Практические задания
Составьте логическую схему, раскрывающую влияние предметной деятельности на развитие психических функций и личности ребенка раннего возраста. Выделите новообразования возраста.
Развитие личности ребенка
В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене "гордости за достижение" •
Восприятие
действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.
Внимание
Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительности, концентрации и объема внимания. В целом память и внимание на протяжении раннего возраста протекают в значительной степени без внутренних усилий и без использования специальных средств.
Наглядно – действенное мышление
Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, "проблемой для ума"
Предметная деятельность
Фонематический слух
В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова
Память
С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами, выполнение операций построения части из целого
2. Какую роль играет овладение прямой походкой в психическом развитии ребенка?
Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни. У ребенка появляются новые возможности познания мира.
Доступность все большего количества предметов.
Возможность благодаря ходьбе разносторонне познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и больше. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ноги, ребенок обходит стол кругом, подлезает под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещая табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величине.
Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.
Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач.
Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит каждый день, каждый час. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях.
Необходимость преодоления препятствий на пути к цели вправляют ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальной цели, поскольку ее сильно привлекает само действие. Поэтому она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.
3. Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»?
а) нанизывание колец пирамидки – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ
б) закрывание коробки крышкой – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ
в) манипулирование молотком – ОРУДИЙНОЕ
г) складывание матрешки – СООТНОСЯЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ
д) действие ложкой – ОРУДИЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ
4. Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.
«Боря (1г.3м.) 48 раз подряд открывал и отпускал крышку металлического кофейника. Под действием пружины крышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и снова открывал крышку».
Вопросы
Какое действие (по характеру) производил ребенок?
Ответ: ориентировочное
Каков смысл действий ребенка с точки зрения его психического развития?
Ответ: Он как будто еще и еще раз проверял существующую связь своего движения с падением крышки и звуком.
5. Назовите особенности общения детей 2-3 лет со сверстниками
Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие
совместная игра строится на демонстрации друг другу своих умений и подражании действиям сверстника без использования игрушек
действие одного ребенка вызывает подражание у другого
яркие положительные эмоции, безудержная радость
Дети с восторгом зеркально отражают действия друг друга
стремятся заинтересовать собой
изобретают разные способы привлечения к себе внимания
демонстрируют друг другу свои умения
чутко отзываются на любое действие сверстника
раскованность и непосредственность действий
6. Раскройте этапы и условия формирования игровых замещений в раннем возрасте.
Таким образом, развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:
наблюдение за игрой взрослого
На столике перед ребенком располагались реалистические игрушки, позволяющие осуществить различные действия: кроватка, ванночка, расческа, игрушечная посуда. Среди реалистических игрушек находились и предметы с неопределенным назначением, которые можно было использовать в любой функции (шарики, палочки, брусочки и пр.). Взрослый на глазах у ребенка начинал играть с этими предметами, комментируя свои действия словами и пытаясь вовлечь его в свою игру. Наблюдения за поведением ребенка позволили выделить ряд этапов приобщения ребенка к игре. На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого.
присоединение к этой игре, совместная игра
На следующем этапе ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит формальный, автоматический характер. Ребенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безразлично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предметами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это может свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого образа предмета, который он замещает в действии. Поэтому замещение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.
подражание действиям взрослого
На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстрируют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят. Но самостоятельных замещений пока нет.
самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий
На следующем этапе в поведении детей наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка.
появление самостоятельных игровых замещений
Ребенок начинает вводить в игру собственные, подчас оригинальные замещения. Переименование предметов перемещается к началу игрового действия, становится более осознанным.
Важнейшим условием переименования предмета в игре является эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в действия взрослого.
Современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста
Программа воспитания и обучения в детском саду. Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г. г.) и является ее усовершенствованным вариантом. В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.
Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.
В качестве основных линий развития ребенка на всех этапах детства выделяются:
социальное развитие
познавательное развитие
эстетическое развитие
физическое развитие
Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.
Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.
Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:
* развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
* построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
* установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.
В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.
В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».
Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года.) Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.
В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.
В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.
Ранний возраст представлен в программе лишь частично - третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.
Приоритетные виды деятельности для ребенка - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.
В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.
Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель - не только образец для подражания, но, прежде всего - творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.