Урок 76. А. Блок «Ветхая избушка»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
чтение наизусть стихов и просмотр рисунков.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Рассказ учителя об авторе
(слайд 1) Александр Блок (1880—1921) первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.
2. Учебник стр. 50
- Откройте учебник на с. 50. Рассмотрите портрет поэта. Прочитайте, как его зовут.
- Прочитайте название стихотворения. («Ветхая избушка».)
- Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?
Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый.
(слайд 2)
Рассмотрите иллюстрацию.
- О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
- О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
3. Прослушивание стих.
4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Докажите словами стих.
(Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам/Быстрых санок бег... / Бегают, смеются, /Лепят снежный дом, / Звонко раздаются / Голоса кругом...)
5. Прочитайте стихотворение выразительно.
6. Работа над стихотворением «Сны»
а) прослушивание стих.
б) Работа над содержанием.
- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
в) Чтение стихотворения учеником.
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
г) Выразительное чтение детьми стихотворения.