РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бримжанова Сабина Валиевна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
С точки зрения некурящих подростков основным мотивом, побуждающим их сверстников к табакокурению, является слабость воли (в 8 «А» классе 50%, в 8 «Б» –45%), и желание доказать свою взрослость и независимость (в 8 «А» классе 35%, в 8 «Б» – 35%).
В процессе организации психолого-педагогической поддержки, направленной на профилактику табакокурения подростков важно знать, в каких классах следует начинать проводить профилактическую работу. Для этого необходимо знать возраст начала курения. С этой целью в анкету был включен вопрос: С какого возраста Вы начали курить?
С учетом определения понятия «профилактика табакокурения», в качестве основных показателей, характеризующих способность подростков противостоять табакокурению, были определены следующие показатели: знание, отношение и поведение. На основании определений понятий «знание», «отношение» и «поведение» составлена характеристика уровней сформированности каждого аспекта.
Таблица 1. - Результаты выявления уровня сформированности показателей противостояния табакокурению
Показатели Уровни | Знание | Отношение | Поведение |
Высокий уровень | знает о вреде табакокурения | отрицательное отношение к табакокурению | владеет уверенными навыками отказа от курения |
Средний уровень | немного слышал, то есть не имеет полного представления о вреде табакокурения здоровью | безразличное отношение к табакокурению | не во всех ситуациях владеет способами отказа от курения |
Низкий уровень | не имеет представления о вреде табакокурения | положительно относится к табакокурению | не владеет способами отказа от курения |
Следующим этапом педагогического эксперимента стал формирующий этап. Цель: разработать программу психолого-педагогической профилактики табакокурения у подростков. Существует множество программ, направленных на профилактику табакокурения. Каждая программа уникальна: имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому было принято решение провести анализ нескольких программ профилактики табакокурения и с учетом их сильных и слабых сторон разработать свою программу профилактики табакокурения.
При разработке программы психолого-педагогической профилактики нами был проведен анализ следующих программ:
1. Многоступенчатая образовательная программа по профилактике табакокурения, разработанная сотрудниками института проблем воспитания Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина (авторы: К.Н. Шамшидинова, М.А. Ищанова, К.Ж. Кожахметова, М.Е. Демеуова, Е. Виноградова, Н.В Хобина [1].
Целью программы является формирование негативного отношения подростков к табакокурению. Цели программы профилактики табакокурения предполагают формирование представления о здоровом образе жизни, формирование у учащихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от табакокурения. Программой предусмотрено 15 часов на проведение различных мероприятий, направленных на профилактику табакокурения: ролевые игры, лекции, дебаты, конференция и др. По окончании курса учащиеся должны знать: негативное воздействие табакокурения, как отличить позитивное дружеское влияние от негативного; уметь: анализировать возможные последствия принимаемых решений, «плюсы» и «минусы» сделанного выбора; понимать: риск, связанный с табакокурением [1, 45].
Преимущество данной программы заключается в том, что она направлена на формирование у учащихся знаний о вреде табакокурения, а также на формирование негативного отношения к табакокурению. Недостаток программы заключается в том, что программой не предусмотрено формирование поведенческих навыков противостояния табакокурению [2].
2. Программа профилактики табакокурения «Жизнь без табака» (авторы: Фаляхова Л.Ф., Кузнецова О.В.) [3]. Цели программы: снижение потребления табачных изделий школьниками; укрепление и сохранения здоровья подростков; подготовка подростков к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор. Данная программа предусматривает 10 часов на проведение лекций о вредном воздействии никотина, о негативных последствиях табакокурения; веселых стартов совместно с учителем физической культуры и других мероприятий, направленных на формирование негативного отношения к табакокурению.
Кроме того, программой предусмотрены привлечение родителей к решению проблемы табакокурения подростков, план мероприятий для психолога и классных руководителей. Этот план включает в себя контроль досуга подростков группы риска, диагностику школьного микрорайона с целью выявления мест, отрицательно воздействующих на подростков, психолого-педагогическое консультирование обучающихся [4].
Преимущество данной программы заключается в том, что она направлена на формирование у учащихся знаний о вреде табакокурения, негативного отношения к табакокурению, а также предусматривает проведение спортивных состязаний, которые способствуют не только формированию здорового образа жизни у учащихся, но и сплоченности коллектива. Также необходимо отметить, что привлечение к профилактической работе школьного психолога и классных руководителей – это несомненное преимущество программы, однако есть в данной программе и 1 существенный недостаток: программой не предусмотрено формирование поведенческих навыков противостояния табакокурению.
