Готовимся к ОГЭ
1 На каком из перечисленных материков находятся озера Эри и Мичиган?
1) Австралия; 2) Северная Америка;
3) Африка; 4) Южная Америка.
- 1) Австралия; 2) Северная Америка; 3) Африка; 4) Южная Америка.
2 Определите, к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится резьба по металлу.
1) дагестанцы; 2) коряки; 3) якуты; 4) русские.
- 1) дагестанцы; 2) коряки; 3) якуты; 4) русские.
регион
S территории, тыс. км 2
Численность населения по годам, тыс. чел.
Новосибирс-кая обл.
всего
Ханты-Мансийский АО
178
1995
523
Ивановская обл.
2000
2732
24
2725
1293
Республика Коми
2007
городского
1360
172
2670
1260
1995
2021
2000
1488
1195
1157
1080
1189
2034
1058
сельского
2007
1036
1238
975
1995
1986
983
2000
874
711
1357
2007
870
691
798
104
224
122
655
737
212
131
283
210
260
238
3 Используя данные таблицы, определите в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдался рост численности городского населения.
1) Новосибирская область ; 2) Ханты-Мансийский АО;
3) Ивановская область ; 4) Республика Коми.
- 1) Новосибирская область ; 2) Ханты-Мансийский АО; 3) Ивановская область ; 4) Республика Коми.
2
4 Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?
1) А; 2) В; 3) С; 4) D .
D
А
4
В
С
5 Карта погоды составлена на 27 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное потепление?
1) Новосибирск; 2) Салехард;
3) Ростов-на-Дону; 4) Нижний Новгород.
В Африке в тропических широтах вдоль побережья Атлантического океана протянулась одна из самых сухих пустынь мира — Намиб, давшая название государству Намибия. Среднегодовое количество атмосферных осадков не превышает 15 мм. В истории метеонаблюдений был период, когда в течение 20 лет не выпало ни единой капли дождя.
6 На территории какой из перечисленных стран имеется пустыня, расположенная в тропических широтах вдоль океанического побережья?
1) Китай; 2) Египет; 3) Туркменистан; 4) Чили.
- 1) Китай; 2) Египет; 3) Туркменистан; 4) Чили.
7 Группа туристов из Финляндии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу русских степей. Какой из перечисленных заповедников им для этого необходимо посетить?
1) Курильский; 2) о-ов Врангеля;
- 1) Курильский; 2) о-ов Врангеля;
3) Оренбургский; 4) Уссурийский.
- 3) Оренбургский; 4) Уссурийский.
8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого).
»- 2. " width="640"
Проверка
1) 2
2) 1
3) 2
4) 4
5) 4
6) 4
7) 4
8) ВБА
Критерии: «10 баллов» - 5;
«9-8» - 4;
«7-6»- 3;
«5 и »- 2.
Понятие район и Районирование
Районирование – важнейший метод изучения географии
Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга
- природными,
- экономическими,
- историческими особенностями,
- условиями жизни людей.
- Районирование – разделение территории на части (районы) и их изучение
- Виды районирования:
- сплошное и узловое; общее и частное
- сплошное и узловое;
- общее и частное
Функции районирования
- упорядочивание информации о территории;
- синтез информации для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
- создание «образа района» - как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны
Типология районирования
Охватывает всю территорию, между выделенными регионами нет свободного пространства. Например, административно-территориальное деление, физико-географическое районирование и др.
Выделяются центры (узлы) и прилегающие к ним пространства, в которых ярко представлено то или иное природное или экономическое явление. В этом случае четко выделяются существующие экономические, социальные, экологические и др. проблемы
Типология районирования
Деление по совокупности признаков, характерных для данной территории
Способ деления по отдельным элементам, характеризующим данную территорию (климат, почвы, население, типы хозяйства и т.д.)
Варианты районирования в России
Физико-географическое
Административно-территориальное
Русская равнина
Урал
Кавказ
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Горы юга Сибири
Экономическое
республика
край
автономный округ автономная область
области
города федерального значения
Европейский Север
Европейский Юг
Центральный
Центрально-Чернозёмный
Волго-Вятский
Северо-Западный
Поволжский
Уральский
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Единицы районирования
- Район – территория, имеющая уникальные природные, социально-экономические, историко-культурные особенности
- Регион – значительная по размерам территория, часть страны, отличающаяся совокупностью природных, экономических, историко-культурных особенностей
- Макрорегион – часть территории страны, включающая в себя похожие по хозяйственной специфике экономические районы
- Экономический район – часть территории страны, отличающаяся исторически сложившейся хозяйственное специализацией
Экономические районы
территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией
Экономические районы России
9 Федеральных округов
9 Федеральных округов
- Центральный федеральный округ (административный центр — Москва)
- Южный федеральный округ (административный центр — Ростов-на-Дону)
- Северо-Западный федеральный округ (административный центр — Санкт-Петербург)
- Дальневосточный федеральный округ (административный центр — Хабаровск)
- Сибирский федеральный округ (административный центр — Новосибирск)
- Уральский федеральный округ (административный центр — Екатеринбург)
- Приволжский федеральный округ (административный центр — Нижний Новгород)
- Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр — Пятигорск)
- Крымский федеральный округ (административный центр — Симферополь)
Административно- территориальное деление России (стр. 194, рис. 58)
На территории России представлены 85 субъекта РФ.
46 областей ,22 республика, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округов и 3 города федерального значения.
Субъект федерации
- это территория ,
наделенная правами и
обязанностями
Домашнее задание
§35 прочитать, ответить на вопросы;
на контурную карту нанести субъекты РФ, выучить.