СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Радость творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Радость творчества»

Климович Надежда Павловна

Подлуцкая Екатерина Михайловна


РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА


«Творчеству научить нельзя, зато научить людей позволять себе творить - можно вполне»

Джеймс Камерон

Истинное предназначение творчества- приносить радость.

Известно: любой деятельностью, в том числе и художественной, ребёнок овладевает, усваивая способы той или иной деятельности только с помощью взрослых. Однако не каждый ребёнок самостоятельно может выделить способы деятельности. Как же должен строить обучение педагог, чтобы обеспечить формирование обобщенных способов изображения? Ответ один: связью с общностью формы предметов и их частей. Наблюдения показывают: ребёнок стремится именно к этому. Не получается? Огорчается, теряет интерес к деятельности. Вот почему важно, чтобы он овладел такими изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов в рисунке - формообразующими движениями.

Как же обучить ребёнка этому приёму? В практике используется показ способов. Однако такой путь нельзя назвать рациональным. Дети учатся механически повторять указанный способ. Приобретается умение изображать только какой-то один предмет, например яблоко, дом, машину. Для успешного развития творчества необходимо чтобы ребёнок овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усвоил способ изображения любого сходного по форме предмета - обобщённый способ действия. Обобщённость рисунка зависит от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребёнок постепенно приобретает опыт. И начинать обучение надо с организации восприятия предмета- движения руки по его форме.

От уровня развития рисовальных движений, овладевая обобщенными формообразующими движениями в младшем и среднем возрасте зависит развитие рисования, а последующих группах- вообще изобразительного творчества. Именно это обстоятельство обеспечивает ребёнку самостоятельность, умение решать любую творческую задачу. Уже с младшей группы первые занятия, на которых дети должны изображать предмет, требующий нового формообразующего движения. следует начинать с обследования. Формообразующему движению обучаем детей не сухой назидательной форме, а живо и эмоционально.

Последующие занятия могут начинаться с напоминания того, какой предмет рисовали в прошлый раз, с показа движения в воздухе, как он рисуется. Только после этого движения руки по контуру вновь обследуется предмет той же формы. На всех последующих занятиях по-прежнему устанавливается взаимосвязь между формой предмета и способом её передачи в рисунке. Дети должны понять: все предметы или их части одной и той же формы рисуются тем же способом. Если ставится задача нарисовать предмет из нескольких частей знакомой формы, сначала обследуется предмет, определяются формы, величина частей, организуется показ способов у доски. Надо постоянно учить детей определять формообразующее движение, исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обследования. Если подобная связь не установлена и дети привыкают рисовать только по показу, есть вероятность того, что отработаются стереотипные шаблоны изобразительных навыков. В итоге остается невостребованным сенсорный опыт.

В некоторых случаях, когда нельзя показать предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам, для оживления представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок. Он должен быть крупным с ярко выраженной формой нарисованного предмета, по возможности изображение изолировано от других объектов, чтобы не отвлекать внимание от главного. Воспитатель также обращает внимание детей на форму, обводя её, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убрать.

В качестве специального приёма используется художественное слово. Художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого стихотворения. Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям. Это же стихотворение можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.

Проводимый в конце занятия просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную инициативу - внесение чего-то нового в рисунок.

Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует. Важно у всех детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию и творчеству.

Усваивая характер действий, дети легко применяют их на практике, создавая любые изображения. Успех деятельности и связанные с ней положительные эмоции во многом зависит от умелости самого юного художника. Если ребёнок умеет рисовать, лепить, вырезать, то он раскован и деятельность доставляет ему удовольствие.


Список используемой литературы:

1. Журнал «Дошкольное воспитание». Москва, 2006.

2. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». Москва, Просвещение, 1985.