СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка адаптированных общеобразовательные программ для детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Разработка адаптированных общеобразовательные программ для детей с ОВЗ»»

«Разработка адаптированных общеобразовательные программ для детей с ОВЗ»

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

Термин “инклюзия” в переводе с английского языка означает “включенность”. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность, последовательность обучения и т.д.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы. Эти принципы и правила лежат в основе коррекционной работы с детьми ОВЗ в моём классе:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми считаю индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ необходима утвержденная адаптированная программа, которая разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программа должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ».

При разработке адаптированных общеобразовательные программ, можно дать следующие рекомендации учителям:

сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

акцентирование внимания на задании;

предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Оценка знаний

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

акцентирование внимания на хороших оценках;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Для благоприятной социализации детей с ограниченными возможностями следует формировать толерантное отношение социума:

Включение детей в общешкольные культурно-массовые мероприятия;

Организация совместной деятельности родителей и детей;

Создание инклюзивного образовательного пространства для работы с родителями и детьми.




Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям:

  1. Создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития «особых» детей и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

  2. Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

  3. В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

  4. В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

  5. В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении «особых»детей.