СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расположения корней квадратного уравнения с параметром

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 9 класса по математике.

Просмотр содержимого документа
«Вступление Люда»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»







Расположения корней квадратного уравнения с параметром





Выполнила:

Хазагаева Людмила,

ученица 9б класса

МБОУ «Лицей №6».

Руководитель: Ларькова

Татьяна Павловна





г. Северобайкальск

2014

Оглавление



  1. Введение

2

  1. Основная часть


    1. Актуализация знаний

    2. Семь случаев расположения корней квадратного уравнения

    3. Примеры

    4. упражнения для самостоятельного решения

3

3


4

4

  1. Заключение

5

  1. Список источников

  2. Приложение


5

6





































Введение

Одной из значимых тем школьного курса математики является тема «Квадратные уравнения». Решение квадратных уравнений не вызывает особых затруднений у учащихся. Однако в учебнике есть ряд задач на решение квадратных уравнений с параметром (уравнений, в которых какой-либо коэффициент задан буквой). Это задания повышенного уровня, они требуют от ученика умения анализировать каждый конкретный случай, искать способ решения.

Актуальность: Так как задания с параметром достаточно сложны, они, как правило, не входят в основную программу школьного курса. Однако встречаются в учебниках повышенного уровня, в математических олимпиадах, конкурсных заданиях. Это задачи на применение теоремы Виета, на соотношения между корнями квадратного уравнения, на взаимное расположение корней квадратного уравнения, решение квадратных уравнений и неравенств с параметром аналитически и графически.  Кроме того, во второй части ЕГЭ есть задача С5 – «задача с параметром», которая имеет высокий уровень сложности. Поиск решения задачи с параметром – хороший материал для учебно-исследовательской работы. Моя работа посвящена исследованию расположения корней квадратного уравнения с параметром.

Цель исследования: расположение корней квадратного уравнения с параметром.

Объект  исследования - квадратное уравнение с параметром; 

Предмет исследования – расположение корней уравнения относительно заданных значений.

Задачи:

  • исследовать расположение корней квадратного уравнения;

  • разобрать примеры по каждому из случаев;

  • предложить подобные задания для самостоятельного решения.

При выполнении работы были использованы следующие методы:  

  • теоретический (изучение теоретической части);

  • анализ;

  • практический (решение задач).









Основная часть

Актуализация знаний:

ax2 +bx+c=0, если а=0, уравнение – линейное; при а0 ветви параболы вверх, при а

D=b2 - 4ac;

D0, 2 корня;

D=0, 1 корень;

D

x0 = -b/2a.

Я рассмотрю семь случаев расположения корней квадратного уравнения:

  1. Корни уравнения больше заданного числа;

  2. Корни уравнения меньше заданного числа;

  3. Заданное число лежит между корнями уравнения;

  4. Корни уравнения лежат между заданными числами;

  5. Заданные числа лежат между корнями уравнения;

  6. Только первый корень лежит между заданными числами;

  7. Только второй корень лежит между заданными числами.

В результате изучения интернет публикаций, чертежей получилось, что для каждого из семи случаев есть свои условия:

  1. А 1х2 , если D 0, аf (A)0, х0 А

  2. х1х2, если D 0, аf (В)0, х0

  3. х12 , если аf (A)

  4. А 1х2, если D³ 0, аf (A)0, аf (В)0

  5. х12 , если аf (A)f (В)

  6. А 12 , если аf (A)0, аf (В)

  7. х12 , если аf (A)f (В)0









Применяю полученные знания на примерах1:

1См. приложение.

Изучение этого материала может быть интересно ученикам 9-11классов. Затем я предложила бы им самим «попробовать свои силы» в решении подобных заданий. Для этого я подобрала ряд упражнений для самостоятельного решения:

  1. При каком значении параметра а один корень уравнения х2 – (3а + 2)х + 2а – 1 = 0 больше 1, а другой меньше 1? Ответ: а  – 2.

  2. Найти все значения параметра а, при которых все корни уравнения (2 – а)х2 – 3ах + 2 = 0 больше 1/2. Ответ: [16/17; 2].

  3. При каких значениях параметра а оба корня уравнения 4х2 – (3а + 1)х – а – 2 = 0 лежат в промежутке ( – 1;2)? Ответ: ( – 3/2; 12/7).

  4. Найти все значения а, при которых ровно один корень уравнения х2 + 2ах + 3а – 2 = 0 удовлетворяет условию х Ответ: а = 2, а 

  5. Найти все значения а, при которых все корни уравнения х2 + х + а = 0 больше а. Ответ: а 



















Заключение

Исследования, проведенные при изучении данной темы позволили мне лучше понять суть заданий, в которых есть параметр. Я уверена, что квадратные уравнения с параметром данного типа могут быть решены учениками 9 класса. Интерес вызывает процесс анализа задания, рассуждений, вычислений. При этом нет необходимости заучивать условия для всех семи типов задач, надо понять принцип и уметь проводить необходимые рассуждения в конкретных задачах. Изучение этого материала, безусловно, развивает математическое мышление, вызывает интерес к математике, готовит к изучению профильного курса математики в 10,11 классах, и, надеюсь, позволит лучше подготовиться к экзаменам.



Список источников

  1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2005.

  2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8 – 9. Москва. «Просвещение». 2005.

