СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Различение однокоренных слов и различие форм одного и того же слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 3 класс УМК " Школа России"

Тема урока "Различение однокоренных слов и различие форм одного и того же слова". 

Просмотр содержимого документа
««Различение однокоренных слов и различие форм одного и того же слова" 3 класс»

Технологическая карта по русскому языку



3 класс



УМК «Школа России»



«Различение однокоренных слов и различие форм одного и того же слова»




Выполнила: учитель начальных классов: Борисова Е.Ю.




2024 год



Русский язык 3 класс

Тема: Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Цель: Формировать представления о сходстве и различии разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.

Задачи: Формировать знания об однокоренных словах, формах слова.

Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.

Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

Наглядность: конверты, клей.


Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

ФУУД

Примечание

I. Организационный этап. 3 мин

1.  - Доброе утро, ребята! Меня зовут Екатерина Юрьевна. Сегодня у нас с вами необычный урок! Мы будем с Вами сотрудничать, работать в группах. Перед тем как начать работу, повторим правило работы в группе. Посмотрите на слайд и изучите.

- На карточках задание прочитайте и займите место. Проверьте, все ли сидят на своих местах?!

– У вас есть 30 секунд, чтобы обсудить в группе, почему так называется группа.

-Части речи характеризуют слова, которые работают в нашей с вами речи. Сегодня будем наблюдать за словами, а за какими Вы узнаете из работ учащихся!

Настрой на работу.

Инструктаж Слайд 1

Инструктаж работы в группе

Правила работы в группе. 1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

Деление на группы.

Личностные УУД:

слайд 1

II. Актуализация знаний.


10 минут

2. -Перед Вами у каждой группы лежит КОНВЕРТ №1 .

-Откройте его! Задание: Прочитайте, познакомьтесь с задание. У каждой группы свой маршрутный лист, в котором вы определите тему данной карточки и правило, которое должен повторить ученик. Вы выбираете тему, правило и приклеиваете на свой маршрутный лист. Время пошло.

1 группа

Карточка №1

1. Прочитай.

Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

2. Подчеркни родственные слова. Как называют общую часть?

1 группа

Тема: родственные слова, однокоренные слова, форма слова.

Правило: это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

– это форма одного и того же слова.

-слова близкие по смыслу с общей частью, в котором заключено общее лексическое значение.



2 группа ( без ошибок сделать)

Карточка № 2

Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень.

Ком, гора, осинка, город, горка, городок, комок, осина, горный, городской, комковатый, осиновый. Подбери 3 слова к корню – сад- (Сад-садик-садовый- рассада(-садовод-пересадил..)

2 группа

Тема: родственные слова, однокоренные слова, форма слова.

Правило: это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

– это форма одного и того же слова.

-слова близкие по смыслу с общей частью, в котором заключено общее лексическое значение.


3группа

Карточка №3

Подчеркните форму слова.

  • Полет, летчик, летать, летчиком, летательный, летчики.

  • Зеленый, зелень, зазеленеть, зелени, зеленью, зеленел.

  • Бежать, бегун, беглый, бегуном, бегунами, о бегуне.

3 группа

Тема: родственные слова, однокоренные слова, форма слова.

Правило: это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

– это форма одного и того же слова.

-слова близкие по смыслу с общей частью, в котором заключено общее лексическое значение.


-Защита групп: на какое правило были допущены ошибку у учеников?


Работа в группах


1группа: Заполняют маршрутный лист (неправильно нашли родственные слова.)


2 группа: Заполняют маршрутный лист однокоренные слова

3группа: форма слова.







3 группа: Заполняют маршрутный лист ( форма слова.)

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

КОНВЕРТ №1































На доске

1.Форма слова

2. Однокоренные слова

3. Родственные слова

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Решение проблемы.

-Посмотрите, у нас получились микро группу! Форма слова, однокоренные слова , родственные слова.

-Как вы думаете можно объединить и выделить тему урока?

- какая?

.Для того что реализовать тему урок, что нужно сделать? (составить задачи, в результате которого учащийся научится различать однокоренные слова от форм слова)

Какие задачи поставим? ( повторить правило, что такое форма слова, однокоренные слова, родственные слова)

научиться различать формы слова.

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.


Слайд 2







Слайд 3

IV Первичная проверка понимания.


Предлагаю преступить к следующему заданию и проанализировать.

Задание:

Что перед вами?

Почему текс? Связаны одной тему, цель, мысль.

Основная задача: какую вы можете поставить себе цель?

-- Подчеркните однокоренные слова, форму слова в тексте.

- определите в каком тексте встретили однокоренные слова, форму слова и докажите! (однокоренные- почему? признаки. Почему форма слова?

1 Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он обрисовывал необъятные просторы земли русской и силу народа. В центре вырисовывается, на вороном коне, Илья Муромец.

2Во многих азиатских странах рис считается «восточным» хлебом. Японцы уверены, что в рисе кроется одна из тайн их долголетия. В состав риса входит 8 важнейших аминокислот: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод, витамины группы В.

- Какие слова вы подчеркнули в тексте №1 , текст №2( нарисовал, обрисовал, вырисовывается, риск, рис, в рисе, риса).

формы слова
одно и то же слово
разные окончания у одного слова
одинаковые  основы

- -однокоренные слова
одинаковый корень
в корне заключено основное значение слов
разные основы 
разное лексическое значение

-Итог: с чем работали? Какая цель работы с текстом? Справились? Что уяснили?

Работа с текстом



Определение

( на доске появляется схема)

Форма слова

Однокоренные слова









Слайд








Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Конверт № 2


















Слайд

V. Динамическая пауза.

2 минуты

-Задание с движением.. Каждая группа выберите слово и представит это слово чтобы другие участники догадались. Прочитать и показать движение классу, а все остальные повторяют.

