Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Общеразвивающая программа
«Основы музееведения»
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации: 1 года
Разработана Колчиной М.А., Леонтьевой Е.Н.
Луга 2016
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музееведения» туристско-краеведческой направленности предназначена для детей в возрасте 11-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа предполагает знакомство обучающихся с основами музейного дела и краеведения, может быть использована в процессе создания и функционирования музея школы. За этот период ребята приобретут навыки, необходимые для работы в школьном музее, познакомятся с основами научно – исследовательской деятельности в области краеведения, будут вовлечены в общественно полезную деятельность по изучению популяризации и охране исторического и культурного наследия родного края.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа способствует расширению кругозора детей по истории малой родины, развитию их творческих способностей. Приоритетным в программе является: формирование гражданского сознания и навыков, необходимых гражданам в современном обществе: инициативности и ответственности, толерантности и умения отстаивать свою точку зрения. Данный курс поможет реализации регионального компонента по различным предметам основного курса школы. Программа поможет вовлечь школьников, интересующихся гуманитарными предметами, прежде всего историей, во внеурочную деятельность и расширить их компетенции в данной области.
Данный курс поможет объединить усилия учреждений дополнительного образования, школы, общественных и культурных организаций в реализации ФГОС второго поколения, формировании личностных качеств ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Программа познакомит детей с основами музееведения, вспомогательных исторических дисциплин как науки. Курс основан на деятельностном подходе к процессу обучения, поэтому способствует вовлечению детей в конкретную музейно – краеведческую работу в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». Это поможет им принимать участие в научно – практических конференциях, олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных всероссийской программой «Отечество».
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие интеллектуально - творческих способностей детей и подростков, формирование личностных качеств, необходимых гражданам российского общества, через овладение основами музейного дела и вовлечение обучающихся в конкретную деятельность по изучению и сохранением исторической памяти о прошлом малой родины.
Задачи
Обучающие
познакомить с основами музееведения и краеведения;
познакомить с основами работы с различными видами исторических источников;
научить проводить экскурсии;
научить работать с фондами музеев, оформлять экспозицию и составлять тематико-экспозиционный план;
обучить основам проектно-исследовательской деятельности;
обучить навыкам самостоятельной работы с библиографическими источниками.
Развивающие
развивать интерес к познавательной деятельности в области истории и краеведения;
развивать психические процессы (внимание, память, логическое мышление, речь);
развивать коммуникативные способности;
развивать способность ставить цели и строить жизненные планы;
активизировать творческий потенциал обучающихся;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира.
Воспитательные
воспитывать чувство сопричастности и уважения к прошлому родного края;
воспитывать гражданские качества личности, активную жизненную позицию;
воспитывать целеустремлённость в реализации поставленных задач,
воспитывать толерантное отношение к иным культурам и народам;
воспитывать положительный настрой к общественно полезной деятельности по сохранению культурного и исторического наследия родного края;
воспитать чувство взаимопомощи и ответственности.
Отличительные особенности общеразвивающей программы
Общеразвивающая программа «Основы музееведения» – модифицированная. Она разработана на основе программ для школьников по музееведению (Дроздова Е. С. и Поддубная Т. В.). Данная программа ориентируется на материал курса основной школы по истории, расширяя компетенции, полученные на уроках, придавая им практическую направленность.
Курс способствует профессиональной ориентации обучающихся, интересующихся гуманитарными предметами, через знакомство с профессиями архивиста, археолога, музейного работника, экскурсовода, историка.
Занятия проводятся на базе школьного музея, поэтому большое внимание уделяется подготовке экскурсоводов и развитию умения детей работать с различными источниками информации по краеведческой тематике.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей 11-16 лет.
Сроки реализации общеразвивающей программы
Программа реализуется в течение 1года, в объёме 144 часов.
Формы и режимы занятий
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторная и внеаудиторная.
Форма организации занятий: групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом.
Прогнозируемые результаты
Личностные
К завершению обучения по данной программе обучающийся способен
проявлять интерес к сохранению культурного и исторического наследия родного края;
последовательно реализовывать цели, возникающие в процессе деятельности;
быть терпимым и понимать системы ценностей различных культур, вступать в диалог с представителями иных этносов;
проявлять потребность в участии в различных общественно полезных акциях, нацеленных на сохранение исторического прошлого малой родины;
к сопереживанию, взаимопомощи и ответственности за свои действия в ходе совместной деятельности;
оказывать взаимопомощь и нести ответственность за поступки и принимаемые решения;
анализировать ситуацию, исходя из своих возрастных особенностей, критически осмысливать информацию и на основе этого делать свой выбор.
