«Разминка» на уроках русского языка в 8 классе
Лапшихина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Вышний Волочек
«Разминка» на уроках русского языка в 8 классе
Цель работы: - актуализировать знания учащихся по изученному материалу;
- способствовать развитию аналитического мышления;
Задачи: - учить лингвистическому высказыванию с применением аргументации;
- тренировать навыки «узнавания» конструкций на основе многократно-
го повторения;
- подготовить к выполнению заданий ВПР и ОГЭ по русскому языку
Оформление доски (или экран, проектор): блок из 3-5 конструкций
Формы работы: - фронтальная (весь класс участвует в обсуждении вопросов учителя и пытается дать ответы – «мозговой штурм»);
- в группах (в микрогруппах) – представитель группы озвучивает решение лингвистических задач;
- индивидуальная (учащийся выходит к доске и выполняет анализ данных конструкций);
- игра «Кто быстрее и точнее?» (учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют необходимый графический анализ; возможны коррективы со стороны участников команды)
Время работы: 3-5 минут
Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы вызвать определенную степень затруднений и тем самым умственное усилие учащихся для решения задачи. Акцент делается на омонимичных словоформах, занимающих разную синтаксическую позицию.
Дидактический материал для синтаксической «разминки»
Способы подчинительной связи:
не готов к уроку
неготовый суп
суп не готов
готов заранее
Вопросы и задания от учителя: найти «четвертый лишний» (обосновать свое решение)
Типы сказуемого:
Я хочу петь.
Я буду петь.
Мне хочется петь.
Здесь можно петь?
Вопросы и задания от учителя: найти «четвертый лишний» (обосновать свое решение)
Виды определений:
В доме-интернате появился щенок.
Песик с длинными ушами и коротким хвостом выглядит забавно.
У собачки привычка вилять хвостом и громко лаять.
В большом теплом доме для детей все рады питомцу.
Щенок, полюбившийся детям, играет с ними весь день.
Вопросы и задания от учителя: указать виды определений и способы их выражения
Функции инфинитива:
Я вышел на сцену петь.
У меня есть мечта петь на сцене.
Моя мечта – петь на сцене.
Петь на сцене – моя мечта.
Меня часто просят петь.
Вопросы и задания от учителя: подчеркнуть инфинитивы в зависимости от их синтаксической роли (аргументировать свое решение)
Односоставные и двусоставные неполные предложения:
Видно лес. Мне понятно.
Видишь лес? Объясни понятно.
Видел лес? Это не сразу поняли.
Поняла это?
На улице посветлело.
На душе светло и ясно.
Лицо посветлело от улыбки.
Он взглянул на нее светло и ясно.
Окно посветлело от солнечных лучей.
Вопросы и задания от учителя: подчеркнуть основы предложений; определить грамматические омонимы