СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» для учащихся 1-4 классов, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования; Рабочей программы по курсу «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», Мир вокального искусства, 1-4 класс, автор Л.Ю. Апахова, 2014.
Программа «Весёлые нотки» имеет общекультурное направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают детям с ОВЗ не просто реализовывать багаж знаний, полученный на занятиях, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка с ОВЗ.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Воспитание детей с ОВЗ на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Музыкальные занятия пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Цель программы.
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка с ОВЗ.
Задачи программы.
приобщать учащихся с ОВЗ к музыкальной культуре, как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развивать музыкально-творческие способностей учащихся с ОВЗ, образное и ассоциативное мышление, фантазии, музыкальную память, эмоционально- эстетическое восприятия действительности;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
формировать знания о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
формировать умения и навыки самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, импровизация);
формировать устойчивый интерес к музыке и ее различным формам;
развивать вокально-хоровой слух, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
формировать навыки певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развивать певческое дыхания, диапазон;
обучить детей с ОВЗ навыкам пения без сопровождения.
Общая характеристика курса
Программа предусматривает связь музыки, живописи, литературы, истории, сценическим искусством, ритмикой. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, слушанием музыкальных произведений, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы – 4 года.
Занятия проводятся:
Первый год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.
Второй год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.
Третий год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.
Четвертый год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, посещений театров, музеев, выступление на концертах.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (резервные занятия).
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика.
Формы и виды контроля.
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
беседа по пройденному материалу;
самостоятельная работа;
выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
анализ проделанной работы;
участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии);
участие в итоговом отчетном концерте.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»: | «Обучающийся получит возможность для формирования» |
готовность и способность к саморазвитию; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности | формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»: | «Обучающийся получит возможность для формирования» |
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы; уметь планировать работу и определять последовательность действий. | адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»: | «Обучающийся получит возможность для формирования» |
самостоятельно включаться в творческую деятельность осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»: | «Обучающийся получит возможность для формирования» |
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые)средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. |
Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс (первый год обучения).
Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Музыка вокруг нас. Я хочу услышать музыку. Звуки живущие в единстве. Музыкальные и шумовые звуки. Музыкальные инструменты. Высота звука. Длительность звука. Таинственный океан. Мажор и минор. Музыкальный дом. Нотоносец. Знакомство с нотами. Король «Скрипичный ключ». Принцессы «Паузы». Что такое фальш? Фея Гармония. Король «Басовый ключ». Знаки Альтерации. Диез, бемоль, бекар. В путь. Неожиданная встреча. Замок с призраками. Консонанс. В чёрных скалах. Что написано в Волшебной книге? Незнакомка. Разведчик. Звёздная музыка. Диссонанс и Дисгармония. Голос подземелий. Концертное выступление (резерв).
Планируемый результат на конец первого года обучения:
наличие интереса к музыкальному искусству;
владение некоторыми основами музыкальной грамоты;
двигаться под музыку;
стремление передавать характер музыки;
умение исполнять длительности и ритмические.
2 класс (второй год обучения).
Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Звуки, живущие в единстве. Музыка в сказке. Знакомство с голосовым аппаратом. С песней жить всем веселей. Единство музыки и танца. Детские песни в нашей жизни. Детский фольклор. Песенки из мультфильмов. Музыкальная прогулка. Музыкальное рисование. Музыкальный букварь. Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку. Ритмические упражнения «Хор часов», «Колокольный перезвон». Роль дыхания в пении. Пунктирный ритм. Весёлый балаганчик. Песня рассказывает обо всем. Вокал откроет нам новый мир. Красочность моего голоса. История певческой культуры. Цветные сны я вижу в детстве. Песня и фантазия. Сценическое движение. Вокальное искусство. Поём шутки-прибаутки. Речедвигательные игры. Жанры вокальной музыки. Музыкальный слух, музыкальная память. Весёлое звонкое эхо. Народное творчество. Концертное выступление (резерв)
Планируемый результат на конец второго года обучения:
наличие интереса к музыкальному и вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
3 класс (третий год обучения).
Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Элементы музыкальной грамоты. Мелодия. Вокальная музыка. Музыкальные жанры. Волшебный голос песни детства. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. История возникновения нот. Звуковысотность. Графическая запись музыкальных образов. Дирижерские жесты. Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на развитие чувства ритма. Певческая установка. Поговорим о дыхании. Берегите свой голос. Песни на развитие чувства ритма. Темп. Динамика. Лад. Дикция. Артикуляция. Артикуляционные игры. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками. Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Звуковедение. Беседа о творчестве композиторов-классиков. Беседа о творчестве современных композиторов. Детское Евровидение. Жанры вокальной музыки. Вокально-хоровая работа с песней «Из чего же». Вокально-хоровая работа с песней «Песня волшебников». Концертное выступление (резерв)
Планируемый результат на конец третьего года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
4 класс (четвертый год обучения).
Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. История музыки. История музыки. Музыкальная грамота. Вокальная музыка. Дирижерские жесты. Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Техника речи, вокальная дикция. Речевой аппарат. Характеристики голоса и речи. Слово в пении. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Понятие голосообразования. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Психофизические аспекты человека. Практика свободного и глубокого дыхания. Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса. Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена). Разучивание музыкального и поэтического текстов. Фольклор, джаз, классика. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. Вокально-хоровая работа. Концертное выступление (резерв)
Планируемый результат на конец четвёртого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
чисто интонировать, петь на дыхании (петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы);
должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;
петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко (правильно формировать гласные и произносить согласные звуки, петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук);
понимать дирижёрские жесты и следовать им;
знать средства музыкальной выразительности;
петь под фонограмму в группе и соло;
уметь вести себя в коллективе;
петь на цепном дыхании;
уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
петь под фонограмму 2-голосные произведения;
обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
испытывать потребность к певческой деятельности.
Учебный план (первый год обучения)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека. | 6 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой. | 10 |
3 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 14 |
4 | Резервные занятия | 4 |
| Итог: | 34 |
Примерное распределение часов (первый год обучения)
|
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Музыка в жизни человека. | 6 |
|
|
|
|
Знакомство с музыкальной грамотой. | 2 | 8 |
|
|
|
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
|
| 10 | 4 |
|
Резервные занятия |
|
|
| 4 |
|
Итог: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Учебный план (второй год обучения)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека. | 8 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой. | 12 |
3 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 10 |
4 | Резервные занятия | 4 |
| Итог: | 34 |
Примерное распределение часов (второй год обучения)
|
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Музыка в жизни человека. | 8 |
|
|
| 8 |
Знакомство с музыкальной грамотой. |
| 8 | 4 |
| 12 |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
|
| 6 | 4 | 10 |
Резервные занятия |
|
|
| 4 | 4 |
Итог: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Учебный план (третий год обучения)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека. | 2 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой. | 25 |
3 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 3 |
4 | Резервные занятия | 4 |
| Итог: | 34 |
Примерное распределение часов (третий год обучения)
|
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Музыка в жизни человека. |
|
|
|
|
|
Знакомство с музыкальной грамотой. |
|
|
|
|
|
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
|
|
|
|
|
Резервные занятия |
|
|
|
|
|
Итог: |
|
|
|
| 34 |
Учебный план (четвертый год обучения)
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека. | 3 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой. | 20 |
3 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 3 |
4 | Резервные занятия | 4 |
| Итог: | 34 |
Примерное распределение часов (четвертый год обучения)
|
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Музыка в жизни человека. |
|
|
|
|
|
Знакомство с музыкальной грамотой. |
|
|
|
|
|
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
|
|
|
|
|
Итог: |
|
|
|
| 34 |
Тематическое планирование
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол.час. | Дата | Универсальные учебные действия (УУД) | |
I четверть | |||||
Музыка в жизни человека. | |||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
| Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности | |
2 | Музыка вокруг нас | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования. | |
3 | Я хочу услышать музыку | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования. | |
4 | Звуки, живущие в единстве. | 1 |
| Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | |
5 | Музыкальные и шумовые звуки | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; осознание действия принципа контраста | |
6 | Музыкальные инструменты | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
Знакомство с музыкальной грамотой. | |||||
7 | Высота звука | 1 |
| Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
8 | Длительность звука | 1 |
| Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | |
II четверть | |||||
9 | Таинственный океан | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
10 | Мажор и минор | 1 |
| Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
11 | Музыкальный дом | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
12 | Нотоносец | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
13 | Знакомство с нотами | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
