СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка курса ГПД " Веселые первоклашки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка курса ГПД " Веселые первоклашки"»





Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» для учащихся 1-4 классов, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования; Рабочей программы по курсу «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», Мир вокального искусства, 1-4 класс, автор Л.Ю. Апахова, 2014.

Программа «Весёлые нотки» имеет общекультурное направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают детям с ОВЗ не просто реализовывать багаж знаний, полученный на занятиях, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка с ОВЗ.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Воспитание детей с ОВЗ на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Музыкальные занятия пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.

Цель программы. 

Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка с ОВЗ.

Задачи программы. 

  • приобщать учащихся с ОВЗ к музыкальной культуре, как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • развивать музыкально-творческие способностей учащихся с ОВЗ, образное и ассоциативное мышление, фантазии, музыкальную память, эмоционально- эстетическое восприятия действительности;

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • формировать знания о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • формировать умения и навыки самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, импровизация);

  • формировать устойчивый интерес к музыке и ее различным формам;

  • развивать вокально-хоровой слух, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;

  • формировать навыки певческой выразительности, вокальной артикуляции;

  • развивать певческое дыхания, диапазон;

  • обучить детей с ОВЗ навыкам пения без сопровождения.

Общая характеристика курса

Программа предусматривает связь музыки, живописи, литературы, истории, сценическим искусством, ритмикой. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, слушанием музыкальных произведений, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 10 лет.

Сроки реализации программы – 4 года.

Занятия проводятся:

Первый год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Второй год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Третий год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Четвертый год обучения: 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, посещений театров, музеев, выступление на концертах.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (резервные занятия).

Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • занятия по музыкальной грамоте;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • дыхательная гимнастика.

Формы и виды контроля. 

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

  • беседа по пройденному материалу;

  • самостоятельная работа;

  • выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

  • анализ проделанной работы;

  • участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

  • персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии);

  • участие в итоговом отчетном концерте.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

«Обучающийся получит возможность для формирования»

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

  • эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

«Обучающийся получит возможность для формирования»

  • оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы;

  • уметь планировать работу и определять последовательность действий.

  • адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

«Обучающийся получит возможность для формирования»

  • самостоятельно включаться в творческую деятельность

  • осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

  • осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах


Коммуникативные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

«Обучающийся получит возможность для формирования»

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые)средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.







Содержание курса внеурочной деятельности.

1 класс (первый год обучения).

  Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Музыка вокруг нас. Я хочу услышать музыку. Звуки живущие в единстве. Музыкальные и шумовые звуки. Музыкальные инструменты. Высота звука. Длительность звука. Таинственный океан. Мажор и минор. Музыкальный дом. Нотоносец. Знакомство с нотами. Король «Скрипичный ключ». Принцессы «Паузы». Что такое фальш? Фея Гармония. Король «Басовый ключ». Знаки Альтерации. Диез, бемоль, бекар. В путь. Неожиданная встреча. Замок с призраками. Консонанс. В чёрных скалах. Что написано в Волшебной книге? Незнакомка. Разведчик. Звёздная музыка. Диссонанс и Дисгармония. Голос подземелий. Концертное выступление (резерв).

Планируемый результат на конец первого года обучения:

  • наличие интереса к музыкальному искусству;

  • владение некоторыми основами музыкальной грамоты;

  • двигаться под музыку;

  • стремление передавать характер музыки;

  • умение исполнять длительности и ритмические.

2 класс (второй год обучения).

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Звуки, живущие в единстве. Музыка в сказке. Знакомство с голосовым аппаратом. С песней жить всем веселей. Единство музыки и танца. Детские песни в нашей жизни. Детский фольклор. Песенки из мультфильмов. Музыкальная прогулка. Музыкальное рисование. Музыкальный букварь. Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку. Ритмические упражнения «Хор часов», «Колокольный перезвон». Роль дыхания в пении. Пунктирный ритм. Весёлый балаганчик. Песня рассказывает обо всем. Вокал откроет нам новый мир. Красочность моего голоса. История певческой культуры. Цветные сны я вижу в детстве. Песня и фантазия. Сценическое движение. Вокальное искусство. Поём шутки-прибаутки. Речедвигательные игры. Жанры вокальной музыки. Музыкальный слух, музыкальная память. Весёлое звонкое эхо. Народное творчество. Концертное выступление (резерв)

Планируемый результат на конец второго года обучения:

  • наличие интереса к музыкальному и вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

  • двигаться под музыку;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.











3 класс (третий год обучения).

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Элементы музыкальной грамоты. Мелодия. Вокальная музыка. Музыкальные жанры. Волшебный голос песни детства. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. История возникновения нот. Звуковысотность. Графическая запись музыкальных образов. Дирижерские жесты. Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на развитие чувства ритма. Певческая установка. Поговорим о дыхании. Берегите свой голос. Песни на развитие чувства ритма. Темп. Динамика. Лад. Дикция. Артикуляция. Артикуляционные игры. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками. Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Звуковедение. Беседа о творчестве композиторов-классиков. Беседа о творчестве современных композиторов. Детское Евровидение. Жанры вокальной музыки. Вокально-хоровая работа с песней «Из чего же». Вокально-хоровая работа с песней «Песня волшебников». Концертное выступление (резерв)

Планируемый результат на конец третьего года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

  • двигаться под музыку;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

4 класс (четвертый год обучения).

