СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и выступление с докладом на Муниципальном методическом объединении учителей начальных классов Кировградского городского округа в творческой лаборатории "Проектная деятельность-от идеи до реализации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе модернизации школьного образования все большее значение приобретает метод обучения - проектная деятельность. По ФГОС-2021 и ФОП проектная деятельность стала обязательной для всех учеников. В обновленных стандартах и ФОП для формирования УУД закрепили учебную исследовательскую и проектную деятельность – (УИПД). Теперь школа обязана научить любого школьника выполнять проект и проводить исследование.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и выступление с докладом на Муниципальном методическом объединении учителей начальных классов Кировградского городского округа в творческой лаборатории "Проектная деятельность-от идеи до реализации"»

Выступление на ГМО 17.04.2024

Подготовила и провела Сандакова В.М.



Творческая лаборатория «Проектная деятельность – от идеи до реализации»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н. Толстой


Добрый день, уважаемые коллеги, рада Вас видеть в нашей творческой лаборатории

Проектная деятельность – от идеи до реализации»



СЛАЙД 1

В процессе модернизации школьного образования все большее значение приобретает метод обучения - проектная деятельность. Данный вид учебной деятельности используется в процессе обучения на всех этапах школьного образования.

По ФГОС-2021 и ФОП проектная деятельность стала обязательной для всех учеников. В обновленных стандартах и ФОП для формирования УУД закрепили учебную исследовательскую и проектную деятельность – (УИПД). Теперь школа обязана научить любого школьника выполнять проект и проводить исследование.

СЛАЙД 2-3

Раньше проекты и исследования готовили только высокомотивированные ученики, которые могли представить проект на конференциях или конкурсах, чтобы получить призовое место.

Теперь индивидуальный итоговый проект – это основной объект оценки метапредметных результатов учеников.

В соответствии с ФОП школы должны организовать проектную деятельность, чтобы оценивать метапредметные результаты на всех уровнях образования.

На уровне НОО – проверять, как школьники выполняют проектные задания с использованием образцов (п. 19.27 ФОП НОО) .

Чтобы организовать проектную деятельность по-новому, нужно скорректировать положение, которое регламентирует эту деятельность в школе. А также внести изменения в образовательные программы по уровням.

В ФОП НОО не регламентировали, как организовать учебную исследовательскую и проектную деятельность.

Но в целевой раздел ФОП НОО включили требования к метапредметным результатам, по которым ученики должны овладеть базовыми логическими и исследовательскими действиями, научиться работать с информацией и получить навык совместной деятельности. Все эти УУД формируют через учебную проектно-исследовательскую деятельность. 

СЛАЙД 4

Умение придумать и реализовать проект, этот навык необходим современному человеку ТАКЖЕ КАК умение пользоваться компьютером. Это умение необходимо в учебе и во внеклассной работе школьникам, студентам, и ПРОСТО необходимо в профессиональной деятельности.

СЛАЙД 5

Проектная деятельность это лаборатория, где можно научиться мыслить креативно, воспитать в себе лидерские качества и умение добиваться цели.

Без чего же не может существовать проект, главное понять зачем делать проект, другими словами определить ЦЕЛЬ проекта.

СЛАЙД 6

Цель - это то, без чего не может существовать ни один проект, это его движущая сила. Значит, чтобы что-то получилось нужно в самом начале представлять то, что хочешь, чтобы получилось в итоге. Другими словами ЦЕЛЬ –это ИДЕАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА. (не всегда же можно достичь цели).

У проекта всегда есть начало и конец, он ограничен во времени, проект может быть долгосрочным, но бесконечным не бывает. К тому же у каждого проекта есть ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ- БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ, т.е. те, для кого делается проект.

Определяя цель важно понять, что именно хочешь сделать?

Для кого?

Что движет человеком , который приступает к работе над проектом?

СЛАЙД 7

т.е определяется ТЕМА проекта.

Проекты в одиночку не делаются, в любом случае собирается команда единомышленников, зажжённых общей идеей, определяет сроки, изучает свою целевую аудиторию и может действовать.

Далее необходимо продумать, что понадобится для воплощения проекта, это РЕСУРСЫ, важно определить, какая информация нужна, где её взять, что, какое оборудование понадобится, сколько это займет времени, кто, чем будет заниматься.

Далее необходимо составить план действий всё разложить по порядку(что за чем нужно сделать), т.е. нужна последовательность.

Таким образом формулируются основные АТРИБУТЫ ПРОЕКТА.

  • У проекта есть ТЕМА и конкретная ЦЕЛЬ

  • Он ограничен во времени

  • Своя ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

  • Нужна КОМАНДА ПРОЕКТА

  • РЕСУРСЫ

  • И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

  • Все этапы проекта выполняются последовательно



СЛАЙД 8

Т.О

СЛАЙД 9 ТЕСТ

Как вы думаете, что из этого проект, а что нет? (№ 2,3 –проекты, т. к. , а №1,4 нет, т.к эти предложенные мероприятия носят личный характер, нет какого-то понятного результата.

Но практически из любой идеи можно сделать проект, если эту идею грамотно сформулировать.

Проекты делятся на виды в зависимости от их длительности и содержания:

Мини-проекты-несколько дней или часов.

Проекты можно объединить в несколько видов или кластеров зависимости от того ,что делаем.