14 | Король «Скрипичный ключ» | 1 |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности | |
15 | Принцессы «Паузы» | 1 |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности | |
16 | Что такое фальш? | 1 |
| Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
III четверть | |||||
17 | Фея Гармония | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | |
18 | Король «Басовый ключ» | 1 |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности | |
19 | Знаки Альтерации | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
20 | Диез, бемоль, бекар | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | |||||
21 | В путь | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования | |
22 | Неожиданная встреча | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки | |
23 | Замок с призраками | 1 |
| Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения | |
24 | Консонанс | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | |
25 | В чёрных скалах | 1 |
| Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения | |
26 | Что написано в Волшебной книге? | 1 |
| Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения | |
IV четверть | |||||
27 | Незнакомка. Разведчик | 1 |
| Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения | |
28 | Звёздная музыка | 1 |
| Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования | |
29 | Диссонанс и Дисгармония | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста | |
30 | Голос подземелий | 1 |
| Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения | |
31 32 33 34 | Резервные занятия | 4 |
| Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата |
2 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Кол. час. | Дата | Универсальные учебные действия (УУД) |
I четверть | ||||
Музыка в жизни человека. | ||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности | 1 |
| Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу. |
2 | Звуки, живущие в единстве | 1 |
| Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
3 | Музыка вокруг нас | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
4 | Песенки из мультфильмов.
| 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
5 | С песней жить всем веселей. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
6 | Единство музыки и танца. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
7 | Детские песни в нашей жизни. | 1 |
| Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, обращаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении |
8 | Детский фольклор. | 1 |
| Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении |
II четверть | ||||
Знакомство с музыкальной грамотой. | ||||
9 | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 |
| Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя |
10 | Музыкальная прогулка. | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
11 | Музыкальное рисование | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
12 | Музыкальный букварь | 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании |
13 | Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
14 | Ритмические упражнения «Хор часов», «Колокольный перезвон» | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
15 | Роль дыхания в пении | 1 |
| Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя |
16 | Пунктирный ритм | 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании |
III четверть | ||||
17 | Музыкальный слух, музыкальная память | 1 |
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
18 | Песня рассказывает обо всем. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
19 | Вокал откроет нам новый мир. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
20 | Красочность моего голоса. | 1 |
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | ||||
21 | История певческой культуры | 1 |
| Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
22 | Цветные сны я вижу в детстве. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
23 | Песня и фантазия. | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
24 | Сценическое движение. | 1 |
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
25 | Вокальное искусство | 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании |
26 | Поём шутки-прибаутки | 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании |
IV четверть | ||||
27 | Речедвигательные игры | 1 |
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
28 | Жанры вокальной музыки | 1 |
| Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
29 | Весёлый балаганчик
| 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании |
30 | Весёлое звонкое эхо | 1 |
| Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
31 32 33 34 | Резервные занятия | 4 |
| Расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
3 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Кол. час. | Дата | Универсальные учебные действия (УУД) |
I четверть | ||||
Музыка в жизни человека. | ||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
| Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу. |
2 | Волшебный голос песни детства. | 1 |
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Знакомство с музыкальной грамотой. | ||||
3 | Элементы музыкальной грамоты | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста |
4 | Мелодия | 1 |
| Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа. |
5 | Вокальная музыка | 1 |
| Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
6 | Музыкальные жанры | 1 |
| Расширение представлений о музыкальных жанрах, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки |
8 | История возникновения нот. | 1 |
| Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
II четверть | ||||
9 | Звуковысотность. | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
10 | Графическая запись музыкальных образов | 1 |
| Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа
|
11 | Дирижерские жесты | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности |
12 | Музыкально-ритмические упражнения | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
13 | Упражнения на развитие чувства ритма | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
14 | Певческая установка | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности |
15 | Поговорим о дыхании | 1 |
| Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки |
16 | Берегите свой голос | 1 |
| Формирование системы эстетических и этических ценностей и вкусов |
