СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группах как ресурс формирования функциональной грамотности: разработка «Памятки по организации групповой работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе работы над публикацией был изучен опыт работы учителей и создана "Памятка" для коллег по организации групповой работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Работа в группах как ресурс формирования функциональной грамотности: разработка «Памятки по организации групповой работы»»

Мельник Лена Станиславовна,

учитель английского языка

МОБУ СОШ № 3



Работа в группах как ресурс формирования функциональной грамотности: разработка «Памятки по организации групповой работы»

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на современном этапе большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности во всех ее аспектах. Общепринятой является позиция, что только функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой жизни от повседневного общения до поиска решений профессиональных задач. Требования формирования такого выпускника закреплены во всех нормативно-правовых актах РФ.

В аналитическом докладе ФГБНУ «ИСРО РАО» активно ведется обсуждение «Типовых критериев оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с ФГОС ООО». В данном документе «Функциональность» определена как один из критериев оценки достижения предметных результатов наряду с критерием «Знание и понимание» и «Применение (№ 1, стр. 7) При этом подчеркивается, что за счет учебных предметов также обеспечивается формирование метапредметных результатов. Система которых представлена, согласно ФГОС «... межпредметными понятиями и универсальными действиям - познавательными, коммуникативными и регулятивными». (№ 1, стр. 24) Разработчики документа прямо указывают, что: «Необходимо наполнить учебный процесс такими моделями заданий и учебных ситуаций, в которых естественными элементами являются: 1) познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией), 2) коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и в ходе взаимодействия и совместной деятельности, 3) регулятивные действия.» (№ 1, стр.27)


Именно здесь хочется привести слова основателя русской научной педагогики К.Д. Ушинского о том, что ««… Дети больше утомляются не от деятельности, а от однообразия и односторонности…» (№ 2, стр. 34). Педагог, приложивший много усилий для создания новой «рассудочной школы», в противоположность школе механического заучивания, в работе с детьми предпочитал придерживаться так называемого сократовского метода, основной принцип которого заключался в том, что «… учитель не навязывает постоянно своих мнений, а дает самостоятельность своему ученику с необходимой помощью учителя вывести новую истину.» (№ 3 стр. 187)


Таким образом, учитывая критерии современных ФГОС и опираясь на наблюдения выдающегося педагога прошлого, мы приходим к выводу, что идеальной формой организации учебно-познавательной деятельности на уроке для достижения показателей критерия «Функциональность» является работа в группах.

Но проведенные опросы об опыте и впечатлениях о работе в группе у учащихся 7-х классов 2022-2023 учебного года выявили определенные проблемы. Всего в опросе приняло участие 92 ученика. На вопрос о том, что для вас работа в группе, выяснилось, что большинство учеников считает, что работать в группе интересно (56, 5%), но 43, 5 % дают негативные отзывы: 13% - скучно, 9,8% - уверены, что можно ничего не делать, 16, 3 % не понимают целей и задач работы и 4,3 % - сожалеют, что придется работать одному за всех.

На вопрос о частоте использования формы групповой работы на уроке получены следующие данные: Большинство участников опроса отметили, что редко работают в группах (83, 7%, 77 уч.), небольшая группа из 9 учеников ответила, что часто (9,8%). Присутствовали ответы, в которых отмечалось, что форму групповой работы учителя используют только на открытых уроках (5,4%), 1% учащихся никогда не участвовал в групповой работе.

Для описания детьми работы в группе был использован метод незаконченных предложений. Наиболее популярными были ответы с положительной коннотацией (оценки и помощь друг другу) - по 60%, но также был достаточно высокий выбор вариантов с отрицательной коннотацией- «никто не понимает, что делать»- 29%, «ученики ничего не хотят делать- 25%, стесняются друг друга – 13%.

Анализ полученных ответов позволил нам выявить проблему: учителя редко используют работу в группе как форму организации учебного процесса, и, как следствие, ученики не владеют навыками работы в группе.

Для решения этой проблемы была поставлена цель разработать в помощь учителям памятку по организации работы в группе, обобщающую опыт и рекомендации отечественных и мировых экспертов.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выделить ключевые методические аспекты организации работы в группе через изучение теоретического и практического опыта организации работы в группе.

  2. Разработать макет памятки, лаконичный и емкий, привлекающий внимание и помогающий справиться с ращением основных организационных вопросов.

Опираясь на результаты опроса, мы пришли к выводу, что у детей неудачный опыт работы в группе связан с тем, что учителями не было уделено достаточного внимания следующим организационным аспектам:

  1. Определение цели групповой работы.

  2. Определение ролей участников в группе.

  3. Определение особенностей внутренней организации группы.

  4. Правила поведения учащихся в группе на разных этапах (в том числе подходы к их установлению).

  5. Подбор лексических средства для ведения дискуссий и обсуждений.

  6. Деятельность учителя во время работы детей в группе.

Итак, кратко остановимся на каждом из выделенных аспектов.

  1. Цели групповой работы: Основная цель групповой работы - развитие мыслительных способностей учащихся, командного взаимодействия, ответственности. В то же время эффективность групповой работы проявляет себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. Чему учит групповая работа? Сотрудничать. Ставить вопросы. Решать проблемы. Договариваться. Распределять роли и ответственность. Слушать других. Убеждать других. Отвечать за себя.

