Работа учителя с одарёнными обучающимися
при освоении ООП НОО.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками.
Кто такие одаренные дети, чем они отличаются от других? Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.
В нашей образовательной организации разработана программа по работе с одарёнными детьми.
Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
-выявление одаренных детей;
-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
-развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
-проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задача учителя начальных классов:
во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Уже с «Малышкиной школы» использую наблюдения, беседы с родителями, тестирование. В ходе диагностики создаём банк одарённых детей.
Работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в четырёх направлениях:
Через учебный процесс.
Через внеурочную деятельность.
Через учреждения дополнительного образования (по интересам самих учащихся).
Через работу с родителями.
Учебный процесс.
Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через реализацию ООП НОО.
Я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, вызвать интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
На уроках я работаю над созданием творческой атмосферы, постоянно обращаюсь к личному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. Ученик должен иметь возможность максимально использовать свой опыт, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
-Дифференцированный и индивидуальный подход
-Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
-Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.
-Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
-Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Авторы курса русского языка также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель - ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.
На уроках русского языка я часто использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы - умению учиться.
Работаем над проектами в группах, индивидуально. Наши проекты «Весёлые рифмы», «Происхождение моей фамилии», т.д. Дети умеют работать с разными источниками, добывать нужную информацию. Пробуем писать сочинения.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини - исследования, рисуют знаки, своими руками изготавливают пособия.
Дети с удовольствием принимают участие в дистанционных и муниципальных конкурсах: «Край родной, где я живу», «Сохраним первоцветы Кузбасса», «Волшебный мир цветов», «Животные вокруг нас», конкурсе видеороликов «Мой любимый питомец».
Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и в играх разного уровня таких, как «Русский медвежонок», «Кенгуру».
И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей.
На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Очень любят дети читать по ролям (такая работа идёт в группе) Готовясь дома, учащиеся выбирают себе роли в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам одно: стараться передать голосом чувства и настроение героев произведения.
Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения (используя маски). Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
Участвуем с детьми в конкурсах «Лучший чтец», «Читаем всей семьёй», «Поэтическая весна», «Пою тебя, мой край родной».
Каждый в классе ведёт свой читательский дневник. Такая работа расширяет кругозор детей, пополняет словарный запас, обогащает речь.
Через внеурочную деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- занятия внеурочной деятельности,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
-выставки творческий работ учащихся
-участие в конференциях
Занятия ВД
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование занятия ВД. Здесь, работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных занятий позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
-Развитие познавательных способностей.
-Юный книголюб.
-Функциональная грамотность.
-Орлята России.
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
-Неделя функциональной грамотности.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
-Конкурс «В гостях у сказки»
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.
-Выставки рисунков.
-Участие в конференциях.
Интересы самих учащихся.
Мне очень помогают в работе с одаренными детьми их собственные интересы и склонности. Это можно реализовать через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.
По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. А в конце учебного года проходит праздник «Звёздный час», на котором подводятся итоги учебного года и награждаются самые талантливые учащиеся.
Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.