ШАГ, ВЕТЕР, ТАНЦОР, РЫБАК, ЛЕТАТЬ,

Выполнение движений, показанных учеником

Коммуникативные УУД: работа в группах


VI.Первичное закрепление.

5 минут

Задание: Какое задание можно предложить?

- А теперь попробуйте образовать от слова Ветер однокоренные слова. Чтобы подобрать однокоренные слова к слову ветер, я вам буду задавать

Ветер

- С моря веет лёгкий свежий?

- Не соизволите ли надеть ваш плащ, гражданин начальник –

на улице слегка?

- С северо-запада дул злой ? 

-Работал ли он на вёслах или лежал в гамаке, или сидел у борта,

подставив лицо ___?

-Мимо них со скоростью ____?

Танцор


- Куда разумнее было повернуться и убежать – тем более что это дало людям возможность увидеть лучшего в мире?

- Играла музыка, уличные _________ отплясывали под светом фонарей?

-Они написали _____?


ШАГ


- Чем дальше он шел, тем тверже становился его?

- Сделай маленький?

- Слышно, как кто – то по комнате?

- Спустя каких-то тридцать минут, он уже уверенно ____________ периодически оглядываясь?


Итог: Какая тема?

На карточке вопросы.

Ответы на

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

Конверт № 3


VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- А сейчас перед Вами очень необходимые предметы (Карточки, клей, маршрутный лист.)для заключительного этапа .

Какую тему определили, Задачи?

реализовали задачи? Почему? Когда выполняли что отработали? Тогда какой заключительный этап будет?

- Сегодня вы проверяли работу учащихся на наличие ошибок, какое правило усвоили или нет.

- а теперь попробуйте составить сами задание для себя.

При составлении проверочной работы – у вас будут задания ловушки? Обратите внимание! Значит ваши

Задание.

1. В каждой тройки слов подчеркни не родственные слова.

1. Водитель, водит, вода

2. Вода, водичка, водить.

3. Коса, косичка, косить.

4. Желток, железо, жёлтый.

5. Циркуль, циркач, цирк.

6. Часовщик, час, часть.

2. Распределите слова в две группы.

   Зелёный, зелень, о зелени, у зелени, зеленоватый, с зеленью.

        1 группа                                                         2 группа

3. Вставь пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

4. Прочитайте. Из двух цепочек слов подчеркните ту, которая, составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть.

Вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый.

Холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить.

Лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

5. Подчеркните однокоренные слова и выделите в них корень

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой.

6.  Вставьте пропущенные буквы.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

Прошу работы сдать! Спасибо за составленные тесты проверочной работы.

Каждую работа дожны пройти экспертизу. Экспертом будем выступать кл.руководитель и одноклассники.

Наша работа подходит к завершению.

По какой теме мы работали? Задачи достигли?

Итогом работы что послужило? Работа проверочная.

Оценить ваши.

Мини-Тест выполнить Да + Нет -

1. Общая часть род.слов

Изменения окончания у одного тоже слова –Форма слова

Чтобы выделить корень нужно-подобрать родственные слова.

Закрепляют знания

Тренируют мыслительные операции.




Работа в группах




















































Выполнение теста.


Познавательные УУД: построение ответов.

Коммуникативные УУД: приходить к общему решению.

Конверт № 4

























































Конверт № 5



VIII. Рефлексия.

– Вспомните цели, которые вы ставили на урок

Достигли вы этих целей

-Какие задачи ставили?

- Оцените свою работу на уроке:

- если у вас сегодня всё получилось на уроке и вы уверенны в своей оценке зеленый листик,

- если что – то было не понятно, вы сомневаетесь в оценке – и хотели бы сделать выбор оценки – желтый треугольник,

- если на уроке совсем ничего не было понятно и ничего не получилось и вы думаете что не справились с заданием - красный треугольник

- Оцените своё настроение и работу на уроке.

Оценка своей работы на уроке.

Познавательные УУД: построение ответов.

Коммуникативные УУД: приходить к общему решению


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Домашнее задание.

- Проверочные работы, которые Вы сегодня на уроке сами составили.

Я фотографирую и с помощью QR-кода закодирую, вы можете зайти и выполнить задание, которое вы составили. Попробовать выполнить свои задания.


- Урок окончен!

- Спасибо за урок!

Самооценка

Домашнее задание.



Личностные УУД:

Регулятивные УУД:.










Приложение 1

Карточка №1

1. Прочитай.

Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

2. Подчеркни родственные слова. Как называют общую часть?

Карточка №2

Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень.

Ком, гора, осинка, город, горка, городок, комок, осина, горный, городской, комковатый, осиновый. Подбери 3 слова к корню – сад-

Карточка №3

Подчеркните форму слова.

  • Полет, летчик, летать, летчиком, летательный, летчики.

  • Зеленый, зелень, зазеленеть, зелени, зеленью, зеленел.

  • Бежать, бегун, беглый, бегуном, бегунами, о бегуне.

Приложение 2

1 Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он обрисовывал необъятные просторы земли русской и силу народа. В центре вырисовывается, на вороном коне, Илья Муромец.

2 Во многих азиатских странах рис считается «восточным» хлебом. Японцы уверены, что в рисе кроется одна из тайн их долголетия. В состав риса входит 8 важнейших аминокислот: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод, витамины группы В.

Приложение 3

Тест Фамилия Имя_____________________________

Да «+»

Нет «- «

1. Однокоренными слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.



2 Ветер, ветрище, ветерок, ветреный – родственные слова.



3. Конь, конкурс, коньки-это однокоренные слова



4. Мороз, морозы, у мороза – это форма слова.



5. Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.