3. Программа профилактики табакокурения «Школа – территория без курения!» (автор: Горбань Е.Ю.) Цели программы: выработка негативного отношения к курению и формирование стремления к уменьшению социальной преемственности этой привычки; формирование навыков противостояния никотиновому давлению социальной среды – семьи, компании сверстников; изменение поведения подростков в сторону полного отказа от курения и выработка мотивации к сохранению этого поведения в будущем. Программой было предусмотрено 15 часов на проведение различных мероприятий: конкурса проектов, тренингов, ролевых игр, выставок книг и др. По окончании курса учащиеся должны знать: о свойствах никотина, об особенностях формирования зависимости; должны уметь: применять полученные знания на практике, уметь говорить «Нет», вести активный здоровый образ жизни. Кроме того, учащиеся должны приобрести навык работы в коллективе, высказывания своих мыслей, изучения научной литературы. Преимущество программы в том, что она предусматривает формы работы, направленные на формирование навыков отказа от курения. Недостаток заключается в том, что программа не предусматривает формирование у учащихся знаний о вреде курения [5].
4. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака Цели и задачи данной программы заключаются в том, чтобы дать учащимся знания и помочь четко определить свои нравственные принципы, научить навыкам здорового образа жизни, добиться изменений в сложившейся схеме поведения «группы риска». Программой предусмотрено проведение занятий с использованием различных форм представления материала: лекции, использование наглядных материалов (диаграммы со статистическими данными, плакаты на тему «ЗОЖ» и т.д.), просмотр видеофильмов, ролевые игры [6].
Согласно данной программе в общеобразовательных школах социальными педагогами проводятся занятия по ПУВВ (профилактика употребления вредных веществ).
Программой предусмотрено 15 часов на проведение занятий по профилактике табакокурения во всех параллелях. В 8 классе на занятия по профилактике употребления вредных веществ предусмотрен 1 час. В 8-х классах программой предусмотрено проведение конкурса плакатов «Реклама здоровья». Преимущество данной программы в том, что она предполагает активизацию учащихся на самостоятельный поиск информации о табакокурении (для разработки плаката), однако не каждый учащийся будет самостоятельно добывать знания. К слабым сторонам программы можно отнести отсутствие профилактической работы, направленной на формирование негативного отношения к табакокурению, на формирование поведенческих навыков отказа от курения и, конечно же, недостаточно продуманная временная ограниченность программы. Невозможно за 1 час сформировать у учащихся негативное отношение к табакокурению и желание отказаться от вредной привычки.
5. Национальная программа «Мы за Казахстан без табака!», приуроченная к Всемирному Дню борьбы с курением [7].
Основной целью Национальной программы «Мы за Казахстан без табака!» является формирование у населения навыков ответственного здоровьесберегающего поведения и сознательного отказа от табакокурения, повышение осведомленности населения различных возрастных категорий о пагубном воздействии табакокурения на организм человека.
Задачи программы:
- интенсивная кампания по борьбе с табакокурением;
- создание информационного поля для формирования здорового образа жизни среди населения;
- оказание помощи в отказе от курения;
- обеспечение среды, свободной от табачного дыма;
- формирование общественного позитивного мнения в пользу сохранения и укрепления здоровья;
- освещение программ в средствах массовой информации;
- предотвращение курения среди детей и подростков;
- выявление табакокурения в рамках скрининговых осмотров целевых групп населения и дальнейшая поддержка в отказе от потребления табачных изделий в профилактических Школах здоровья.
Таким образом, на основе анализа данных программ, был сделан вывод, что при разработке программ авторы не учитывали всех аспектов профилактики табачной зависимости (знание, отношение и поведение). В многоступенчатой образовательной программе профилактики табакокурения и программе профилактики табакокурения «Жизнь без табака» не было предусмотрено формирование поведенческих навыков отказа от курения; в программе профилактики табакокурения «Школа – территория без курения!» авторы не продумали работу по формированию знаний о вреде курения, что является важным аспектом профилактики табакокурения, в программе «Белая птица» не предусмотрена продолжительность профилактической работы.
На основе анализа слабых сторон программ профилактики табакокурения нами была разработана программа, направленная на профилактику табакокурения, в которой была предусмотрена работа по формированию у учащихся 3 показателей противостояния табакокурению: знания, отношения, поведения.
