Климович Надежда Павловна
Подлуцкая Екатерина Михайловна
РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
«Творчеству научить нельзя, зато научить людей позволять себе творить - можно вполне»
Джеймс Камерон
Истинное предназначение творчества- приносить радость.
Известно: любой деятельностью, в том числе и художественной, ребёнок овладевает, усваивая способы той или иной деятельности только с помощью взрослых. Однако не каждый ребёнок самостоятельно может выделить способы деятельности. Как же должен строить обучение педагог, чтобы обеспечить формирование обобщенных способов изображения? Ответ один: связью с общностью формы предметов и их частей. Наблюдения показывают: ребёнок стремится именно к этому. Не получается? Огорчается, теряет интерес к деятельности. Вот почему важно, чтобы он овладел такими изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов в рисунке - формообразующими движениями.
Как же обучить ребёнка этому приёму? В практике используется показ способов. Однако такой путь нельзя назвать рациональным. Дети учатся механически повторять указанный способ. Приобретается умение изображать только какой-то один предмет, например яблоко, дом, машину. Для успешного развития творчества необходимо чтобы ребёнок овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усвоил способ изображения любого сходного по форме предмета - обобщённый способ действия. Обобщённость рисунка зависит от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребёнок постепенно приобретает опыт. И начинать обучение надо с организации восприятия предмета- движения руки по его форме.
От уровня развития рисовальных движений, овладевая обобщенными формообразующими движениями в младшем и среднем возрасте зависит развитие рисования, а последующих группах- вообще изобразительного творчества. Именно это обстоятельство обеспечивает ребёнку самостоятельность, умение решать любую творческую задачу. Уже с младшей группы первые занятия, на которых дети должны изображать предмет, требующий нового формообразующего движения. следует начинать с обследования. Формообразующему движению обучаем детей не сухой назидательной форме, а живо и эмоционально.
Последующие занятия могут начинаться с напоминания того, какой предмет рисовали в прошлый раз, с показа движения в воздухе, как он рисуется. Только после этого движения руки по контуру вновь обследуется предмет той же формы. На всех последующих занятиях по-прежнему устанавливается взаимосвязь между формой предмета и способом её передачи в рисунке. Дети должны понять: все предметы или их части одной и той же формы рисуются тем же способом. Если ставится задача нарисовать предмет из нескольких частей знакомой формы, сначала обследуется предмет, определяются формы, величина частей, организуется показ способов у доски. Надо постоянно учить детей определять формообразующее движение, исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обследования. Если подобная связь не установлена и дети привыкают рисовать только по показу, есть вероятность того, что отработаются стереотипные шаблоны изобразительных навыков. В итоге остается невостребованным сенсорный опыт.
В некоторых случаях, когда нельзя показать предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам, для оживления представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок. Он должен быть крупным с ярко выраженной формой нарисованного предмета, по возможности изображение изолировано от других объектов, чтобы не отвлекать внимание от главного. Воспитатель также обращает внимание детей на форму, обводя её, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убрать.
В качестве специального приёма используется художественное слово. Художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого стихотворения. Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям. Это же стихотворение можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.
Проводимый в конце занятия просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную инициативу - внесение чего-то нового в рисунок.
Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует. Важно у всех детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию и творчеству.
Усваивая характер действий, дети легко применяют их на практике, создавая любые изображения. Успех деятельности и связанные с ней положительные эмоции во многом зависит от умелости самого юного художника. Если ребёнок умеет рисовать, лепить, вырезать, то он раскован и деятельность доставляет ему удовольствие.
Список используемой литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание». Москва, 2006.
2. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». Москва, Просвещение, 1985.