СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранний возраст. Развитие деятельности ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ранний возраст. Развитие деятельности ребенка.»

Практические задания

  1. Составьте логическую схему, раскрывающую влияние предметной деятельности на развитие психических функций и личности ребенка раннего возраста. Выделите новообразования возраста.

Развитие личности ребенка

В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене "гордости за достижение" •





Восприятие

действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.















Внимание

Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительности, концентрации и объема внимания. В целом память и внимание на протяжении раннего возраста протекают в значительной степени без внутренних усилий и без использования специальных средств.





Наглядно – действенное мышление

Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, "проблемой для ума"



Предметная деятельность













 Фонематический слух

В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова





Память

С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами, выполнение операций построения части из целого















2. Какую роль играет овладение прямой походкой в психическом развитии ребенка?

Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни. У ребенка появляются новые возможности познания мира.

  1. Доступность все большего количества предметов. 

  2. Возможность благодаря ходьбе разносторонне познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и больше. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ноги, ребенок обходит стол кругом, подлезает под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещая табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величине.

  3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.

  4. Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. 

  5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит каждый день, каждый час. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях.

  6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели вправляют ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальной цели, поскольку ее сильно привлекает само действие. Поэтому она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.



3. Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»?

а) нанизывание колец пирамидки – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

б) закрывание коробки крышкой – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

в) манипулирование молотком – ОРУДИЙНОЕ

г) складывание матрешки – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

д) действие ложкой – ОРУДИЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ

4. Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.

«Боря (1г.3м.) 48 раз подряд открывал и отпускал крышку металлического кофейника. Под действием пружины крышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и снова открывал крышку».

Вопросы

  1. Какое действие (по характеру) производил ребенок?

Ответ: ориентировочное

  1. Каков смысл действий ребенка с точки зрения его психического развития?

Ответ: Он как будто еще и еще раз проверял существующую связь своего движения с падением крышки и звуком.

5. Назовите особенности общения детей 2-3 лет со сверстниками

  • Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие

  • совместная игра строится на демонстрации друг другу своих умений и подражании действиям сверстника без использования игрушек

  • действие одного ребенка вызывает подражание у другого

  • яркие положительные эмоции, безудержная радость

  • Дети с восторгом зеркально отражают действия друг друга

  • стремятся заинтересовать собой

  • изобретают разные способы привлечения к себе внимания

  • демонстрируют друг другу свои умения

  • чутко отзываются на любое действие сверстника

  • раскованность и непосредственность действий

6. Раскройте этапы и условия формирования игровых замещений в раннем возрасте.

Таким образом, развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

  1. наблюдение за игрой взрослого

На столике перед ребенком располагались реалистические игрушки, позволяющие осуществить различные действия: кроватка, ванночка, расческа, игрушечная посуда. Среди реалистических игрушек находились и предметы с неопределенным назначением, которые можно было использовать в любой функции (шарики, палочки, брусочки и пр.). Взрослый на глазах у ребенка начинал играть с этими предметами, комментируя свои действия словами и пытаясь вовлечь его в свою игру. Наблюдения за поведением ребенка позволили выделить ряд этапов приобщения ребенка к игре. На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого.

  1. присоединение к этой игре, совместная игра

На следующем этапе ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит формальный, автоматический характер. Ребенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безразлично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предметами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это может свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого образа предмета, который он замещает в действии. Поэтому замещение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.

  1. подражание действиям взрослого

На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстрируют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят. Но самостоятельных замещений пока нет.

  1. самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий

На следующем этапе в поведении детей наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка.

  1. появление самостоятельных игровых замещений

Ребенок начинает вводить в игру собственные, подчас оригинальные замещения. Переименование предметов перемещается к началу игрового действия, становится более осознанным.

Важнейшим условием переименования предмета в игре является эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в действия взрослого.

  1. Современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста

Программа воспитания и обучения в детском саду. Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г. г.) и является ее усовершенствованным вариантом. В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.



Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.

В качестве основных линий развития ребенка на всех этапах детства выделяются:

  • социальное развитие

  • познавательное развитие

  • эстетическое развитие

  • физическое развитие

Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.

Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.

Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:

  • * развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;

  • * построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;

  • * установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.

В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».

Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года.) Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.

В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.

Ранний возраст представлен в программе лишь частично - третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Приоритетные виды деятельности для ребенка - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.

Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель - не только образец для подражания, но, прежде всего - творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.