СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий» «Хамелеон». Подготовка к сочинению. 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовить к сочинению по рассказам А.П.Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон". Составить план сочинения. Устный пересказ.

Просмотр содержимого документа
«Рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий» «Хамелеон». Подготовка к сочинению. 6 класс»

 Учебная презентация урока  по литературе  по теме : Рассказы А.П.Чехова  «Толстый и тонкий» «Хамелеон». Подготовка к сочинению  в 6 классе   Составила учитель русского языка и литературы Сабирова Наира Назировна Школы №151 города Ташкента Яшнободского района 2019-2020 учебный год.

Учебная презентация урока по литературе по теме : Рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий» «Хамелеон». Подготовка к сочинению в 6 классе

Составила учитель русского языка и литературы Сабирова Наира Назировна

Школы №151 города Ташкента

Яшнободского района

2019-2020 учебный год.

Цели урока : 1. Образовательная: Уметь составить рассказ по теме А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон». 2. Развивающая: Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления 3. Воспитательная: Нравственное воспитание

Цели урока :

1. Образовательная:

Уметь составить рассказ по теме А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

2. Развивающая:

Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления

3. Воспитательная:

Нравственное воспитание

Проверка домашней работы 2. Вопросно- ответная беседа. - Как вы думаете, о ком эти слова? -Какими произведениями А.П.Чехова вы уже знакомы?

Проверка домашней работы

2. Вопросно- ответная беседа.

  • - Как вы думаете, о ком эти слова?
  • -Какими произведениями А.П.Чехова вы уже знакомы?
Проверка домашней работы  Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова  «Толстый и тонкий». 1.Где встретились старые приятели? 2.Кто первый бросается к другу? 3.Как тонкий называет толстого? 4. Что вспоминает тонкий? 5.Как дразнили толстого? За что? 6.Что мы узнаём о материальном положении толстого? 7. А как дела обстоят у толстого? 8.Какие изменения происходят с тонким?

Проверка домашней работы

Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова

«Толстый и тонкий».

  • 1.Где встретились старые приятели?
  • 2.Кто первый бросается к другу?
  • 3.Как тонкий называет толстого?
  • 4. Что вспоминает тонкий?
  • 5.Как дразнили толстого? За что?
  • 6.Что мы узнаём о материальном положении толстого?
  • 7. А как дела обстоят у толстого?
  • 8.Какие изменения происходят с тонким?

Самопроверка  Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова  «Толстый и тонкий». 1. На перроне вокзала. 2. Тонкий 3. Миша 4. В гимназии вместе учились. 5.  Геростратом -казённую книжку папироской прожёг. Эфиальтом-ябедничать любил. 6. Коллежский асессор; Орден Станислава; жалованье плохое; делает портсигары из дерева и продаёт по рублю за штуку; жена уроки музыки даёт 7. Тайный советник ; две звезды имеет. 8.  Побледнел, окаменел, лицо искривилось, съёжился, сгорбился, сузился.

Самопроверка

Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова

«Толстый и тонкий».

1. На перроне вокзала.

2. Тонкий

3. Миша

4. В гимназии вместе учились.

5. Геростратом -казённую книжку папироской прожёг. Эфиальтом-ябедничать любил.

6. Коллежский асессор; Орден Станислава; жалованье плохое; делает портсигары из дерева и продаёт по рублю за штуку; жена уроки музыки даёт

7. Тайный советник ; две звезды имеет.

8. Побледнел, окаменел, лицо искривилось, съёжился, сгорбился, сузился.