Исходя из того, что групповая работа может быть коллаборативной или кооперативной, важно понимать, что фокус коллаборативной работы - процесс; фокус кооперативной работы — продукт.

Цели могут быть разными, и для каждой цели подбираются соответствующие методы или способы работы. При планировании работы в группе учитель должен задуматься о том:

  • Продумано ли содержание деятельности (выбор формата работы в пространстве кабинета/ школы и по времени)?

  • Понимают ли учащиеся цель своей деятельности?

  • Что ожидает учитель от детей? Какие предметные и воспитательные цели, результаты должны быть достигнуты?

  • Как учебная деятельность повлияет на мотивацию?

  • Сколько времени займет это работа?

  • Есть ли у учеников возможность проанализировать, как функционировала группа и чему они научились во время занятия?

  • Дает ли структура задания учащимся время для обработки новой информации, прежде чем их попросят ответить?

  1. Роли учащихся в группе и правила работы в группе. Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.

Возможные роли в группе:

Менеджер/ организатор - держит группу в курсе задач и направляет работу в соответствии с задачей («не отвлекаться», «не уходить от темы» и т.д.

Регистратор/ писарь/секретарь- делает заметки о важных мыслях, высказанных в группе. Обобщает материалы

Докладчик/ оратор - делится описанием результатов работы группы с коллективом. Говорит от имени группы, а не только от личного мнения.

Менеджер по материалам- подбирает, распределяет, собирает, сдает или убирает материалы.

Хранитель времени- отслеживает время и напоминает группе, сколько времени осталось.

Критик-контролер - проверяет точность и ясность мыслей во время дискуссий, подвергает сомнению мнение группы.

Дизайнер- осуществляет оформление (в т.ч. презентации);

  1. Правила поведения в группе. Учащиеся должны быть заинтересованы в собственном обучении и поэтому правила должны быть выработаны ими самими. Обычно мешают работе излишний шум, переключение внимания на посторонние вещи, нарушение сроков или инструкций, невнимательность и как следствие значительное количество индивидуальных вопросов. Поэтому большинство практикующий учителей предлагают выполнить следующие шаги:

  • Шум: Разработайте и практикуйте сигнал “ТИШИНА» Проведите мозговой штурм с учениками, чтобы решить, как это сделать. Договоритесь о формах сигналов для установления тишины (внутренние в группе и внешние)

  • Соблюдение сроков – установить «крайние сроки» (Deadlines) и задачи.

  • Дайте учащимся конкретные задания, которые они должны выполнить в течение заранее установленного срока. Используйте таймер.

  • Инструкции- покажите, но не рассказывайте инструкции (попросите группу смоделировать шаги). Попросите учеников рассказать друг другу инструкции, чтобы убедиться, что они поняли, прежде чем приступить к выполнению задания.

  • Вопросы- отвечайте только на вопросы команды. Индивидуальные вопросы должны решаться внутри команды. Используйте правило «Сначала 3, потом Я» (т.е. прежде чем спросить у учителя, спроси 3 учеников)

  1. Ведение дискуссий и обсуждений: Лексический запас необходимо специально формировать. Использование определенных вводных фраз и речевых клише облегчает коммуникацию и направляет обсуждение в нужное русло. Примерный набор фраз для выражения различных позиций, таких как: согласие/ несогласие, запрос разъяснения или подтверждения, высказывание дополнения приведен в Приложении.

  2. Деятельность учителя во время работы детей в группе очень важна. Необходимо все время находиться рядом, нельзя заниматься своими делами (проверять тетради или выходить из кабинета). Необходимо следить за обсуждениями, чтобы понимать, как продвигается работа, какие навыки совместной работы нужно развивать (поможет заполнение оценочных листов). При этом не продуктивно давить и критиковать работу группы. Внимание учителя должно быть в равной степени распределено на все группы, а не сосредотачиваться на одной. Крайне важно дать каждой группе почувствовать себя успешными. Избегайте расформировывать группы из-за того, что у них возникают проблемы в работе, так как члены этой группы будут чувствовать себя неуспешными и перенесут это чувство на работу в следующей группе.

Работа в группе — это ресурс для целенаправленного формирования у учащихся предметных и метапредметных компетенций, обладание которыми обеспечивает соответствие критерию «Функциональность». В приложении нами размещена Памятка, которая акцентирует внимание учителей на ключевых организационных моментах. В лаконичной и емкой форме Памятка содержит информацию по всем ключевым организационным вопросам. Разработка была представлена на Школьных Педагогических чтениях и получила хорошие отзывы коллег-учителей.



Список литературы:

1. Аналитический доклад «Типовые критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», https://edsoo.ru/Formirovanie_edinoj_kriterialnoj_sistemi_osvoeniya_obuchayuschimisya_FGOS_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_.htm

2. Ушинский К.Д., Собрание педагогических сочинений т.II, стр. 34

3. Ушинский К.Д., Собрание педагогических сочинений, т.II, доп. Т. Стр 187

4. Старченко Д. В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gruppovoy-raboty-priobuchenii-inostrannomu-yazyku

5. Possible Roles on Teams, Режим доступа: https://www.cmu.edu › tools › Groupworkroles

6. Определение ролей участников проектной команды, https://lanit.ru/press/smi/opredelenie-roley-uchastnikov-proektnoy-komandy/

7. Гикал Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/530702/ (Режим обращения 4.02.2023)




Приложение 1