Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов.
Зубенко Светлана Витальевна,
учитель русского языка
МБОУ «ШКОЛА № 7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
В условиях современной жизни успешность человека определяется его
мобильностью, умением решать проблемы самостоятельно, получать новую
информацию, принимать решения и генерировать идеи.
Эти условия диктуют обновление образования. Современная
образовательная парадигма заключается в том, что она должна стать
индивидуализированной, функциональной и эффективной. В современной
науке особую остроту приобретает проблема индивидуализации
образовательного процесса, одним из способов реализации которой является
разработка и внедрение индивидуальных образовательных программ (ИОП) и
индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Эта проблема рассматривается в работах российских ученых, анализ
которых позволяет утверждать, что ИОП средней школы создает условия для
индивидуального обучения. С их точки зрения необходимость построения
ИОП определяется следующими факторами:
- увеличивается количество учеников, которые в связи с отклонениями в своем
развитии или здоровье не могут учиться по обычной классно-урочной
системе;
- часть учеников не может в определенный период посещать школу из-за
спортивных соревнований, обстоятельств жизни в семье, профессиональной
подготовки;
- определенная часть учащихся не может массово получать образование из-за
коммуникативных сложностей, в том числе неумения или стойкого нежелания
вписываться в обычную школьную жизнь.
Итак, любое учебное заведение, обеспечивающее среднее образование,
имеет право на ИОП для каждого своего ученика.
Методика построения ИОМ и ИОП в отечественной педагогике почти не
разработана, а среди российских ученых отсутствует единая концепция по
этой проблеме.
По мнению Куприяновой Г.В., кандидата педагогических наук,
заведующей кафедрой управления и экономики ИРО, развитие ученика может
осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые
реализуются одновременно или последовательно. Из этого вытекает основная
задача педагога - предложить ученику спектр возможностей и помочь ему
сделать выбор.
Индивидуальный образовательный маршрут - это порядок реализации
индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий
образовательного процесса в учебном заведении, предназначенный для
обучения одного конкретного ученика, направленный на развитие его
индивидуальных способностей.
Выбор того или иного образовательного маршрута определяется
комплексом факторов:
- особенностями, интересами самого ученика и его родителей в достижении
необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности
учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Структура проектирования ИОМ включает следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели
предпрофильной подготовки);
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных
потребностей с внешними требованиями);
- выбор вариантов реализации поставленной цели;
- конкретизация маршрутного листа.
Эффективность разработки ИОМ зависит от ряда условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и
важности ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации;
- осуществление психолого - педагогического сопровождения;
- активное привлечение учащихся к деятельности по созданию ИОМ;
- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Средствами реализации названных условий могут быть специально
организованные занятия по самопознанию. Во время этих занятий уместно
довести до учащихся следующую информацию:
- допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих
инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору);
- варианты расчета учебной нагрузки;
- правила заполнения бланка;
- возможности и правила внесения изменений в ИОМ.
Выбор учениками курсов может осуществляться в трех плоскостях:
Осознание дальнейшего пути получения образования (кем быть? Каким
быть? Что изучать? Как? Где? Зачем?).
Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в
выбранном предмете).
Повышение функциональной грамотности в той или иной сфере.
Авторский коллектив под руководством Тряпицыной А.П., доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики РДПУ, сочетает ИОМ с индивидуальным образовательным планом (ИОП) и ИО программой и считает разработку и введение его наиболее уместным при профильном обучении.
Они утверждают, что использование ИОП во время профильного обучения позволяет реализовывать различные образовательные потребности учащихся, их семей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.
ИОПлан не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик имеет право самостоятельно указать набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных), интересующих его, тех, которые предлагаются школой. Такой подход позволяет каждому ученику формировать ИОПлан, практически свою индивидуальную образовательную программу на ИОМ.
Право учащегося на выбор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) |
Учет образовательных запросов, личных предпрофессиональных интересов и познавательных возможностей учащихся
Индивидуальный образовательный план
Учет видов образовательной деятельности учащихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий усвоения учебного содержания, организационно педагогических условий
Индивидуальная образовательная программа
Осознание требований времени, образовательных запросов учащихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении
Индивидуальный образовательный маршрут
Коллектив под руководством А.П. Тряпицыной считает, что ученики
могут двигаться путем ИОМ экстерном. Модель экстерната может быть
представлена тремя формами обучения:
I вариант. Экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный
материал и согласовывая сроки прохождения аттестации. Этот вариант не
исключает обращения экстерна за разовыми индивидуальными
консультациями по отдельным предметам.