Метапредметные
К завершению обучения по данной программе обучающийся способен
самостоятельно ставить познавательные задачи в области истории, исходя из своих интересов;
проводить простейшие аналогии, сравнивать события и факты, самостоятельно делать выводы;
вести продуктивный диалог с членами коллектива, участвуя в совместной деятельности;
самостоятельно планировать свою деятельность в рамках работы коллектива определить пути и средства достижения результата;
определить свои интересы и наклонности и соотнести их с выбранной профессией;
активно участвовать в поисковой деятельности в области истории и краеведения;
самостоятельно изучать интересующие его объекты и события, находить взаимосвязи между ними, отражая свои находки в проектной деятельности.
Предметные
К концу обучения по данной программе
знает предмет музееведения и краеведения, имеет представление об их особенностях как науки;
знает основные виды исторических источников, имеет представление о специфике работы с каждым типом источников;
способен проанализировать простейшие источники по истории и краеведению;
имеет представление о работе музеев, владеет основами работы с фондами музея;
способен отобрать материал, написать текст экскурсии и провести её;
способен оформить небольшую экспозицию, альбом, стенд и спланировать выставочно-экспозиционную деятельность музея;
способен самостоятельно работать с библиографическими источниками для поиска необходимой информации и создавать проекты.
Методы отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
входной - проводится перед началом работы для выявления у обучающихся уровня формирования УУД;
текущий - организуется в ходе изучения программы, после прохождения разделов и тем, позволяет выявить уровень освоения материала;
итоговый - проводится после завершения обучения по дополнительной общеразвивающей программе, позволяет определить уровень личностных, метапредметных и предметных результатов
Формы диагностики результатов обучения
педагогическое наблюдение во время практических занятий, работы в музее, проведения экскурсий;
анкетирование обучающихся;
тестирование;
опросы родителей, учителей предметников.
Формы подведения итогов
Формы текущего контроля:
тестирование;
викторины;
конкурсы;
защита мини – проектов.
Текущий контроль освоения программы проводится после изучения отдельных тем (разделов).
Формы промежуточной аттестации:
участие в учебно-исследовательских конференциях разных уровней;
проведение экскурсий;
участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней;
защита исследовательских проектов.
II Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
всего | теория | прак- тика |
Раздел 1.Вводное занятие. |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Знакомство обучающихся. Беседа по технике безопасности. | 4 | 2 | 2 |
| | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. Музей как социокультурное явление |
1. | История музеев. | 2 | 2 | 0 |
2. | Крупнейшие музеи мира. Мини – проект «Музей мира, который я хочу посетить». | 4 | 0 | 4 |
3. | Классификация музеев. | 2 | 2 | 0 |
4. | Музейное дело в современном мире. Мини – проект «Зачем нужен музей в эпоху информационных технологий?» | 4 | 0 | 4 |
5. | Чем занимается краеведческий музей? Мини – проект «Чем может Луга привлечь туристов?» | 4 | 0 | 4 |
6. | Школьный музей. Знакомство с музеем школы. | 4 | 2 | 2 |
| | 20 | 6 | 14 |
Раздел 3. Основные направления работы музея. |
1. | Научно – фондовая работа музея. | 2 | 2 | 0 |
2. | Музейный предмет. Мини – проект «О чём могут рассказать вещи?» | 4 | 0 | 4 |
3. | Экспозиционная работа музея. | 2 | 2 | 0 |
4. | Методика создания экспозиций. Мини – проект «Необычная выставка». | 4 | 0 | 4 |
5. | Культурно – массовая работа музея. Подготовка и проведение игры для младших школьников. | 4 | 0 | 4 |
6. | Поисковая работа музея. | 4 | 0 | 4 |
| | 20 | 4 | 16 |
Раздел 4. Основы работы с архивами. |
1. | Как работать с архивом? | 2 | 2 | 0 |
2. | Моя семья и родной край. Мини – проект «История семьи в истории страны». | 8 | 2 | 6 |
| | 10 | 4 | 6 |
Раздел 5. Основы краеведения. |