Тематический план по разработанной программе, представленный в таблице 2, включает 7 занятий, охватывающих 3 направления профилактической работы: 1) ознакомление учащихся с вредным воздействием никотина на здоровье человека; 2) формирование у учащихся отрицательного отношения к табакокурению; 3) формирование у учащихся правильного поведения в ситуации приобщения к табакокурению.
Таблица 2. - Тематический план Программы по профилактике табакокурения подростков «Мы одержим победу над вредной привычкой!»
№ п/п | Название занятия | Цель: | Содержание | Продол-жительность |
1. | «Курение – опасное увлечение» | Ознакомить учащихся с историей табакокурения и его отрицательными последствиями; ориентировать на лечение; пропагандировать здоровый образ жизни; развивать творческие способности | I. Организационный момент. II. Как табак завоевал весь мир (сценка) III. Научная справка о вреде табакокурения. IV. Научные факты о курильщиках V. Знакомство Тома Сойера с табакокурением (сценка) VI. Сообщение «Лучше не начинать» VII. Обсуждение | 45 минут |
2. | Скрытая правда о табакокурении | Цель: профилактика табакокурения среди учащихся; создание предпосылок для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки | I. Организационный момент II. Доклад «Из истории табака» III. Мифы о курении (выступления учеников) IV. Обсуждение рекламы табачных изделий V. Рефлексия Д/з: в группах создать антирекламу табачных изделий | 45 минут |
3. | «Рекламная пауза» | Цель: формирование у учащихся отрицательного отношения к табакокурению | I. Организационный момент II. Просмотр подготовленных антиреклам табачных изделий. III. Обсуждение антиреклам IV. Рефлексия | 45 минут |
4. | Викторина «О вредных последствиях табакокурения» | Цель: закрепление у учащихся отрицательного отношения к табакокурению | 1. Организационный момент 2. Пояснение правил игры 3. Кто быстрее? 4. Творческое задание 5. Подведение итогов и награждение команд | 45 минут |
5. | «Курение – опасная зависимость» | Цель: закрепление у учащихся негатив-ного отношения к табакокурению, убеждение учащихся в том, что курение – опасная зависимость | 1. Организационный момент 2. Упражнение «Продолжи фразу» 3. Упражнение «Дерево причин и последствий» 4. Рефлексия | 45 минут |
6. | «Учимся говорить НЕТ» | Цель: формирование у учащихся навыков уверенного поведения через умение отказывать | 1. Организационный момент II. Знакомство с основными способами отказа от курения. III. Моделирование игровых ситуаций IV. Обсуждение: V. Рефлексия: | 45 минут |
7. | «Отказаться от табакокурения – это реально» | Цель: закрепление у учащихся правильного поведения в отношении табакокурения | I. Организационный момент II. Написание писем учащимися III. Зачитывание писем и их обсуждение. | 45 минут |
Система работы образовательной организации по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма среди обучающихся предусматривает:
- совершенствование системы воспитания в образовательной организации на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
- организация внутришкольных мероприятий по ознакомлению обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ, алкоголя, табака на организм;
- обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч – правовой, психологический и т.д.);
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование правовой культуры несовершеннолетних. Обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних включает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательной организации;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в 29 студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
Список литературы
Шамшидинова К.Н., Ищанова М.А., Кожахметова К.Ж., Демеуова М.Е., Виноградова Е., Хобина Н.В. Многоступенчатая образовательная программа по профилактике табакокурения. – Алматы: Институт проблем воспитания Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 2019. -100 с.
Светлова Е. «Никотиновые» дети рождаются у курильщиков // Средняя школа. - 2017. - № 15. - С. 62-63.
Фаляхова Л.Ф., Кузнецова О.В. Программа профилактики табакокурения Жизнь без табака». – Казань: Речь, 2019. -130 с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика». - М. : Педагогика, 2020. - 336 с.
Горбань Е.Ю. Программа профилактики табакокурения «Школа – территория без курения!». – СПб.: Питер, 2020. – 124 с.
Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака – М. : Гном, 2021. – 87 с.
Национальная программа «Мы за Казахстан без табака!», приуроченная к Всемирному Дню борьбы с курением – [Электронный ресурс] - https://bmcudp.kz/ru/patients/prevention/hls-center-archive/natsionalnaya-programma-my-za-kazakhstan-bez-tabaka-priurochennaya-k-vsemirnomu-dnyu-borby-s-kurenie.html.