II вариант. Экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах
по 5-8 человек. Набор предметов определяется желанием экстерна. Экстерн
может выбрать подготовку в группе из нескольких предметов, готовясь к
другим самостоятельно.
III вариант. Экстерн может учиться в особой группе подготовки по всем
общеобразовательным предметам. В случае, если экстерн не справляется с
ритмом обучения в группе, срок его обучения продолжается в индивидуальном
порядке.
Согласно теории Башмакова М.И., профессора, академика РАО и других
исследователей продуктивного обучения, ИОМ должен состоять
из следующих разделов:
- временная структура ИОМ, где указывается отрезок школьного времени,
который подлежит индивидуальному обучению, например, полугодие 10
класса или весь 11 класс;
- общий срок исполнения, который может совпадать с выбранным отрезком
школьного обучения, а может и отличаться, если программа индивидуального
обучения предполагает ускоренный или более медленный темп развития
ученика;
- временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием
контрольных моментов - сроков предоставления задач, контрольных срезов,
зачетов и т.д.;
- содержательная структура ИОМ, которая в основе своей имеет выбор
учебных модулей, входящих в ИОМ. Фиксируются обязательные модули, те,
которые предусматривают учебные занятия, входящие в инвариантную часть.
Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для
выполнения часть ИОМ. Избираются факультативные модули.
- Контролирующая структура ИОМ, включающая текущий контроль (выдача
учебных задач), встречи с тьютором, посещение консультаций. Отчетность по
выполнению учебных модулей, итоговая аттестация достижений.
- Коррекция ИОМ. Проводит тьютор и доводит до сведения администрации
школы и родителей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и работа с ними является
требованием сегодняшнего дня. Каждый, кто смотрит вперед, понимает, что за
такими детьми открывается будущее нации и страны.
Поэтому поддержка и развитие одаренности является одним из
приоритетных направлений не только европейского, но и современного
образования в ДНР.
Для развития одаренности ученику необходимы индивидуальные формы
обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм
организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах.
Большинство зарубежных исследователей склоняется к тому, что максимально
индивидуализировать учебную деятельность ученика можно только одним
способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ)
для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и
особенностей.
ИОМ поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и
определиться в мире профессий.
Методика построения ИОМ почти не разработана. В многочисленных
книгах и статьях о развитии детской одаренности множество различных
интересных задач, стоящих методик. Но как известно, серьезный
педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и
методики, его можно достичь, только имея целостную систему, или ИОМ.
А какова же методика построения ИОМ?
Педагог, составляющий ИОМ для того или иного ребенка, в первую
очередь должен опираться на содержание базовой программы по своему
предмету.
Главный вопрос: как структурировать материал? Начиная разработку
ИОМ, педагогу необходимо определить, по какому типу будет структурирован
материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть
представлены простыми геометрическими линиями.
2. 3.
Большинство традиционных программ строится по аналогии с прямой
линии, идущей вверх. (Рис.№1) Это позволяет реализовать систематичность и
последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким
образом очень сложно, потому что одаренные дети, чаще всего, имеют
склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность
этих задач состоит в том, что они предполагают много правильных ответов.
Решить эти задачи в рамках программы, основное требование которых
систематичность и последовательность, довольно трудно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу
нескольких концентрических кругов. (Рис.№2). В структуру такой программы
обычно входят несколько более мелких подпрограмм (они могут быть
относительно автономные). Пройдя первый круг, ученик усваивает второй,
потом третий.
Этот принцип при разработке ИОМ возможен, но наиболее продуктивный-
третий (Рис.№3) - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается
на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно
усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной
проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала
открываются большие возможности для исследовательской деятельности
учащихся, которая направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы, можно начинать разработку ИОМ.
Учитель, который разрабатывает ИОМ, должен действовать примерно по такой схеме:
1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
2. Обозначить долговременные и краткосрочные цели и пути их достижения;
3. Определить время, которое должен потратить ученик на усвоение
стандартной и специальной программы;
4. Предусмотреть участие родителей;
5. Определить способы оценки успехов ученика.
Используя данную методику, можно разработать схему построения ИОМ
для одаренных детей.
1.ДИАГНОСТИКА
уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных
особенностей или одаренности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,
которые должны быть достигнуты учащимся
по окончании прохождения ИОМ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,
которое должен потратить учащийся на освоение
базовой и специальной программы
4. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
(почасового)
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Учебно - тематического плана, формы занятий,
приемов и методов, формы подведения итогов
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ
учащегося в реализации маршрута
7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ УЧАЩЕГОСЯ
на каждом этапе освоения маршрута
Итак, на основе базовой программы и данной схемы учитель может разрабатывать ИОМ
А теперь подробнее остановимся на каждом этапе.