Проверка домашней работы  2). Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». 1.Кто главные герои рассказа

Проверка домашней работы

2). Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

  • 1.Кто главные герои рассказа "Хамелеон"?
  • 2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
  • 3. Какова фамилия полицейского надзирателя?
  • 4.Как их зовут и помогают ли их имена лучше понять героев?
  • 5. Где происходит действие?
  • 6. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
  • 7. Кто такой Прохор?
  • 8.Кому принадлежала собака?
Самопроверка  2). Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». 1.Полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер  Хрюкин, фамилия генерала Жигалова. 2. Очумелов 3. В состоянии хамелеонства находятся все участники сцены на базарной площади. 4. На базарной площади. 5. За палец. 6. Повар генерала Жигалова. 7. Владимиру Ивановичу, брату генерала Жигалова 8. Погостить, охотиться.

Самопроверка

2). Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

1.Полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер  Хрюкин, фамилия генерала Жигалова.

2. Очумелов

3. В состоянии хамелеонства находятся все участники сцены на базарной площади.

4. На базарной площади.

5. За палец.

6. Повар генерала Жигалова.

7. Владимиру Ивановичу, брату генерала Жигалова

8. Погостить, охотиться.

3.Работа по иллюстративному материалу . О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий? Чем хвастается?  С каким чувством об этом говорит? Оцените его достижения. Тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась.

3.Работа по иллюстративному материалу .

  • О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий?
  • Чем хвастается?
  • С каким чувством об этом говорит?
  • Оцените его достижения.
  • Тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась.
3.Работа по иллюстративному материалу . О чем не очень охотно рассказывает толстый? Оцените его достижения.  Толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако не кичится этим, а воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

3.Работа по иллюстративному материалу .

  • О чем не очень охотно рассказывает толстый?
  • Оцените его достижения.

Толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако не кичится этим, а воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

3.Работа по иллюстративному материалу .                    Кто идет по площади ? Что случилось на базарной площади?   Очумелов, Елдырин Собака укусила за палец Хрюкина.

3.Работа по иллюстративному материалу .

  • Кто идет по площади ?
  • Что случилось на базарной площади?

  • Очумелов, Елдырин
  • Собака укусила за палец Хрюкина.
3.Работа по иллюстративному материалу .               Что нарушает тишину ? Как меняется его взгляд на справедливость? Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой.  6 раз, зависит от чина предполагаемого хозяина собаки

3.Работа по иллюстративному материалу .

Что нарушает тишину ?

  • Как меняется его взгляд на справедливость?
  • Он кричит.
  • Собирается толпа.
  • И все решают, как поступить с собакой.

6 раз, зависит от чина предполагаемого хозяина собаки

 III. Объяснение нового материала. Подготовка к сочинению .   А .П. Чехов

III. Объяснение нового материала. Подготовка к сочинению .

А .П. Чехов

"Толстый и тонкий"

А.П. Чехов

Тема: Приспособленчество

"Хамелеон".

Тема :

Проблема: Откровенное преклонение и подхалимство, неискренность в поведении тонкого ,его лицемерие перед толстым.

Суд над собакой

Проблема:

Идея: Разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания

Кому принадлежит собака?

Идея: Высмеять двуличность чиновников, их приспособленчество, чинопочитание

 III. Объяснение нового материала. Подготовка к сочинению.   2. Составление и сопоставление композиционного плана рассказов А.П. Чехова

III. Объяснение нового материала. Подготовка к сочинению.

2. Составление и сопоставление композиционного плана рассказов А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон".

Запись в тетради:

  • 1. Короткое, простое заглавие.
  • 2. «Говорящие фамилии».
  • 3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка .
  • 4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
  • 5. Диалоговое построение рассказов.
  • 6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
1. «Толстый и тонкий» 1.Экспозиция. Описание внешности двух приятелей в момент встречи на вокзале. 2.Завязка. Встреча Толстого и Тонкого на вокзале. 3.Развитие действия. Общение друзей. Они рассказывают каждый о своей жизни. 4.Кульминация. Тонкий узнаёт о том, что Толстый дослужился

1. «Толстый и тонкий»

1.Экспозиция.

  • Описание внешности двух приятелей в момент встречи на вокзале.

2.Завязка.

