Староказинский филиал
МОУ Новоникольская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области



Выполнила
учитель начальных классов
Завязкина Лидия Дмитриевна
Старая Казинка 2011

Добрый вечер добрым людям!
Пусть весёлым праздник будет,
Праздник новый, праздник старый –
Праздник русских самоваров.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца, не спеша:
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа!
Утром чай, в обед и ужин –
Вот таков его товар!
Он всегда нам очень нужен,
Наш красавец – Самовар!
Цель: прививать любовь к русской культуре и традициям.
Задачи: расширять кругозор знаний о русском народном быте, традициях; формировать художественный вкус; закреплять навыки в пении и движении.
Хозяйка встречает гостей у стола, на котором стоит большой самовар. Под весёлую музыку дети заходят в зал, рассаживаются по местам.
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать.
Как-то раз собрались ко мне на чаепитие. Самовар у меня хорош, прямо «генерал»! На столе стоит большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные.
Выстроилось войско чайное. Все хотят помочь гостям одолеть гору баранок маковых, пряников медовых, кренделей печёных, пирожков слоеных да варенья вишнёвого.
Всё готово к чаепитию, но никак не успокоится «генерал»: всё шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься – обожжёшься.
Но вот гости собрались за стол, беседы ведут. А я… беру заварной чайник, а в чайнике том чудо – чай – трава: листочки чая, мяты, смородины. Беру «генерала» за краник –верток, поворачиваю его, и побежала горячая струя. Громко вздохнул «генерал» и обдал всех душистым паром. Побежали тут к нему солдаты – чашки. Каждую он своей горячей силой одарил, и началось чаепитие…
Время быстро прошло, гости чаю напились, от души угостились и не заметили, как вечер наступил. Сказали гости «спасибо» и разошлись.
Убрала я со стола, вымыла посуду. Потом поставила генерал – самовар на полку, присела… и задремала. И слышу я сквозь дрёму, будто ложки с чашками разговаривают:
- Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего про себя не расскажет.
Тут серебряная ложка, которая всех бойчее, вдруг и говорит самовару:
- Ваше благородие, генерал, расскажите нам про жизнь свою, про семью…
Вздохнул самовар и заговорил:
- Расскажу я вам про семью свою! Прадед мой, Автепс, в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От нег на Руси дед мой народился – кухня –самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принёс.
А отец мой – сбитенник. Сбитенник- это прибор для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. «Сбитенник» представлял собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенник» дали начало русскому самовару.
Родился я на самоварной фабрике в середине 19 века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров - самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть- похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими- это самоварцы, а другие великанами –это самоварища. С виду разные, в вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают.
-А почему звание генеральское, Ваше благородие?- спросила у самовара любопытная серебряная ложка.
-Ну, это давняя история! Ещё в детстве возили меня на Всемирную выставку во Францию, в город Париж и так я всем понравился, что наградили меня двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор самовар генералом величают. И дети у него есть -все на него похожи. Одни, как он, воду греют угольками, другие –от электричества. Есть и племяннички - электрочайнички.
Дети инсценируют песню в исполнении В. Утесова «У самовара я и моя Маша»(запись).
Затем Хозяйка приглашает к выступлению каждый класс по очереди со своим угощением и заранее подготовленными номерами художественной самодеятельности.
Хозяйка: Дорогие друзья! Первыми к нам прибыли гости из деревни «Пирогово». Выступает 1 класс.
Выходят скоморохи- ложкари, выносят подносы с пирогами.
1-й скоморох. В деревне Пирогово
Жили скоморохи.
2-й скоморох. Ели скоморохи
Пироги с горохом.
3-й скоморох. И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.
4-й скоморох. Гости, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь!
Ставят пироги на стол.
Хозяйка: Ах, какие пироги!
Что за угощенье:
И румяны, и мягки,
Всем на удивленье!
Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир.» Первоначально слово «пирог» означало праздничный хлеб. Чем ещё порадуете нас, скоморохи?
5-й скоморох: Бежали по дорожке,
Собирали ложки.
6-й скоморох: Ложки не простые,
Ложки хохломские.
7-й скоморох: Вятские, смоленские
Ложки деревенские.
8-й скоморох: Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.
Все вместе: Ой, жги- говори,
Заиграли ложкари.
Ложкари играют под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла».
Хозяйка: Ребята 2 класса приехали к нам из села «Пряничково».