Этап диагностики уровня развития способностей ученика и его индивидуальных особенностей. Очень важен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не просмотреть, не потерять одаренность, уделяют большое внимание установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя одаренность, талант и просто заметные способности, педагоги теряют и всех остальных.
Существует большое количество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Вот несколько из них:
- методика использования личной карточки одаренного ребенка:
- методика «Карта одаренности» (США)
- характеристика ученика (США)
- анкета родителей;
- пожелание воспитанника.
Исходя из результатов диагностики, учитель вместе с учеником и его родителями определяет цели и задачи маршрута (второй этап).
Третий этап - «Определение времени» не должен вызывать у педагога осложнений. В индивидуальном порядке согласовав с родителями и учеником, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Четвертый этап схемы - «Определение роли родителей ученика в реализации маршрута» предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком. (Например, изготовление костюма для выступления на концерте, во время инсценировки произведения и др.)
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» учителю необходимо вместе с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.
Шестой этап - «Определение содержания учебно - тематического плана, форм занятий, приемов и методов, форм подведения итогов». Каждый ученик неповторимый, но существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках ИОМ.
Возможные формы занятий для одаренных учащихся, обучающихся по ИОМ.
1. Игра
2. Беседа
3. Экскурсия
4. Бенефис
5. Наблюдение
6. Практическое занятие
7. Размышление
8. Тренинг
9. Творческая мастерская
10. Творческий отчет
11. Эксперимент
12. Круиз
13. Мозговой штурм
14. Урок-погружение
Возможные формы подведения итогов
1. Концерт
2. Открытое занятие
3. Показ достижений
4. Зачетная работа
5. Экзамен
6. Тест
7. Рефлексия
8. Персональная выставка
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно тематического плана, решает, необходимо ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учеником других специалистов. (Например: если ученик занимается вокалом, то ему, возможно, необходимо занятия с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у ученика есть психические особенности, то ему необходимо занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ученика». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог вместе с учеником.
Самооценку учащийся может провести по схеме самоанализа.
1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
4. Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что еще необходимо сделать?)
Итак, мы ознакомились с некоторыми взглядами на проблему разработки и внедрения ИОМ. Если и существуют разногласия относительно структуры ИОМ, то нет никаких сомнений в том, что основой любого ИОМ есть базовая программа общеобразовательной школы. На современном этапе с учетом возможностей школы, уровня учебной деятельности, физического здоровья учащихся в рамках базовой программы можно предусмотреть несколько ИОМ разных направлений. Но наиболее целесообразными, по нашему мнению, есть три типа ИОМ:
I - ИОМ для учащихся с высоким уровнем обученности, которые имеют интерес к определенным предметам («стандарт +»).
II - ИОМ для учащихся, нуждающихся в коррекции знаний ( «стандарт -»).
III - ИОМ для одаренных учеников, для которых предусматривается отдельная ИОП.
Работа над ИОМ начинается с составления индивидуального учебного плана, в котором указывается количество часов, выделяемое ученику для прохождения ИОМ по выбранному профилю или допрофилю. В ИОМ указываются дни недели, в которые ученик овладевает теми или иными курсами по выбору, количество часов, отводимое на прохождение этих курсов; предметы и курсы, которые ученик выбрал дополнительно и самостоятельная работа.
Средством реализации ИОМ является технологическая карта, которая состоит из следующих граф: тема изучаемого материала; срок; результаты работы, которая планируется; задачи (обязательные и по выбору учащегося); упражнения для самооценки и самоконтроля; источники информации и задач; время еженедельных индивидуальных консультаций; график и формы контроля.
В условиях классно-урочной системы большая часть работы по ИОМ предполагает самообразовательную деятельность, поэтому создается учебный контракт программы самообразовательной деятельности ученика, работающего по ИОМ. Этот контракт состоит из следующих разделов: название изучаемых тематических блоков (тем); перечень знаний и умений, которыми должен овладеть ученик, изучая данный блок; виды работ; форма контроля; творческая научно-исследовательская работа; дополнительная литература и Интернет-ресурсы, самооценка и оценка ученика.
Результаты данного исследования, наверное, можно считать весомым аргументом в признании необходимости индивидуализации образования с целью улучшения ее качества.
Список используемой литературы
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы – Л., 1974
Гуманно-личносная технология Ш.А.Амонашвили. – Энциклопедия образовательных технологий, Т.1, Москва: НИИ школьных технологий, 2006, с.164-174
Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
Педагогика сотрудничества. - Энциклопедия образовательных технологий, Т.1, Москва: НИИ школьных технологий, 2006, с 152-153
Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М.:: Знание, 1987
Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000 – 320с.
Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.