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. История музыки. История музыки. Музыкальная грамота. Вокальная музыка. Дирижерские жесты. Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Техника речи, вокальная дикция. Речевой аппарат. Характеристики голоса и речи. Слово в пении. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Понятие голосообразования. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Психофизические аспекты человека. Практика свободного и глубокого дыхания. Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса. Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена). Разучивание музыкального и поэтического текстов. Фольклор, джаз, классика. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. Вокально-хоровая работа. Концертное выступление (резерв)

















Планируемый результат на конец четвёртого года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

  • чисто интонировать, петь на дыхании (петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы);

  • должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;

  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко (правильно формировать гласные и произносить согласные звуки, петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук);

  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;

  • знать средства музыкальной выразительности;

  • петь под фонограмму в группе и соло; 

  • уметь вести себя в коллективе;

  • петь на цепном дыхании;

  • уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;

  • уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;

  • петь под фонограмму 2-голосные произведения;

  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;

  • испытывать потребность к певческой деятельности.











































Учебный план (первый год обучения)

Раздел

Количество часов

1

Музыка в жизни человека.

6

2

Знакомство с музыкальной грамотой.

10

3

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

14

4

Резервные занятия

4


Итог:

34



Примерное распределение часов (первый год обучения)





I


II


III


IV


Всего

Музыка в жизни человека.

6





Знакомство с музыкальной грамотой.

2

8




Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.



10

4


Резервные занятия




4


Итог:

8

8

10

8

34





Учебный план (второй год обучения)

Раздел

Количество часов

1

Музыка в жизни человека.

8

2

Знакомство с музыкальной грамотой.

12

3

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

10

4

Резервные занятия

4


Итог:

34



Примерное распределение часов (второй год обучения)





I


II


III


IV


Всего

Музыка в жизни человека.

8




8

Знакомство с музыкальной грамотой.


8

4


12

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.



6

4

10

Резервные занятия




4

4

Итог:

8

8

10

8

34







Учебный план (третий год обучения)

Раздел

Количество часов

1

Музыка в жизни человека.

2

2

Знакомство с музыкальной грамотой.

25

3

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

3

4

Резервные занятия

4


Итог:

34



Примерное распределение часов (третий год обучения)





I


II


III


IV


Всего

Музыка в жизни человека.






Знакомство с музыкальной грамотой.






Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.






Резервные занятия






Итог:





34



Учебный план (четвертый год обучения)

Раздел

Количество часов

1

Музыка в жизни человека.

3

2

Знакомство с музыкальной грамотой.

20

3

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

3

4

Резервные занятия

4


Итог:

34





Примерное распределение часов (четвертый год обучения)





I


II


III


IV


Всего

Музыка в жизни человека.






Знакомство с музыкальной грамотой.






Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.






Итог:





34











Тематическое планирование

1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол.час.

Дата

Универсальные учебные действия (УУД)

I четверть

Музыка в жизни человека.

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1


Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности

2

Музыка вокруг нас

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования.

3

Я хочу услышать музыку

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования.

4

Звуки, живущие в единстве.

1


Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

5

Музыкальные и шумовые звуки

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; осознание действия принципа контраста

6

Музыкальные инструменты

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

Знакомство с музыкальной грамотой.

7

Высота звука

1


Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

8

Длительность звука

1


Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

II четверть

9

Таинственный океан

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10

Мажор и минор

1


Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

11

Музыкальный дом

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

12

Нотоносец

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

13

Знакомство с нотами

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

14

Король «Скрипичный ключ»

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

15

Принцессы «Паузы»

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

16

Что такое фальш?

1


Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III четверть

17

Фея Гармония

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

18

Король «Басовый ключ»

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

19

Знаки Альтерации

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

20

Диез, бемоль, бекар

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа


Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

21

В путь

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования

22

Неожиданная встреча

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки

23

Замок с призраками

1


Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

24

Консонанс

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

25

В чёрных скалах

1


Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

26

Что написано в Волшебной книге?

1


Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

IV четверть

27

Незнакомка. Разведчик

1


Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

28

Звёздная музыка

1


Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования

29

Диссонанс и Дисгармония

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

30

Голос подземелий

1


Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

31

32

33

34

Резервные занятия

4


Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата















2 КЛАСС

№ 

Наименование разделов и тем

Кол. час.

Дата

Универсальные учебные действия (УУД)

I четверть

Музыка в жизни человека.

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности

1


Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

Звуки, живущие в единстве

1


Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

3

Музыка вокруг нас

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4

Песенки из мультфильмов.


1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5

С песней жить всем веселей.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6

Единство музыки и танца.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7

Детские песни в нашей жизни.

