МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол №1 от «» августа 2020 г. Руководитель МО Нескородова И.В. | УТВЕРЖДЕНА решением педагогического совета Протокол №1 от «» августа 2020 г. ВВЕДЕНА в действие приказом от «» августа 2020 г. № Директор школы: Т.Л. Шевченко |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Трудные вопросы органической химии»
10 класс
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами освоения курса «Трудные вопросы органической химии» являются
В ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
В трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения элективного курса «Трудные вопросы органической химии» являются:
Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
Учащиеся получат возможность научиться: умению генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
Использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения элективного курса «Трудные вопросы органической химии» являются:
умение описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных, а также на основе знаний о механизмах химических реакций;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;
разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс (35 часов)
Введение (4 часа). Современные научные представления о теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов и групп атомов друг на друга. Отличие различных типов гибридизации. Электроотрицательность атомов углерода с различными типами гибридизации. Тривиальная и рациональная номенклатуры. Тестовые задания по теме «Строение органических веществ».
Тема №1. «Химические реакции в органической химии».
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Сопряженные связи, механизмы химических реакций. Энергия 2π-сопряжения. Тестовые задания по теме «Типы химических реакций».
Тема №2. «Углеводороды» (4 часа).
Генетическая связь между основными классами углеводородов. Составление учащихся самостоятельно схем превращений углеводородов. Состав и применение нефти, ее роль в экономике страны. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти. Состав и применение газа и угля, их роль в экономике страны. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой газа и угля. Выполнение тестовых заданий по теме «Генетическая связь между углеводородами».
Тема №3. «Спирты. Фенолы» (3 часа).
Сравнение свойств одноатомных, многоатомных спиртов. Влияние группы ОН на физические и химические свойства органических веществ. Сравнение свойств спиртов и фенолов. Составление схем взаимосвязи между углеводородами, спиртами, фенолами. Тестовые задания по теме «Спирты. Фенолы».
Тема №4. «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Жиры» (8 часов).
Влияние атомов кислорода в молекулах альдегидов, кетонов и фенола. Сравнительная активность химических свойств альдегидов, кетонов, фенола и карбоновых кислот. Механизм реакции этерификации. Составление схем генетической взаимосвязи кислородсодержащих классов. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Составление электронных балансов. Составление схем генетической связи между соединениями органических веществ. Тестовые задания с участием кислородсодержащих соединений.
Тема №5. «Углеводы» (3 часа).
Варианты образования дисахаридов из моносахаридов. Полимеры на основе углеводов. Тестирование по теме «Углеводы».
Тема №6. «Азотосодержащие соединения» (8 часов).
Аминокислоты. Образование биполярного иона. Получение азотосодержащих соединений. Структуры белков. Получение различных классов органических соединений. Тестирование по теме «Азотосодержащие соединения». Тестирование по всем классам органической химии. Итоговое занятие.
Краткая характеристика содержания.
№ п/п | Название содержательного блока | Количество часов |
| Введение | 4 |
| Химические реакции в органической химии | 5 |
| Углеводороды | 5 |
| Спирты. Фенолы | 3 |
| Альдегиды. Жиры. Кетоны. Карбоновые кислоты | 7 |
| Углеводы | 3 |
| Азотосодержащие соединения | 8 |
| Итого | 35 |
III. Тематическое планирование
10 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела. Тема урока. |
Введение (4 часа) |
1. | Современные научные представления о теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов и групп атомов друг на друга |
2. | Отличие различных типов гибридизации друг от друга. Электроотрицательность атомов углерода с различными типами гибридизации |
3. | Геометрическая изомерия: оптическая. Биологическое значение оптической изомерии |
4. | Выполнение тестовых заданий по теме «Строение органических веществ» |
Тема№1 «Химические реакции в органической химии» (5 часов) |
5. | Типы химических реакций в органической химии |
6. | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений |
7. | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Решение задач |
8. 8. | Сопряженные связи, механизмы химических реакций |
9. | Тестовые задания по теме «Типы химических реакций» |
Тема №2 «Углеводороды» (5 часов) |
10 | Генетическая связь между основными классами углеводородов |
11. | Генетическая связь между основными классами углеводородов. Составление учащимися самостоятельно схем |
12. | Выполнение тестовых заданий по теме «Генетическая связь между углеводородами» |
13. | Состав и применение нефти, ее роль в экономике страны. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти |
14. | Состав и применение газа и угля, их роль в экономике страны. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой газа и угля |
Тема №3 «Спирты. Фенолы» (3 часа) |
15. | Сравнение свойств одноатомных, многоатомных спиртов. Влияние группы ОН на физические и химические свойства органических веществ. Сравнение свойств спиртов и фенолов |
16. | Составление схем взаимосвязи между углеводородами, спиртами, фенолами |
17. | Тестовые задания по теме «Спирты. Фенолы» |
Тема №4 «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Жиры» (7 часов) |
18. | Влияние атомов кислорода в молекулах альдегидов, кетонов и фенола |
19. | Сравнительная активность химических свойств альдегидов, кетонов, фенола и карбоновых кислот. Механизм реакции этерификации |
20. | Составление схем генетической взаимосвязи кислородсодержащих классов |
21. | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии |
22. | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Решение задач |
23. | Составление схем генетической связи между соединениями органических веществ |
24. | Тестовые задания с участием кислородсодержащих соединений |
Тема № 5 «Углеводы» (3 часа) Тема № 5 «Углеводы» (3 часа) |
25. | Варианты образования дисахаридов |
26. | Полимеры на основе углеводов |
27. | Тестирование по теме «Углеводы» |
Тема № 6 «Азотосодержащие соединения» ( 8 часов) «Азотосодержащие соединения» |
28. | Аминокислоты. Образование биполярного иона |
29. | Получение азотосодержащих соединений |
30. | Структуры белков |
31. | Структуры белков. Решение задач |
32. | Получение различных классов органических соединений |
33. | Тестирование по теме «Азотосодержащие соединения» «Азотосодержащие соединения» |
34. | Тестирование по всем классам органической химии |
35. | Итоговое занятие |