СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работоспособность - важный показатель готовности к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работоспособность - важный показатель готовности к школе»»

Конспект собрания клуба «Будущий первоклассник»

Тема:«Работоспособность – важный показатель готовности к школе»

Цель: Распространения опыта семейного воспитания.

Формирование мотивационной готовности воспитанника.

Форма проведения: дистанционно

Участники: Воспитатели, учитель начальных классов, родители детей подготовительных к школе групп

План проведения

1. Вступительная часть.

2.Выступление учителя начальных классов на тему «Работоспособность важный показатель готовности к школе»

3. Рекомендации для родителей. Обмен опытом.

4. Заключительная часть.


Ход собрания


1.Вступительная часть:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность присутствовать на наше мероприятие. У нас сегодня в гостях учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

«Средней школы № 11» Князькова Татьяна Владимировна. Она расскажет, какая бывает работоспособность у ребенка, как работоспособность ребенка помогает усваивать материал, и как улучшить работоспособность у детей.

2. Выступление учителя начальных классов на тему «Работоспособность важный показатель готовности к школе»

Наступает школьная пора и перед родителями появилось много вопросов, касающихся воспитания, обучения и развития детей. Ребенок, который пойдет в первый класс, требует к себе особого внимания. Это объясняется тем, что он вступает в новый жизненный период, когда детство осталось позади, и впереди ждут учебные будни. Они могут быть наполнены радостью и тревогами, волнением и слезами, знакомством с новой информацией, новыми друзьями и педагогами.


Обычно взрослые заботятся о том, чтобы ребенок был готов к школе заранее — они много рассказывают ему о ней, вспоминают истории из своего детства, покупают школьную одежду и принадлежности, водят на подготовительные занятия. Такая подготовка во многом помогает будущему первокласснику справиться с волнением и прожить очередной кризисный период с наименьшими травмами.


Наряду с личными изменениями, ребенок сталкивается с требованиями, которые теперь отличаются от прежних — они могут быть незнакомыми, неожиданными, сложными, вызывать тревогу, страх не справиться, быть хуже других.


Учебную деятельность в первом классе можно приравнять к трудовой — ребенок встает по режиму, каждый день пишет в рабочих тетрадях, задания, которые он выполняет, заставляют работать все его психические процессы — память, мышление, аналитический ум, воображение, речь. Учебная деятельность, в рамках возраста, является полноценным и настоящим трудом. Каким он будет — качественным или не очень, зависит от особенностей работоспособности каждого из детей. Что это такое и как родители могут улучшить ее, можно узнать, если прочитать эту статью.


Какая бывает работоспособность у ребенка?

Работоспособность есть у каждого человека и у ребенка в том числе. Чем он младше, тем меньше внимания уделяется тому, на каком уровне она находится — нет необходимости в том, чтобы оценивать это состояние у малыша. Тем временем, работоспособность видно даже в раннем детстве — как малыш выполняет дело, которое ему интересно — строит башню из кубиков, лепит куличики, рисует, клеит.


Если понаблюдать за этой работой, то станет заметно, что один ребенок долго рассматривает предмет или игрушки, изучает, всячески манипулирует и только потом начинает использовать по назначению — например, собирает пазлы не сразу, а спустя время. При этом, чем дольше он работает, тем лучше у него получается. Другой, если представить его за тем же занятием, сразу берется за дело с большим энтузиазмом и стремлением, работает быстро и правильно, однако спустя время теряет интерес и может даже бросить игру или занятие, не закончив.


В этих двух случаях дети обладают разной работоспособностью. Темп деятельности у первого ребенка отличается медленной врабатываемостью, последующим ускорением и повышением качества работы, а у второго — наоборот, работа начинается качественно, однако затем наступает утомляемость, внимание падает, и могут появиться ошибки.


Если применить типы разной работоспособности к школьному обучению, то в первом случае ребенок будет обладать следующими особенностями на уроках: ему будет сложно сразу «включаться» в коллективные задания, работать быстро, реагировать на вопросы и комментарии учителя. Ему необходимо время для того, чтобы он понял, что нужно сделать, возможно, наметил план, сосредоточился — так ему легче приниматься за работу.


Во втором случае дети будут работать сразу хорошо и быстро, отвечать на все вопросы учителя, первыми тянуть руку, однако, к середине или концу урока они почувствуют усталость, напряжение, станут отвлекаться от заданий, смотреть по сторонам и желать сменить деятельность.


В примерах описаны два типа работоспособности и оба они считаются нормой. Также существует третий тип, когда дети работают в среднем темпе — вовремя начинают и также вовремя заканчивают задание, не испытывая потребности готовиться к нему и сильной усталости в конце. Обычно, средним темпом рабочей деятельности обладает большая часть класса — именно они считаются основной частью коллектива, работающей в темпе, заданном учителем.


Типы работоспособности с медленной врабатываемостью и повышенной утомляемостью могут стать причиной низкой успеваемости в том случае, если родители и педагоги не знают или не учитывают эти индивидуальные особенности школьников.


Привычка спешить и наоборот

Понять, каким темпом деятельности обладает ребенок, можно, если понаблюдать за ним во время любой деятельности. Привычки ребенка в поведении также расскажут об особенностях его работоспособности. Он может с детства спешить, быть активным, быстро увлекаться новым делом, однако так же быстро терять интерес и уставать. Дети, отличающиеся противоположными особенностями, с младших лет вдумчивы и неторопливы, прежде чем браться за дело, анализируют, рассматривают, изучают предмет, однако, разобравшись, выдают хороший результат.


