Департамент образования науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Доклад для Методического Совета техникума
«Различные подходы к реализации образовательных программ, в условиях электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий»
Подготовила: председатель ЦК общеобразовательных дисциплин всех специальностей И.В. Мицкевич
2021
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ с изменениями 2020 года образовательные организации вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Электронное обучение – это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При наличии доступа к сети интернет каждая образовательная организация определяет для себя набор дистанционных образовательных технологий и принцип организации электронного обучения с опорой на опыт организации дистанта в соответствии с техническими возможностями.
Алгоритм организации взаимодействия посредством официальной электронной почты, официального сайта, электронного журнала.
1. Преподаватель формирует пакет материалов по своей дисциплине и пересылает их обучающимся.
В случае использования электронной почты можно создать электронные ящики на отдельные специальности или учебные группы для уменьшения списка рассылки и упрощения сортировки писем от обучающихся.
На официальном сайте образовательной организации или личном сайте преподавателя для размещения задания и консультирования можно создать отдельный раздел или форум с предметными темами, в которых ежедневно размещать задания , лекционный материал, практические занятия (с методическими рекомендациями по их выполнению) для обучающихся.
Все задания, которые преподаватель выдает группе через электронный журнал, каждый обучающийся видит в своем аккаунте.
2. Обучающиеся выполняют задания, пересылают их в электронном виде преподавателю.
При использовании официальной электронной почты обучающийся отправляет выполненные задания на почту своей специальности или учебной группы.
В электронном журнале обучающийся отправляет выполненные задания, прикрепляя их как файл в домашнее задание (если это позволяет журнал), или личным сообщением, или по электронной почте.
3. Педагог осуществляет проверку выполненных заданий, выставляет отметки в электронный журнал и дает письменную оценку, комментарии, или рекомендации.
Алгоритм организации взаимодействия с использованием видеоконференцсвязи (ВКС).
Взаимодействие участников образовательных отношений в режиме реального времени можно организовать посредством ВКС-технологий, например, Skype, Zoom. При этом важно организовать обучение педагогов в коллективе, особенно, если подразумевается применение незнакомых педагогу в техническом плане ресурсов.
1. Преподаватель формирует пакет материалов для визуализации изучаеого материала. Составляется расписание онлайн-занятий или видеоконференций.
2. В назначенное время по расписанию все обучающиеся группы подключаются к видеотрансляции.
3. Преподаватель в режиме видеоконференции ведет лекционное занятие, и в конце выдает обучающимся домашнее задание с рекомендациями по выполнению.
4. Обучающиеся в режиме офлайн выполняют его в отведенное время, пересылают их в электронном виде преподавателю.
5. При необходимости преподаватель снова может выйти на связь и вместе с обучающимися производит обсуждение и проверку выполненного задания.
В самом простом варианте это может быть прямая трансляция: обучающиеся видят преподавателя, который может перед камерой демонстрировать необходимые пособия, дидактические материалы, или крупно и четко делать записи на доске, а также использовать режим показа презентации в онлайн-режиме. Для использования подобных интерактивных средств обучения необходима серьезная подготовка и педагогов, и родителей, и обучающихся, а также четкая организация действий всех участников образовательных отношений.
Дистанционное обучение с использованием цифровых платформ.
Взаимодействие участников образовательных отношений можно организовать с использованием цифрой платформы (системы дистанционного обучения). Для СПО подойдут системы дистанционного обучения и среды, позволяющие реализовать дистанционный процесс обучения, например Дневник.ру, Moodle, Google Класс
Moodle – система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Google Класс – это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Сервис разработан для преподавателей с целью организации занятия и эффективного учебного взаимодействия с учащимися.
Алгоритм организации взаимодействия с использованием цифровых платформ.
1. Преподаватель формирует материалы курса по своему предмету и загружает их в систему дистанционного обучения (по модулям, предусмотрев контрольные задания, контрольные тестирования, вопросы для самоконтроля).
2. Обучающийся изучает материал и выполняет задания в системе дистанционного обучения.
3. Педагог видит выполненные задания, проверяет их, комментирует, дает рекомендации, выставляет оценки.
Преподаватель отвечает за подготовку и своевременную проверку учебных материалов для обучающихся. При подготовке заданий нужно учитывать имеющиеся знания обучающихся, посильность самостоятельного выполнения заданий. По некоторым дисциплинам и видам деятельности имеет смысл в дополнению размещать методические указания, инструкции по выполнению заданий, или образцы их выполнения.
Проводить консультации для обучающихся по выполнению заданий, в том числе в групповых чатах с использованием социальных сетей и мессенджеров.
Несомненно, на сегодняшний день много разнообразных источников информации, огромное количество сервисов и цифровых платформ. Не нужно пытаться освоить все ресурсы разом, лучше взвешенно и критично подойти к выбору тех цифровых инструментов, которые вы предложите своим обучающимся.
Самое главное, используя только официальные источники, рекомендованные ресурсы, грамотно спланировать свою работу и деятельность обучающихся, определить оптимальный объем заданий, избежать перегрузки обучающихся, составлять для обучающихся четкие инструкции к заданиям
Список используемой литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст]: Сборник материалов / Сост. Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров: 2020. - 130 с.
3. Соколова Н.В. Организация работы образовательных организаций в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации/ Н.В. Соколова, Г.А. Кобелева// Сборник материалов Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. - 2020. раздел 1, ст. 5-12.
4. Руководство по использованию Moodle на русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moodle.org/mod/forum/discuss.php?d=225849.