Выполнила: учитель русского языка и литературы Спирягина Юлия Валерьевна
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Письмо седьмое
Что объединяет людей
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным и т. д. и т. п. — все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю: истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Задания
А) для понимания сути проблемы «Забота о других людях» учащимся даётся задание: нарисуйте рисунок на тему «Добрые дела» (можно предложить другие темы: «Доброе дело, которое я совершил» (или «…хочу совершить»). Учащимся необходимо рассказать в письменной форме рядом с рисунком, что они на нём изобразили. Рисунки передаются учителю для оформления выставки, вывешиваются на доске. Их необходимо расположить как этажи одного большого дома по заранее очерченному контуру дома, крыши, фундамента. Прокомментировать выставку можно цитатами из письма: «Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны»).
Б) вспомните пословицы о добре и милосердии и отразите их в иллюстрации, на обратной стороне запишите пословицу. Позвольте угадать пословицу по вашему рисунку соседу по парте, дайте ему возможность самому красиво написать угаданную пословицу в специально вами отведённом для неё месте.
А) отразите проблему по теме на основании содержания текста в сопоставлении понятий. Составьте в таблице 2-3 проблемных вопроса в соответствии с заданными фрагментами (текст можно условно разделить на 3 фрагмента), пользуясь ключевыми фразами-помощниками, выделенными в тексте, отражающими основную мысль фрагментов. Образец таблицы с вопросами (для учителя)
(Тема, отражение проблемы) Забота (1 фрагмент) | (Тема, отражение проблемы) Сострадание (2 фрагмент) | (Тема, отражение проблемы) Доброта (3 фрагмент) |
Как забота помогает в объединении людей? | Почему важно понимать истинный смысл сострадания и не путать со слепым желанием угодить человеку любой ценой или из личной выгоды? | Как формируется доброта? |
Почему так важно с детства учить ребёнка заботиться о других? | Для чего нам нужно ощущать единение с другими людьми, нацией, народом, страной? | Почему так важно воспитывать ребёнка добрым? |
| | Как не перепутать доброту с «лжедобротой»? |
Б) соотнесите верно понятия с их определениями:
альтруист;
эгоист;
забота;
милосердие;
доброта
а) чувство готовности оказать бескорыстную помощь;
б) человек, чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей;
в) усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о чём-либо или о ком-либо, комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие;
г) человек, любящий больше других, чем себя, отдающий предпочтения интересам других;
д) отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
А) укажите ошибочные суждения по содержанию текста.
а) человек не является эгоистом, если забота направлена только на себя;
б) незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого;
в) в сострадании нет сознания своего единства с человечеством и миром с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной;
г) добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды.
Б) найдите предложения, в которых средство выразительности определено неверно.
а) забота скрепляет отношения между людьми (метафора);
б) незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого (эпитет);
в) постепенно дети становятся объектами более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую (метафора);
г) за заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей (сравнение).
А) В каком варианте ответа содержится информация, подтверждающая правильность мысли:
а) забота ширится и становится всё более альтруистичной;
б) исправить человечество нельзя, исправить себя – просто;
в) добро не может быть глупо;
г) забота скрепляет отношения между людьми.
Б) укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «объект»:
а) явление внешнего мира;
б) предприятие, учреждение;
в) предмет, на который направлено чьё-либо внимание;
г) то, что является местом какой-нибудь деятельности.
А) запишите развёрнутый ответ на проблемный вопрос, пользуясь материалом текста: «Почему нужно в себе развивать чувство заботы и сострадания?»
Б) запишите развёрнутый ответ на проблемный вопрос, пользуясь материалом текста: «Почему исправить человечество нельзя, исправить себя – просто?»