СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка и применение заданий метапредметного характера на уроках предметов естественно научного цикла»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий по биологии, подготовка к экзамену.

Просмотр содержимого документа
««Разработка и применение заданий метапредметного характера на уроках предметов естественно научного цикла»»







Задания к уроку биологии 9 класс.

«Разработка и применение заданий метапредметного характера на уроках предметов естественно научного цикла»



Работу выполнила

Скворцова Ольга Павловна, учитель химии-биологии

МАОУ «Адаптивная школа-интернат «Территория возможностей» г. Перми.


























Прочитайте текст и выполните задания.

СИМБИОЗ.

Многие морские виды связаны друг с другом не только различными пищевыми цепями, но и особым типом зависимости, который называется симбиозом, т.е. «сожительством». В некоторых случаях симбиоз необходим для выживания одного или обоих партнеров (симбионтов), и тогда он называется облигатным. При факультативном симбиозе партнер может устанавливать сходные отношения не с одним, а с разными видами или вообще обходиться собственными силами. Некоторые мелкие креветки и рыбы играют роль чистильщиков. Их почти всегда можно встретить около крупных рыб, с которых они удаляют наросты и кусочки отмерших тканей. В результате раны хозяев быстрее заживают, а чистильщики всегда обеспечены кормом. По-видимому, крупные рыбы никогда не причиняют вреда таким симбионтам; более того, замечалось, что они сами подставляют им свое тело для «обработки», а возможно, и охраняют санитаров от других хищников.

ПАРАЗИТИЗМ.

Паразитизм – это тип взаимоотношений двух организмов разных видов, выгодный только одному из них (паразиту), который живет за счет другого (хозяина), нанося ему вред, например повреждая его ткани или лишая достаточного для нормального существования количества пищи. Виды-паразиты известны во многих таксономических типах морских организмов. Например, целые группы усоногих рачков паразитируют на других ракообразных, в частности креветках, раках-отшельниках и крабах. Эти усоногие во взрослом состоянии совершенно не похожи на близкородственных им морских желудей, однако личинки и тех и других свободно плавают и обладают многими общими признаками. Когда личинка паразита прикрепляется к хозяину, она превращается в бесформенную массу репродуктивной ткани, врастающую в его тело и часто повреждающую жизненно важные органы, например систему размножения.

МУТУАЛИЗМ.

Мутуализм – это тип симбиоза, выгодный обоим партнерам. Возможно, один из самых интересных примеров мутуализма в морской среде – сожительство одноклеточных фотосинтезирующих организмов, называемых зооксантеллами, и гигантских двустворчатых моллюсков из рода тридакна, обитающих в южной части Тихого океана. Под приоткрытые створки их полутораметровых раковин проникает свет, которого хватает для фотосинтеза зооксантелл, поселяющихся в мягких тканях моллюска. Зооксантеллы снабжают хозяина некоторым количеством синтезируемых органических веществ, а взамен получают надежное убежище и извлекают из его клеток необходимые для развития вещества. Аналогичную симбиотическую ассоциацию зооксантеллы составляют также с рифообразующими кораллами.

КОММЕНСАЛИЗМ.

Комменсализм обычно рассматривается как тип симбиоза, выгодный одному партнеру и безразличный для другого. Один из классических примеров такого симбиоза – сожительство крабов-горошинок с двустворчатыми моллюсками или червями. Многие крабы-горошинки отбирают у своих симбионтов пищу и даже ранят их. В целом наблюдается определенная градация форм комменсализма: от простого поселения в вырытой хозяином норке до питания остатками его трапезы и неосторожного нанесения «кормильцу» тяжких увечий. Последнее происходит, когда краб живет в мантийной полости двустворчатых моллюсков, например устриц или мидий, – тут вполне можно говорить о переходе к паразитизму. Вероятно, в прошлые геологические эпохи эти ракообразные стали вступать в факультативные на первых порах взаимоотношения с другими видами, но с течением времени эти отношения эволюционировали до облигатного комменсализма, а затем и паразитического образа жизни, при котором симбионт большую часть своей взрослой жизни проводит в организме хозяина.



















Задание 1.

Используя содержание текста укажите в чем заключается различие между мутуализмом и комменсализмом?

Задание 2.

Соответствуют ли представленные утверждения информации из текста. Выберите верные утверждения.

1).В процессе симбиоза выживает только один из организмов.

2).Зооксантеллы умеют синтезировать органическое вещество.

3).Крабы-горошинки паразитируют на двустворчатых моллюсках.

4).Личинки усоногих рачков повреждают кровеносную систему у своего хозяина.

Задание 3.

Почему происходит переход к паразитизму, когда краб наносит ранение двустворчатому моллюску?

Задание 4.

Сформулируйте вопросы к тексту «Комменсализм», которые начинаются с «Почему», «Как произошло».

Задание 5.

Из текстов следует, что существует несколько видов жизнедеятельности организмов. Дополни приведенную ниже схему, вписав виды жизни и названия организмов.


Виды


С имбиоз ___________ ________ _________




_________ __________ зооксантелла __________

и тридакна









Ответы.

1.Мутуализм выгоден обоим партнерам, а комменсализм одному выгоден, а другому безразличен.

За правильный ответ 1 балл.

2. 2,3.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 2 балла.

3. Когда краб начинает жить в мантийной полости двустворчатого моллюска, он наносит ему ранения, так как начинает питаться его плотью, поэтому происходит переход к паразитизму, который выгоден только одному организму.

За правильный ответ 2 балла.

4. Почему в процессе эволюции у ракообразных изменились взаимоотношения с организмами? В какую эпоху произошло преобразование ракообразных?

За каждый вопрос 1 балл . Итого 2 балла.

5.

Виды


С имбиоз Паразитизм Мутуализм Комменсализм




Креветки усоногие рачки

и рыбы и крабы зооксантелла крабы-горошинки

и тридакна и черви

За правильный ответ 1 балл.


Итого 8 баллов.

Оценка:

8-7 баллов «5»

6-5 баллов «4»

4-3 балла «3»








https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/MORSKAYA_BIOLOGIYA.html

Энциклопедия Кругосвет, статья «Морская биология».

Литература:

Биология океана, тт. 1–2. М., 1977
Дозье Т. Киты и другие морские млекопитающие. М., 1980
Дозье Т. Опасные морские создания. М., 1985