Пример родителей и дети

Природные особенности ребенка трудно поменять. Легче создать условия для их хорошего развития. Работоспособность может зависеть от примера взрослых в родительской семье. Когда родители медлительны и неторопливы, дети вряд ли будут спешить, и если взрослые не привыкли доводить дела до конца, то они будут видеть это, понимать и не смогут пользоваться другим примером для того, чтобы стать усидчивыми и внимательными в школе.


Как улучшить работоспособность у детей?

Повысить качество темпа деятельности первоклассника можно, если, во-первых, знать об индивидуальных особенностях личности, во-вторых, создавать условия для обучения, в соответствии с ними.


Когда дети долго готовятся, прежде чем взяться за работу, их нельзя торопить. Дайте им время собраться с мыслями, наметить планирование, отвечайте на вопросы, если они появляются.


Детям, которые быстро устают, стоит давать время отдыхать от работы, если родители желают, чтобы она была выполнена хорошо. Отдых может заключаться также в смене деятельности — попросите ребенка отложить ручку, нарисуйте с ним рисунок, сделайте легкую зарядку, пальчиковую гимнастику, просто посидите и поболтайте вместе несколько минут. Устал ли ребенок, можно понять по реакции его тела: он может начать вертеться, смотреть по сторонам, вздыхать — отвлекаться от работы любым способом.


Улучшить работоспособность не только полезно для развития, но и служит профилактикой развития школьной неуспеваемости первоклассника. Этим объясняется важность изучения родителями детской психологии и понимания процессов возрастных изменений детей.


3. Рекомендации для родителей. Обмен опытом.

Конечно, главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая' умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические), неблагоприятно протекающая беременность матери, родовые травмы и т, д. Такие дети нуждаются в постоянном наблюдении врачей, индивидуальном подходе со стороны педагога и правильных воздействиях со стороны родителей. Дети эти или пассивны, или легковозбудимые.

Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают, с трудом засыпают. В каждом конкретном случае советы по воспитанию такого ребёнка может дать врач, например: назначить общие или ножные ванны с настоем трав, укрепляющие нервную систему. Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей, даже в возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон в хорошо проветриваемой комнате, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями и сестрами.

Ребёнка настраивают на спокойную волну, предложив ему, навести порядок в кукольном и книжном уголке, вымыть ноги, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет или должен взять в детский сад, самому раздеться. Охотному выполнению этих поручений благоприятствуют щётка красивой расцветки, нарядный тюбик с пастой или мыльница, наличие своей полочки в гардеробе, детских вешалок для лёгкого и верхнего платья.

Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребёнка: гулять в субботу и воскресенье на свежем воздухе, совершая при этом с ребёнком туристские походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах,

санках и т. п.

Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закалить ребёнка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо больше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны сменяться длительной активностью.

Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети имеют часто неустойчивый аппетит. Повышать его за счет острых закусок не стоит. Лучше использовать красивую раскладку блюд, привлечь ребёнка к приготовлению пищи, сервировке стола и т. д. На работоспособность ребёнка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.

Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к занятиям. А развить и поддержать его могут родители. Порой достаточно нескольких минут во время возвращения из детского сада домой, чтобы узнать, с кем ребёнок играл, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с занятиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз выполнить узор на круге или полосе, слепить зайчика (так как родители узнали, что именно этими занятиями, ребёнок справился не достаточно хорошо).

Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость приводят к тому, что дети легко забывают о целях действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей привлекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях. Например, если дети трудятся, то эффективность работы повышает мотив общественной пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре (игольницу, салфетку, подставку для кисточек), принести радость окружающим (вырастить цветы), пользу животным своей заботой о них, всегда интересна для детей совместная деятельность со взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, подержи), а равноправного партнёра: «Давай решим, какой краской выкрасить большую табуретку и твою маленькую табуреточку. С чего начнём?». Если по ходу разговора с ребёнком, занятий с ним от него требуются значительные умственные усилия (решить, выполнить), то варьируют задания и условия, в которых они выполняются, например задания на счёт: сосчитать, сколько листиков( палочек) мама положила на скамейку, угадать сколько раз она ударила по спинке скамейки палочкой, из скольких частей состоит слово («Серёжа» «Таня») Использовать разнообразные игровые приёмы, например, когда дети осваиваю! пространственные отношения ( близко - далеко, справа-слева, впереди-сзади, между), здесь могут участвовать любимые ребёнком игрушки.

Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, грустный, страшный), составить рассказ по двум-трём картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток « картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить « картины» и рассказать о них (а товарищи, родные угадывают). Можно использовать и другие игровые приёмы:

«Ты опиши игрушку, а я угадаю» или « Я начну сказку, а ты закончи»... И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах 9(соседке, бабушке, товарищу), проявить самостоятельность и активность в магазине.

В заключении повторим общие положения.

Если работоспособность ребёнка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьёй. Родители должны постоянно интересоваться у воспитателя результатами обучения на занятиях в детском саду, своевременно выяснять, в чём отстаёт их сын или дочь, что у него не получается и почему, какие рекомендации необходимо выполнять чтобы преодолеть встречающиеся трудности.

5.Заключительная часть.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!