёна заняла 2 место в своей возрастной подгруппе. В январе 2012 года учащиеся 5-х классов участвовали в городских соревнованиях «Звёздочка» (Савельев Максим, 5Б класс – 2 место). В марте 2012 года команда заняла 2 место в городских соревнованиях по ориентированию «Подснежник - 2012». В июне 2012 года старшая группа заняла 3 место среди школ в городском слёте юных туристов-краеведов (район реки Губерля).
Участвуя в соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с учащимися всей школы, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне них могут существенно различаться. Желание лучше проявить себя в соревнованиях мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период
Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние оздоровительные площадки для детей;
-сотрудничество с другими школами;
-соревнования.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Добиваемся того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию.
Приступаем к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что "Талант - это 1% способностей, а 99% потения".
Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. По отдельным разделам программы разработаны презентации и карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей в нашей школе проводятся: различного рода спортивные конкурсы, творческие проекты, второй год олимпиада по предмету физическая культура. За период 2010 -2011 уч. года 662 ученика в составе школьных команд приняли участие в поселковых , районных и областных соревнования. Тренировочный процесс повысился на 5 % .
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление.
-Предполагается использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. -Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
- Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.
-Тесная связь с родителями.