1


Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, обращаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении

8

Детский фольклор.

1


Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении

II четверть

Знакомство с музыкальной грамотой.

9

Знакомство с голосовым аппаратом

1


Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

10

Музыкальная прогулка.

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

11

Музыкальное рисование

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

12

Музыкальный букварь

1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

13

Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

14

Ритмические упражнения «Хор часов», «Колокольный перезвон»

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

15

Роль дыхания в пении

1


Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

16

Пунктирный ритм

1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

III четверть

17

Музыкальный слух, музыкальная память

1


Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

18

Песня рассказывает обо всем.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

19

Вокал откроет нам новый мир.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

20

Красочность моего голоса.

1


Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

21

История певческой культуры

1


Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

22

Цветные сны я вижу в детстве.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

23

Песня и фантазия.

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

24

Сценическое движение.

1


Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

25

Вокальное искусство

1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

26

Поём шутки-прибаутки

1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

IV четверть

27

Речедвигательные игры

1


Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

28

Жанры вокальной музыки

1


Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

29

Весёлый балаганчик


1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

30

Весёлое звонкое эхо

1


Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; Самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

31

32

33

34

Резервные занятия

4


Расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа





























3 КЛАСС

№ 

Наименование разделов и тем

Кол. час.

Дата

Универсальные учебные действия (УУД)

I четверть

Музыка в жизни человека.

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1


Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

Волшебный голос песни детства.

1


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Знакомство с музыкальной грамотой.

3

Элементы музыкальной грамоты

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

4

Мелодия

1


Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

5

Вокальная музыка

1


Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

6

Музыкальные жанры

1


Расширение представлений о музыкальных жанрах, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

1


Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки

8

История возникновения нот.

1


Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

II четверть

9

Звуковысотность.

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

10

Графическая запись музыкальных образов

1


Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа


11

Дирижерские жесты

1


Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

12

Музыкально-ритмические упражнения

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

13

Упражнения на развитие чувства ритма

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

14

Певческая установка

1


Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

15

Поговорим о дыхании

1


Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки

16

Берегите свой голос

1


Формирование системы эстетических и этических ценностей и вкусов

III четверть

17

Песни на развитие чувства ритма

1


Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

18

Темп

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

19

Динамика

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

20

Лад

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

21

Дикция. Артикуляция.

1


Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

22

Артикуляционные игры

1


Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

23

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

1


Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

24

Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками

1


Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

25

Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод»

1


Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

26

Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод»

1


Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

IV четверть

27

Звуковедение

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

28

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1


Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

29

Беседа о творчестве современных композиторов

1


Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

30

Детское Евровидение

1


Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

31

32

33

34

Резервные занятия

4


Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

























4 КЛАСС

№ 

Наименование разделов и тем

Кол. час.

Дата

Универсальные учебные действия (УУД)

I четверть

Музыка в жизни человека.

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности

1


Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

История музыки

1


Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3

История музыки

1


Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Знакомство с музыкальной грамотой.

4

Музыкальная грамота

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

5

Вокальная музыка. Дирижерские жесты

1


Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

6

Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.

1


Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

7

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении

1


Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении

1


Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

II четверть

9

Техника речи, вокальная дикция

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10

Речевой аппарат

1


Развитие навыков сотрудничества со сверстниками; уметь четко, понятно и грамотно произносить скороговорки.

11

Характеристики голоса и речи

1


Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

12

Слово в пении

1


Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

13

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости

1


Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

14

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости

1


Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

15

Понятие голосообразования

1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

16

Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство.

1


Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций и образов

III четверть

17

Психофизические аспекты человека.

1


Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

18

Практика свободного и глубокого дыхания

1


Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;

19

Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом.

1


Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки

20

Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.

1


Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки

21

Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена)

1


Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

22

Разучивание музыкального и поэтического текстов.

1


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


23

Фольклор, джаз, классика

1


Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Практика (11 часов)

24

Развитие музыкально-образного мышления.


1


Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

IV четверть

25, 26, 27

Беседа о творчестве композиторов-классиков

3


Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

28, 29, 30

Беседа о творчестве современных композиторов

3


31, 32, 33, 34


4







































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование средств материально – технического и

учебно-методического обеспечения

Библиотечный фонд

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

2

Программа внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Весёлая нотка»

3

Хрестоматии с нотным материалом

4

Сборники песен и хоров

5

Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству

6

Справочные пособия, энциклопедии

Печатные пособия

7

Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей музыки;

8

Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций, тексты песен

Учебно – практическое оборудование

9

Фортепиано

10

Клавишный синтезатор

11

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.

12

Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики.

13

ИКТ

Экранно – звуковые пособия

14

Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов

15

Слайдовые и мультимедийные презентации

16

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

17

Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах

























Список литературы

  • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2012.

  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2014.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2015.

  • Нахимовский А.М. «Театральное действо»

  • Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 2016г.

  • Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2010 г.

  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

  • В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

  • В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

  • О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

  • Ю. Рауль «Певческий голос».

  • Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших 
    школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»2014 год.

  • Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 2010 год.

  • «Мир вокального искусства» Волгоград «Учитель», 2012