III четверть | ||||
17 | Песни на развитие чувства ритма | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. |
18 | Темп | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
19 | Динамика | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
20 | Лад | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
21 | Дикция. Артикуляция. | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. |
22 | Артикуляционные игры | 1 |
| Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. |
23 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 |
| Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
24 | Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками | 1 |
| Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности |
25 | Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод» | 1 |
| Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности |
26 | Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод» | 1 |
| Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности |
IV четверть | ||||
27 | Звуковедение | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | ||||
28 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 |
| Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа. |
29 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 |
| Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа. |
30 | Детское Евровидение | 1 |
| Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа. |
31 32 33 34 | Резервные занятия | 4 |
| Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа |
4 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Кол. час. | Дата | Универсальные учебные действия (УУД) | |
I четверть | |||||
Музыка в жизни человека. | |||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности | 1 |
| Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу. | |
2 | История музыки | 1 |
| Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
3 | История музыки | 1 |
| Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
Знакомство с музыкальной грамотой. | |||||
4 | Музыкальная грамота | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста | |
5 | Вокальная музыка. Дирижерские жесты | 1 |
| Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности | |
6 | Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения. | 1 |
| Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | |
7 | Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении | 1 |
| Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
8 | Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении | 1 |
| Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
II четверть | |||||
9 | Техника речи, вокальная дикция | 1 |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
10 | Речевой аппарат | 1 |
| Развитие навыков сотрудничества со сверстниками; уметь четко, понятно и грамотно произносить скороговорки. | |
11 | Характеристики голоса и речи | 1 |
| Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности | |
12 | Слово в пении | 1 |
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании | |
13 | Диапазон. Развитие силы, объема и яркости | 1 |
| Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | |
14 | Диапазон. Развитие силы, объема и яркости | 1 |
| Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | |
15 | Понятие голосообразования | 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности | |
16 | Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. | 1 |
| Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций и образов | |
III четверть | |||||
17 | Психофизические аспекты человека. | 1 |
| Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; | |
18 | Практика свободного и глубокого дыхания | 1 |
| Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; | |
19 | Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом. | 1 |
| Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки | |
20 | Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса. | 1 |
| Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки | |
21 | Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена) | 1 |
| Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | |
22 | Разучивание музыкального и поэтического текстов. | 1 |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| |
23 | Фольклор, джаз, классика | 1 |
| Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | Практика (11 часов) | ||||
24 | Развитие музыкально-образного мышления.
| 1 |
| Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; | |
IV четверть | |||||
25, 26, 27 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 3 |
| Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа. | |
28, 29, 30 | Беседа о творчестве современных композиторов | 3 |
| ||
31, 32, 33, 34 |
| 4 |
| ||
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ | Наименование средств материально – технического и учебно-методического обеспечения |
Библиотечный фонд | |
1 | Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» |
2 | Программа внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Весёлая нотка» |
3 | Хрестоматии с нотным материалом |
4 | Сборники песен и хоров |
5 | Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству |
6 | Справочные пособия, энциклопедии |
Печатные пособия | |
7 | Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей музыки; |
8 | Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций, тексты песен |
Учебно – практическое оборудование | |
9 | Фортепиано |
10 | Клавишный синтезатор |
11 | Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки. |
12 | Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики. |
13 | ИКТ |
Экранно – звуковые пособия | |
14 | Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов |
15 | Слайдовые и мультимедийные презентации |
16 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке |
17 | Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах |
Список литературы
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2012.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2014.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2015.
Нахимовский А.М. «Театральное действо»
Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 2016г.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2010 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Ю. Рауль «Певческий голос».
Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»2014 год.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 2010 год.
«Мир вокального искусства» Волгоград «Учитель», 2012