СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка беседы с младшими школьниками по музыкальному произведению П. И. Чайковского "Июнь. Баркарола"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка беседы с младшими школьниками по музыкальному произведению П. И. Чайковского "Июнь. Баркарола"

Просмотр содержимого документа
«Разработка беседы с младшими школьниками по музыкальному произведению П. И. Чайковского "Июнь. Баркарола"»

Подготовила студентка 4 курса группы Аш

Устенко Полина



Беседа по произведению П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола».

Здравствуйте, какое сейчас время года? А какие времена года вы знаете? Конечно, я задала это вопрос не случайно. Кто помнит, какое отношение имеют времена года к музыке? (У П. И. Чайковского есть цикл «Времена года»). А вы знакомы с произведениями из этого цикла? С какими? («Май. Белые ночи»). А мы с вами изучили все времена года? А вы хотите услышать, как Чайковский изобразил остальные времена года? Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением из цикла «Времена года», вы уже догадались с каким? Да, июнь. А какая особенность есть у всех произведений входящих в цикл «Времена года»? У них два названия. Чтоб узнать какое второе название у пьесы «Июнь», но необходимо отправится в путешествие. Нам предстоит посетить удивительную страну Италию (показать на карте).

- Что вы знаете об этой стране и ее жителях?

А еще музыкальная Италия коренным образом повлияла на музыкальную культуру всего мира. Именно в этой стране родились такие жанры как опера, балет. Многие термины и понятия, которыми мы пользуемся на уроке музыки, тоже имеют итальянское происхождение. Это Родина многих великих певцов, композиторов и скрипачей.

Вот и добрались мы до Италии, а точнее до области, которая называется Венеция.

Что отличает Венецию от других стран? Вся область опутана сетью каналов, по которым люди передвигаются на лодках. Кто знает, как называются эти лодки? «гондолы».

Закройте глаза и представьте, неторопливое течение реки, везет пассажиров на своей лодке гондольер и поет песню.

Как вы думаете, какой будет эта песня по звучанию? Спокойная, умиротворенная, неторопливая, плавная.

У таких песен есть удивительное название. Их стали называть баркаролой. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. В итальянском языке это слово образовано от двух слов — barca «барка», что значит «лодка», и rolla — буквально «бортовая качка». Таким образом, музыкальные пьесы в жанре баркаролы всегда навеяны образами водной стихии, но не бурной, разбушевавшейся, а спокойной, с мерным, убаюкивающим и располагающим к мечтательности покачиванием. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел.

В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.

Конечно вы уже поняли какое второе название Петр Ильич дал своей пьесе.

Как вы думаете, какой будет эта музыка? Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь в месте и времени, которое описывает музыка. А также подумайте, на каком инструменте было исполнено произведение. Давайте прослушаем и сравним, также её представлял автор. (Прослушивание «Июнь. Баркарола».) Какие картины вы представили при прослушивании? Какой была эта музыка? На каком инструменте исполнялось произведение?

Сейчас прослушайте отрывок из стихотворения.

Выйдем на берег; там волны
Ноги нам будут лобзать;
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.

Такой эпиграф из стихотворения А. Н. Плещеева «Песня» поставил над первой нотной строчкой пьесы из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковский.


Теперь давайте представим, что вы все стали сценаристами, напишите сценарий на музыку. Какое действие могло происходить под эту музыку. Но для того, чтоб вам было легче представить, давайте еще раз прослушаем произведение.