СЛАЙД 10 Возьмем основные 5

СЛАЙД 11

1) Исследовательский - главная цель-изучение какого-нибудь явления, проблемы, здесь можно проводить различные научные эксперименты, проводить опыты, заниматься наблюдением и собирать как можно больше различной информации. Обычно продуктом такого проекта становится описание явления, модели, формулы, учебные пособия, словари

2)Творческие- создание мероприятия или произведения. Разновидностью этих проектов являются игровые проекты (создание деловых, ролевых, а м.б. и настольных.)

СЛАЙД 12

А еще бывают Практико-ориентированные проекты, они нацелены на решение какой-нибудь ситуации или проблемы. Например, опрос школьников для статьи в школьной газете. При этом у этих проектов всегда есть конкретный результат или продукт, который можно использовать на практике.

Социальные проекты направлены на положительные изменения в обществе в разных областях, это проекты развивающие, помогающие в трудных жизненных ситуациях, а главное, что тема острая , волнующая многих. Это может быть семейный фестиваль, молодежные движения, экологические акции, т.е. социальный проект состоит из реальных действий, направленных на разрешение социальных проблем.

СЛАЙД 13

С чего начать проект?

Конечно есть этапы проекта, и тут нам здорово поможет «ПРАВИЛО 5 -П» Это



СЛАЙД 14

Начинаем всегда с ПРОБЛЕМЫ- это вопрос, который волнует нас и касается других людей, возможно это то, что нам хотелось бы изменить в окружающем мире.

Важно, чтобы проект был направлен на решение конкретной проблемы (загрязнение окружающей среды, наркомания, замена личного общения - интернет общением,) т.е., был направлен на такую болевую зону, которую общество пытается исправить.

Проблема проекта должна волновать лично , не менее важно, чтобы личные интересы и мотивация совпадали с потребностями людей, у которых данная проблема есть и с помощью проекта помогаем ее решать.

Ранее я уже говорила про атрибуты проекта, здесь надо учесть интересы целевой группы тех, для кого выполняем проект.

Если делать проект для себя, без их учета, то он получится невостребованным и ненужным. ( например, если волнует проблема зависимого поведения среди молодежи, то темой проекта может стать «ЗОЖ», а результат - акция о ЗОЖ.

Проблема очень важный этап в проекте, с неё всё начинается, это по сути то, что рождает идею проекта.

Когда мы задаёмся вопросом, чтобы хотелось изменить в обществе, мы начинаем задумываться, а что лично каждый из нас может изменить? Тогда мы приступаем к планированию: ставим цель и задачи, думаем, как организовать свою деятельность и вообще - из чего будет состоять проект.

ПЛАНИРОВАНИЕ- хотелось бы разобрать отдельно, это важный навык не только для проектной деятельности, но и для обучения, да и в целом по жизни.

Каждую из «ПЯТИ- П» можно разобрать подробно, но сегодня нам важно создать общую картину для понимания этапов проекта.



СЛАЙД 15

И следующая наша «П» -ПОИСК РЕСУРСОВ, важно определить какая информация нам нужна, где ее взять, какое оборудование нам понадобится, сколько это займет времени, а самое главное кто нам нужен в команду и как мы её будем набирать и определить кто чем будет заниматься.

После того как найдены ресурсы, можно приступать к осуществлению проекта и это четвертая «П» - ПРОДУКТ

Ведь проект нацелен на получение РЕЗУЛЬТАТА, так вот результат и будет нашим ПРОДУКТом. Это может быть статья, выставка, мультфильм, квест….что угодно.

Ну и остается рассказать всему миру о том , что мы сделали нечто крутое, важное.

Т.Е. надо уметь получившийся результат преподнести другим, так чтобы его сумели оценить по достоинству и помогли ему продвинуться дальше, так что это пятая «П» - ПРЕЗЕНТАЦИЯ.



СЛАЙД 16

А теперь можно подвести итоги

Итак , 1) ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ ?

2) КАК ЕГО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ (проект можно представить как пять «П»)

В проекте обозначена:

ПРОБЛЕМА

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОИСК РЕСУРСОВ

СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА

И его ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Важный этап в проекте это определение проблемы того, что мы хотим изменить и ради чего создаём проект.

Проблема- может быть из разных сфер жизни. Главное, чтобы она была интересна и важна целевой аудитории (людям, которым хотим помочь своей работой).

СЛАЙД 17

Мастер - класс.

Это все, чем бы мне хотелось поделиться с Вами, а сейчас предлагаю Вам разделиться на группы, чтобы поучаствовать в мастер- классе.(выдаются группам листы с заданием )

У вас тема и примерная цель проекта у каждой группы своя.

Может быть они и не для Вас. Можете принять то, что есть, можете их посмотреть и переработать, может быть у вас к теме будут другие цели и задачи, может, уберете лишнее или наоборот что-нибудь добавите в зависимости от того, какой продукт хотели бы получить по теме, пользуясь алгоритмом.

Результат

Смотрите мы ставили такую цель, а у Вас….

Коллеги здорово у нас был такой продукт по этой теме, а Вы предложили вот что….

Оказывается можно было и это... И это….

Рефлексия

В заключении предлагаю вам оценить данную информацию

Я предлагаю вам рефлексию ,которая называется : «Чемодан», «Мясорубка», «Корзина».

Выберите одну из картинок ,как вы поступите с данной информацией .

 Если вы выбираете «Чемодан»- значит информация пригодится в дальнейшем.

«Мясорубка»-  значит вы информацию переработаете.

«Корзина»- все выбросите.


Пожалуйста оцениваем!


Мы видим , что в основном вся информация попадает в


«чемодан» и «мясорубку», «корзина пуста».


Значит делаем вывод , что информация для всех оказалась полезной.

Спасибо за внимание !