  3. http://dvoek-net.ru/cor/book/ky.html









6


Просмотр содержимого презентации
«расположение»

Расположение корней квадратного уравнения с параметром Выполнила: Хазагаева Людмила Ученица 9б класса МБОУ «Лицей №6»

Расположение корней квадратного уравнения с параметром

Выполнила: Хазагаева Людмила

Ученица 9б класса

МБОУ «Лицей №6»

Актуализация

Актуализация

  • ax 2 + bx + c =0, если а=0, уравнение – линейное; при а0 ветви параболы вверх, при а
  • D = b 2 - 4 ac ;
  • D 0, 2 корня;
  • D =0, 1 корень;
  • D
  • x 0 = - b /2 a .
Семь случаев расположения корней квадратного уравнения

Семь случаев расположения корней квадратного уравнения

  • Корни уравнения больше заданного числа;
  • Корни уравнения меньше заданного числа;
  • Заданное число лежит между корнями уравнения;
  • Корни уравнения лежат между заданными числами;
  • Заданные числа лежат между корнями уравнения;
  • Только первый корень лежит между заданными числами;
  • Только второй корень лежит между заданными числами;
  • Задания для закрепления.
0; aX 0 1; x 0 =4/2=21. Ответ: аЄ[-3;-2)." width="640"

Корни уравнения больше заданного числа

  • Пример: при каких значениях параметра а корни уравнения x 2 -4x-(a-1)=0 больше 1?
  • D=4 2 +4(a-1)=4a+12≥0; a≥-3;
  • F(1)=1 2 -4*1-(a-1)=-2-a0; a
  • X 0 1; x 0 =4/2=21.

Ответ: аЄ[-3;-2).

Корни уравнения меньше заданного числа

Корни уравнения меньше заданного числа

  • Пример: при каких значениях параметра а корни уравнения x 2 +(a+1)x-2a=0 меньше 1
  • D0
  • X 0 = -( a-1)/2a ; a-1
  • F(1)=1 2 +(a+1)*1-2a0 ; a
  • Ответ: аЄ(-1;2)
0 , то f(a)a ; (1-2a)1 2 +3a+a-5=0; a ; a Є (-∞;1/2) 3. Если 1-2а 0. Получим: a1/2 ; (1-2a)1 2 +3a+a-5=0; a2 ; a Є (2;∞) Совокупность решений: a Є (-∞;1/2)U (2;∞) ." width="640"

Заданное число лежит между корнями уравнения

Пример: При каких значениях параметра а корни уравнения

расположены по разные стороны от точки А=1?

  • Если 1-2а=0, то уравнение – линейное, имеет 1 корень.
  • Если 1-2а 0 , то f(a)a ;

(1-2a)1 2 +3a+a-5=0; a ;

a Є (-∞;1/2)

3. Если 1-2а 0. Получим: a1/2 ; (1-2a)1 2 +3a+a-5=0; a2 ;

a Є (2;∞)

Совокупность решений: a Є (-∞;1/2)U (2;∞) .

Корни уравнения лежат между заданными числами;

Корни уравнения лежат между заданными числами;

  • Пример: При каких значениях параметра a , корни уравнения x 2 +ax+1=0 лежат между числами 0 и 2
  • 0 0 ; F(2)0
  • X 0 = -a/2
  • -a/20 ; a
  • -a/2-4
  • F(0)=1 0
  • F(2)=4+2a+10 ; a2 ,
  • D=a 2 -4≥0 ; аЄ (-∞ ; -2) U (2; ∞ )
  • Ответ: аЄ( -2,5; -2)
Заданные числа лежат между корнями уравнения

Заданные числа лежат между корнями уравнения

  • Пример: При каких значениях параметра а, заданные числа лежат между корнями уравнения (а- 2 ) x 2 -2(a+3)x+4a =0
  • Если а-2=0, тогда уравнение линейное
  • Если a-20 , тогда F(2)2 ; ( a-2)*4-2*2(a+3)+4a=0 ; a
  • Если a -2 0 ; F(3)0 . Получим: a5 ; a5 1/7 Ответ: Нет решений Совокупность решений: аЄ (2 ; 5)
Только первый корень лежит между заданными числами;

Только первый корень лежит между заданными числами;

  • Пример: при каких значениях параметра а, только первый корень уравнения x 2 -6 x+a=0 лежит между числами 1 и 7
  • D0 ; F(1)0 ; F(7)
  • D=-6 2 - 4 a=36-4a0 ; a
  • F(1) =1 2 -6+а 0 ; a
  • F(7)=7 2 -4a+a
  • Ответ: нет решений
Только второй корень лежит между заданными числами.

Только второй корень лежит между заданными числами.

  • Пример: при каких значениях параметра а, только второй корень уравнения x 2 -6 x+a=0 лежит между числами 1 и 7
  • D0 ; F(1)0
  • F(1) =1 2 -6+а
  • F(7)=7 2 -4a+a0 ; a -7
  • Ответ: аЄ( -7; 5 )
Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

  • При каком значении параметра а один корень уравнения  х 2  – (3 а  + 2) х  + 2 а  – 1 = 0 больше 1, а другой меньше 1? Ответа   – 2.
  • Найти все значения параметра  а , при которых все корни уравнения (2 –  а ) х 2  – 3 ах  + 2 = 0 больше 1/2. Ответ:  [16/17; 2].
  • При каких значениях параметра а оба корня уравнения 4 х 2  – (3 а  + 1) х  –  а  – 2 = 0 лежат в промежутке ( – 1;2)? Ответ : ( – 3/2; 12/7).
  • Найти все значения а, при которых ровно один корень уравнения  х 2  + 2 ах  + 3 а  – 2 = 0 удовлетворяет условию  х  Ответ:   а  = 2,  а  
  • Найти все значения а, при которых все корни уравнения  х 2  +  х  +  а  = 0 больше  а . Ответ:   а