  • Встреча Толстого и Тонкого на вокзале.

3.Развитие действия.

  • Общение друзей. Они рассказывают каждый о своей жизни.

4.Кульминация.

  • Тонкий узнаёт о том, что Толстый дослужился " до тайного

5.Развязка.

  • Толстого раздражает, что Тонкий пресмыкается перед ним.

6.Эпилог.

  • Автор осуждает преклонение перед чинами, неискренность в поведении тонкого, его лицемерие.

2. «Хамелеон».  1.Экспозиция. По базарной площади идут Очумелов и Елдырин. 2.Завязка . Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой. 3.Развитие действия. Событие произошло до начала повествования 4.Кульминация. - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы. 5.Развязка. Толпа смеётся над Хрюкиным. 6.Эпилог. Объектом чеховской иронии становится не только Очумелов, но, и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

2. «Хамелеон».

1.Экспозиция.

  • По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

2.Завязка .

  • Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

3.Развитие действия.

  • Событие произошло до начала повествования

4.Кульминация.

  • - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

5.Развязка.

  • Толпа смеётся над Хрюкиным.

6.Эпилог.

  • Объектом чеховской иронии становится не только Очумелов, но, и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
  IV. Закрепление.  1. Работа над содержанием произведений  А.П. Чехова «Толстый и тонкий» , «Хамелеон».  Составление таблицы .    А.П. Чехов

IV. Закрепление. 1. Работа над содержанием произведений А.П. Чехова «Толстый и тонкий» , «Хамелеон». Составление таблицы .

А.П. Чехов "Толстый и тонкий» А.П. Чехов "Хамелеон".

  • 1. Какое событие лежит в основе сюжета рассказов?
  • 2. Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?
  • 3. Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказов?
  • 4. Можно ли сказать, что произведения строится на противопоставлении?
  • 5. Какие детали наиболее значительны в описании героев?
  • 6.Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • 7.Чем отличается речь героев?
  • 8. Как описывает автор своих героев?
  • 9. Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации?
  • 10.Какое чувство у вас вызвало поведение героев произведений А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон"?
 Самопроверка   А.П. Чехов

Самопроверка

А.П. Чехов

"Толстый и тонкий"

А.П. Чехов

1.Встреча двух одноклассников

"Хамелеон".

1. Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

2. Глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.

2. Глупость, беспринципность людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства.

3. Создание комической пары, антитеза

4. Антитеза – противопоставление явлений, характеров, чувств, внешности.

3. Сатирическая направленность.

4. Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать

5.Смешно, забавно, грустно; сожаление, боль и обида за человека, отвращение, брезгливость.

5. Смешно, забавно, интересно, грустно.

6.Подобострастстие, угодничество,

чинопочитание.

6. Подобострастие, угодничество,

чинопочитание.

2.Лексическая работа. А.П. Чехов

2.Лексическая работа.

А.П. Чехов "Толстый и тонкий", "Хамелеон".

  • Подобострастие -льстивость, угодливость
  • Городовой - нижний чин городской полиции
  • Угодничество - льстивое поведение
  • Мировой- судья, связанный с разбором мелких гражданских и уголовных дел
  • Самоуничтожение - признание себя ничтожным
  • Легавая - порода охотничьих собак
  • Чинопочитание - лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
  • Хамелеон – ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки.
  • Хамелеон – беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.
  • Подхалимство - стремление расположить к себе кого-то лестью
  • Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность притворным чистосердечием, добродетелью
  • Низкопоклонство - робкое и льстивое преклонение перед кем- либо или чем-либо.
  • Очумелов - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)
  • Хрюкин – свинья, хрюкать.

 

 3. Работа над сочинением.    Беседа. - Какого типа речи будет наша творческая работа? (Рассуждение с элементами описания) - Что должны представлять собой пункты любого плана?  (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику).

3. Работа над сочинением.

Беседа.

