Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой.
Выберете разворот страницы «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа.
Страницы 49-51
Сформулируйте тему урока.
Тема: Знакомство со звуками [к], [к’] и буквой «К» [ка].
Составьте план урока.
I. Организационный момент. Развитие речевого аппарата.
-Артикуляционная ритмика
-Дыхательная гимнастика
-Работа над движениями
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Упражнения в чтении слогов.
3. Игра «Звуковое лото».
III. Постановка познавательной задачи урока.
1. Создание проблемной ситуации (загадки).
2. Постановка учебной задачи.
3. Сообщение темы и цели.
IV. Знакомство с новыми звуками.
1. Рассматривание предметной картинки.
2. Звуко-слоговой анализ слов «мак» и «маки».
3. Выделение нового звука [к], его характеристика.
V. Работа по развитию речи.
1. Чистоговорки.
2. Физминутка. Артикуляционная гимнастика.
V. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.
1. Выделение второго звука [к’], его характеристика.
2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.
3. Распознавание новых звуков в других словах.
4. Знакомство с новой буквой.
VI. Закрепление изученного на уроке. Упражнение в чтении.
1. Чтение слогов: ка – ко – ку - ки и слов в столбике (слова «кони» и «кино»).
2. Чтение стихотворения «Кто косит?».
3. Чтение текста «Кукушка». Упражнение «Назовите слова со звуками [к] и [к’]».
VII. Подведение итогов.
VIII. Задание на дом.
IX. Рефлексия.
Проанализируйте разворот страниц и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуком(ами) и буквой.
Раскройте методику проведения этапа урока «Знакомство с новым звуком(ами) и буквой» - выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся.
1. Выделение звука(ов).
У: В поле справа вы можете увидеть предметные картинки. Рассмотрите их. Что на них изображено?
Д: мак и маки
У: Давайте произнесём слова «мак» и «маки» все вместе. 3-4
Д: мак, маки
У: Теперь давайте разделим слова на слоги. Произнесём их по слогам, загибая пальцы рук.
Д: «мак», «ма-ки»
У: Сколько слогов в слове «мак»?
Д: В слове «мак» один слог.
У: Верно, давайте проговорим этот слог ещё раз. 3-4
Д: «мак»
У: Из чего состоит слог «мак»?
Д: В слове «мак» слог «мак» состоит из 3-х букв и 3-звуков: «м» - [м], «а» - [а], «к» - [к].
У: Давайте обратим внимание на схему слова «мак» под картинкой. Какое место в слове занимает звук, с которым мы сегодня познакомимся?
Д: В слове «мак» звук [к] занимает третье место.
У: Верно. Попробуем произнести этот звук и понаблюдать за тем, как он произносится.
Д: [к]
У: Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?
Д: Звук [к] согласный
У: Да, это согласный звук. А как вы это определили?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, появляется воздух, который встречает препятствие. А когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемому воздуху ничего не мешает. А ещё гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Молодцы. А теперь закройте вашими ладошками уши и произнесите звук [к].
Д: [к]
У: Скажите, этот звук глухой или звонкий?
Д: Звук [к] – звонкий.
У: Давайте ещё раз посмотрим на схему слова под картинкой. Каким цветом обозначен звук [к] на схеме?
Д: На схеме слова «мак» звук [к] обозначен синим цветом.
У: Произнесём звук [к] и определим - мягкий этот звук или твёрдый?
Д: Звук [к] – твёрдый.
У: Теперь поработаем со словом «маки». Произнесём его ещё раз по слогам, загибая пальцы.
Д: «ма-ки»
У: Сколько слогов в слове «маки» вы насчитали?
Д: В слове «маки» два слога.
У: Правильно ребята. Давайте произнесём хором первый слог. 3-4
Д: «ма»
У: А из чего состоит первый слог?
Д: Первый слог «ма» в слове «маки» состоит из 2 букв и 2 звуков: «м» - [м], «а» - [а].