Выходят дети в русских народных костюмах, выносят пряники на подносах.
1-й ребенок: Пряники, русские пряники,
Пряничные избы, дома- терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо –птицы,
Вот какие небылицы!
2-й ребёнок: Пряники печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Хозяйка: Пряники- одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. И теперь всем понятно, что слово «пряник» образовалось от прилагательного «пряный» с помощью суффикса «ик».
Ну, а ребята 2 класса покажут свой музыкальный подарок.
Исполняется хореографическая композиция под запись песни в исполнении Н. Бабкиной «Пряники русские».
Хозяйка: А теперь послушаем гостей 3 класса, которые живут в деревне «Блиново».
Дети, одетые в фартучки и косынки, выносят на блюде блины.
1-й ребёнок: Какой же славный стол накрыт!
2-й ребёнок: И самовар давно кипит!
3-й ребенок: Чего же на этом столе не хватает?
4-й ребёнок: Блинов! Веселья без них не бывает!
Хозяйка: А ведь правда? Что за праздник без блинов? Блины- одно из самых древних изделий русской кухни, известное ещё с языческих времён, с 9 века. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе- значит само светило благословит начинание. А называлось тогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть», то есть изделие из намеленного зерна.
А гости исполняют русскую народную песню «Ой, блины, блины…».
Приглашаем две команды для участия в игре «Испеки блины».
В игре могут принимать участие два ученика либо две команды по два или четыре ученика. Для игры приготовлены 2 печки (их силуэты сделаны из фанеры или картона), 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, блины( их можно изготовить из бумаги или картона), 2 кастрюли и 2 тарелки.
Перед участниками ставиться задача – быстро «испечь» блины. Для этого они должны поставит сковородку с символическим «блином» в печь, затем вытащить сковороду, перевернуть «блин», снова его запечь, вытащить сковородку, снять готовый «блин» и положить его на тарелку. Тарелки могут стоять на столе или стуле на расстоянии 4-6 метров от печки. Командам на выполнение конкурса даётся определённое время. Побеждает та команда, у которой горка готовых «блинов» получилась выше.
Хозяйка: Девчата 4 класса прибыли из села «Калачёво».
Выходят девочки, одетые в русские сарафаны, кокошники, выносят свое угощение, исполняют частушки.
Эй, девчата- хохотушки,
Запевайте частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей!
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает ни каких.
Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
Сколько раз я зарекалась
Под гармошку не петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
Исполняют несколько произвольных танцевальных движений в стиле русской пляски.
Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.
Выходи на круг кто смелей,
Пой погромче и пляши!
Выходят желающие плясать.
Хозяйка: Ай, да, девчата! Ай, да, молодцы! А про угощение свое вы забыли?
Девочки: Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!
Хозяйка: Ребята! Слово «бублик» заимствованно из украинского языка. В родстве с бубликом –бубен. Эти слова произошли от одного и того же существительного. А слово «калач» образовано от «коло» -колесо. В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет.
Девочки ставят угощение на стол.
Хозяйка: Пока наши гости пели и плясали, самовар давно закипел.
Наш большущий самовар
Весь горит, как птица –жар,
Кран –верток открывается,
Чудо –чай наливается!
Наливает чай в чашку, вдыхает аромат.
А вот в старину в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, иван –чая и другие травы. В Россию чай попал только триста лет назад из Китая. А в Китае листики с чайных кустов начали употреблять очень давно, несколько тысяч лет назад: стали собирать листья, резать их, сушить, потом обливать кипящей водой и пить, как мы делаем сейчас. И вот триста лет назад привезли в Россию в подарок царю большие мешки с «китайской травой». Попробовали приготовленный из неё непривычный напиток –понравился. И с тех пор стали купцы привозить в Россию чай. Постепенно к нему привыкли, как привыкли пить чай во многих странах мира.
Не было в древности и сахара. Совсем недавно люди придумали делать сахар из белой свёклы, которую прозвали сахарной, потому что из неё можно сахар сварить! Делают сахар и из сахарного тростника, который растё т на Кубе, в Индии и других странах. А вот в древней Руси вместо сахара использовали мёд. Мёд варили с водой, добавляли пахучие травки, которые называли пряными, и пили медовый напиток с удовольствием.
Хозяйка: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех кто чай с охотой пьёт,
Стол накрытый давно ждёт.
Для всех вас, взрослые и детишки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Всех гостей приглашаем к нашему самовару!
В заключение все вместе исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».