  • - Какого типа речи будет наша творческая работа?
  • (Рассуждение с элементами описания)
  • - Что должны представлять собой пункты любого плана?
  • (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику).
 4.Работа над планом сочинения.   Вступление. Тема

4.Работа над планом сочинения.

  • Вступление. Тема "маленького человека" в литературе 18-19 веков.
  • Основная часть .

Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова "Толстый и тонкий», "Хамелеон».

  • 1. Особенности композиции рассказов А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон".
  • 2. Отличительные черты характера героев рассказов А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон".
  • 3. Неповторимость речи героев рассказов А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон ".
  • 4. Художественные приемы, использованные писателем в создании портретов героев рассказов А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон ".

III. Заключение. Соотнесение юмора и сатиры в рассказах А.П. Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон".

 5. Подбор цитат. Составление устного варианта сочинения.   Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана.  А.П. Чехов

5. Подбор цитат. Составление устного варианта сочинения.

  • Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана.

А.П. Чехов "Толстый и тонкий"

1. Имя

Миша

2.Род деятельности

Тайный советник (3 класс)

3.Семья

Порфирий

4. Заработок

Коллежский асессор

Одинок

(8 класс)

Достаточно денег

Семья (жена, сын)

5.Отношение к товарищу.

Подрабатывает. жена даёт уроки, сам несёт багаж.

Первым узнаёт, очень рад, позже стошнило, отвернулся.

Тоже рад, потом вдруг побледнел окаменел, съёжился , сгорбился.

 5. Подбор цитат. Составление устного варианта сочинения.   Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана.  2. А.П. Чехов

5. Подбор цитат. Составление устного варианта сочинения.

  • Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана.

2. А.П. Чехов "Толстый и тонкий", "Хамелеон"

1. Имя

Очумелов

2.Род деятельности

Елдырин

Полицейский надзиратель

3.Одежда

  Хрюкин

Две вещи, две детали: новая шинель и узелок,

Городовой

Поступки

Золотых дел мастер

Он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Окровавленный палец

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа

 VI. Домашнее задание.   Написать сочинение на тему «Жизнь «маленького человека» по рассказам А.П.Чехова

VI. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему
  • «Жизнь «маленького человека» по рассказам А.П.Чехова "Толстый и тонкий", "Хамелеон"
 Библиография и интернет ресурсы.   «Литература в школе», № 7, 2001 Поурочные разработки по литературе 6 класс.. И.Н. Стыркас, Р.Р. Тумпаров. Ташкент-2005 Литература. Учебник для 6 класса . И.Н.Стыркас, Г.Ш. Абдуллаева, Р.Р.Тумпаров. С. Э. Камилова. Разработки практических занятий по узбекской литературе – Ташкент, 2009.  Р. Ишмухамедов. Инновации в образовании и воспитании.(практические советы) - Ташкент 2009.  Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Учебное пособие. – М. Флинта: Наука, 2000. www.google.com/search www.advantour.com/r us/ uzbekistan /index.htm www.google.com/ webhp www.rojnova. rn.uz  Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-htm. Google :  https://accounts.google.com

Библиография и интернет ресурсы.

  • «Литература в школе», № 7, 2001
  • Поурочные разработки по литературе 6 класс.. И.Н. Стыркас, Р.Р. Тумпаров. Ташкент-2005
  • Литература. Учебник для 6 класса . И.Н.Стыркас, Г.Ш. Абдуллаева, Р.Р.Тумпаров.
  • С. Э. Камилова. Разработки практических занятий по узбекской литературе – Ташкент, 2009.
  • Р. Ишмухамедов. Инновации в образовании и воспитании.(практические советы) - Ташкент 2009.
  • Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Учебное пособие. – М. Флинта: Наука, 2000.
  • www.google.com/search
  • www.advantour.com/r us/ uzbekistan /index.htm
  • www.google.com/ webhp
  • www.rojnova. rn.uz
  • Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-htm.
  • Google :  https://accounts.google.com