У: Хорошо. Теперь произнесём хором второй слог. 3-4
Д: «ки»
У: Из чего состоит второй слог?
Д: Второй слог «ки» в слове «маки» состоит из 2 букв и 2 звуков: «к» - [к’], «и» - [и].
У: Молодцы! Давайте рассмотрим схему слова «маки» под картинкой в нашей «Азбуке». Где находится наш звук?
Д: В слове «маки» звук [к’] занимает третье место.
У: Теперь произнесём этот звук и посмотрим, как он произносится.
Д: [к’]
У: Этот звук гласный или согласный?
Д: Звук [к’] согласный.
У: Как вы это поняли?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, появляется воздух, который встречает препятствие. А когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемому воздуху ничего не мешает. А ещё гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Закройте уши руками и произнесите звук [к’].
Д: [к’]
У: Какой это звук – глухой или звонкий?
Д: Звук [к’] глухой.
У: Верно. Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук?
Д: В схеме звук [к’] обозначен зелёным цветом.
У: Давайте произнесём его хором и понаблюдаем – он твёрдый или мягкий?
Д: Звук [к’] мягкий.
У: Кто сможет рассказать, что мы узнали о звуках [к] и [к’]?
2. Знакомство с буквой.
У: Звуки [к] и [к’] обозначаются буквой «К» [ка]. Внимательно рассмотрите её на стр. 49 справа в верхнем углу. Из каких элементов состоит заглавная буква «К»?
Д: Заглавная буква «К» состоит из трёх элементов: длиной прямой палочки, наклонной палочки влево и наклонной палочки вправо.
У: А из каких элементов состоит строчная буква «к»?
Д: Строчная буква «к» состоит из тех же элементов, что и заглавная буква «К», только меньшего размера.
У: А похожи ли заглавная и строчная буквы «Кк»?
Д: Да, очень похожи.
У: Как вы думаете, почему букв 2 – заглавная и строчная?
Д: С заглавной буквы начинаются предложения, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий и некоторых праздников. А названия предметов и явлений пишутся со строчной буквы.
У: Приведите примеры, когда мы будем писать заглавную букву «К».
Д: В именах: Катя, Кирилл, Ксюша. В кличках животных: Кеша, Кузя, Коржик.
У: Молодцы ребята! Давайте обратимся к нашей «Азбуке». Переверните страницу и обратите внимание на ребусы. Давайте их разгадаем. Какое слово спрятано в первом ребусе?
Д: «Осы».
У: Теперь посмотрите на второй ребус. Какое слово спряталось?
Д: «Сок».
У: Молодцы! Какой звук буква «к» обозначает в слове «сок»?
Д: В слове «сок» буква «к» обозначает звук [к].
У: А теперь посмотрите внимательно на картинки. На что похожа буква «К»?
Картинки:
Д: Буква «К» похожа на дятла, который сидит на дереве, на аиста, у которого открыт клюв, на скамейку, на бабочку.
У: Ребята, а есть ли у буквы «К» соседи?
Д: Соседи буквы «К» это буквы «Й» и «Л».
У: Наконец-то мы перейдём к самому интересному – научимся печатать заглавную букву «К». Сначала посмотрите, как это буду делать я.
Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо.
Напишите комментарий: Заглавная буква «К» состоит из трёх элементов: первый – прямая длинная линия, второй – наклонная линия влево и третий – наклонная линия вправо. Прямую длинную линию начинаем писать от верхней вспомогательной линии. Ведём прямую линию сверху вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – наклонная линия влево - начинаем писать чуть правее (примерно 0,5 см). Ведём линию сверху вниз с наклоном вправо до середины первого элемента – прямой линии. Третий элемент – наклонная линия вправо – начинаем писать от середины первого элемента – прямой линии. Ведём линию сверху вниз с наклоном вправо до нижней линии рабочей строки.