В методической разработке рассказывается об освоении флейтового диапазона и о трудностях, которые придется преодолеть в процессе обучения. Даются рекомендации, как избежать ошибок и что делать для наилучшего усвоения звукоизвлечения нот третьей октавы на флейте.
Просмотр содержимого документа
«Расширение диапазона юного флейтиста за счет третьей октавы»
Расширение диапазона юного флейтиста за счет третьей октавы
Важный шаг в освоении флейтового диапазона – это его расширение. Быть может, в первом классе предпринимать его еще и рано, ибо стимулировать освоение третьей октавы не следует. Однако и сдерживать искусственно тоже непродуктивно. Показателем целесообразности такой работы будет качество звучания второй октавы.
Аппликатура третьей октавы лишена логики второй октавы и в этом смысле она несколько сложнее. Но главная трудность ее в звукоизвлечении.
При игре во второй октаве отмечается, что по мере повышения звука меняется направление струи выдыхаемого воздуха и усиливается ее напряженность ( но только не сила выдоха). В третьей октаве эта тенденция будет продолжаться, и в более заметной степени. Повышение угла подачи воздуха и усиление его напряженности будут нарастать скорее. Правильность приема по-прежнему будет определяться срывами звука, его деформациями и интонационной фальшью. А, может быть, звук и вовсе не возникнет. Наиболее частыми ошибками , которые наблюдаются у начинающих, является смыкание середины губ, силовая манера выдоха, поворачивание инструмента на себя и игра « во флейту», игра в одну точку, когда, по мере повышения звуков, угол падения струи выдыхаемого воздуха не меняется и для извлечения более высоких нот приходится дуть сильнее. На материале пьесы Р. Шумана « Смелый наездник» можно успешно преодолеть этот недостаток и приобрести известную подвижность амбушюра.
Сохраняя принцип « нота выше - струя выдыхаемого воздуха выше» мы обеспечиваем себе более качественное извлечение звука и облегчение игры в третьей октаве в динамике piano и pianissimo, а не только в forte и fortissimo. К тому же сохраняем возможность корректировки интонации. Постепенное усвоение звукоизвлечения нот третьей октавы должно расширить диапазон гамм соль и фа мажора вплоть до исполнения их в две октавы, а так же гаммы до мажор до ноты «соль».
Для изучения аппликатуры третьей октавы наиболее рационален метод сравнения с аппликатурой второй октавы.
Наибольшие изменения претерпевает нота «ре» третьей октавы, где в движение приходят одновременно четыре пальца правой руки – второй, третий и четвертый поднимаются, а пятый опускается. Запомнить аппликатуру третьей октавы нетрудно, но, ввиду сложностей амбушюрного характера, освоение третьей октавы должно проходить постепенно и полностью согласовываться с качеством звучания инструмента.