1. | Что изучает краеведение? Направления краеведения. | 4 | 2 | 2 |
2. | Историческое краеведение. Знакомство с историей Луги и района. | 12 | 4 | 8 |
3. | Выполнение различных мини – проектов по краеведческой тематике. | 6 | 0 | 6 |
| | 22 | 6 | 16 |
Раздел 6. Экскурсионная работа музея. |
1. | Экскурсия как одна из форм культурно просветительской работы музея. | 2 | 2 | 0 |
2. | Основные принципы подготовки и проведения экскурсии. | 4 | 2 | 2 |
3. | Практические работы по подготовке различных элементов экскурсии. Отработка и сдача элементов экскурсии. | 4 | 0 | 4 |
4. | Тематическая экскурсия. | 4 | 2 | 2 |
5. | Подготовка и проведение тематических экскурсий на базе школьного музея. | 6 | 0 | 6 |
6. | Мастерство экскурсовода. Мини – проект «В чём секрет занимательного рассказа?». | 6 | 2 | 4 |
7. | Экскурсии в школьном музее. | 4 | 2 | 2 |
8. | Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее для родителей, учеников школы, общественности. | 4 | 0 | 4 |
9. | Конкурс экскурсионного мастерства. Конкурс экскурсоводов среди обучающихся кружка. | 6 | 0 | 6 |
| | 40 | 10 | 30 |
Раздел 7. Основы проектно – исследовательской деятельности. |
1. | Основы проектно – исследовательской деятельности. | 2 | 2 | 0 |
2. | Разработка и защита проектов по краеведению и музееведению. Выполнение исследовательской работы по выбранной теме | 12 | 2 | 10 |
| | 14 | 4 | 10 |
Раздел 8. Досуг коллектива. |
1. | Организация, проведение, участие акций и встреч. | 6 | 0 | 6 |
2. | Проведение праздников, игр, огоньков. | 4 | 0 | 4 |
| | 10 | 0 | 10 |
Раздел 9. Итоговые занятия. |
1. | Промежуточная аттестация обучающихся за I полугодие. | 2 | 0 | 2 |
2. | Промежуточная аттестация обучающихся за учебный год. | 2 | 0 | 2 |
| | 4 | 0 | 4 |
| | 144 | 36 | 108 |
Содержание общеразвивающей программы
Раздел 1.Вводное занятие.
Теория: Цели, задачи предмета музееведение.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Игра – знакомство.
Раздел 2. Музей как социокультурное явление.
Тема 1. История музеев.
Теория: История музейного дела в мире, в России. Первые музеи Древней Греции, Древнего Рима. Становление музейного дела, музееведения.
Практика. Виртуальная экскурсия в Русский музей.
Тема 2. Крупнейшие музеи мира.
Теория. Наиболее значимые в истории человечества музеи: Эрмитаж, Британский Исторический музей, Лувр, Дрезденская галерея, Национальная галерея искусств (Вашингтон), Галерея Уффици (Флоренция, Италия), музей Прадо (Мадрид, Испания), Египетский музей (Каир), Музей Ватикана.
Практика. Подготовка презентации о музеях мира по выбору. Мини – проект «Музей мира, который я хочу посетить».
Тема 3. Классификация музеев.
Теория: Классификация музеев по масштабам деятельности, форме собственности, административно-территориальному признакам. Выделение типов музеев. Профили музеев. Музеи отдельных отраслей культуры.
Практика: Экскурсия в музеи города Санкт – Петербурга (по выбору).
Тема 4. Музейное дело в современном мире.
Теория. Появление новых типов и профильных групп музеев. Формирование и усиление роли международных организаций, занимающихся проблемами сохранения культурного наследия. Функции музея в обществе. Смена приоритетов в деятельности музеев.
Практика. Мини – проект «Зачем нужен музей в эпоху информационных технологий?»
Тема 5. Чем занимаются краеведческие музеи?
Теория. Краеведческий музей: понятие. Возникновение краеведческих музеев. Организация, деятельность и функции краеведческого музея.
Практика. Знакомство с Лужским краеведческим музеем. Мини – проект «Чем может Луга привлечь туристов?»
Тема 6. Школьный музей.
Теория: Особенности школьных музеев. История музея школы. Школьный музей как центр краеведческой работы в школе. Особенности использования музейных форм работы. Разнотемность и мобильность экспозиции. Отражение истории школы в музее. Школьный музей и семья. Организация экспозиции в школьном музее.
Практика: Знакомство с музеем школы.
Раздел 3. Основные направления работы музея.
Тема 1. Научно – фондовая работа музея.
Теория Основа деятельности музеев работа с фондами, создание оптимальных условий для отбора, сохранения, исследования, использования музейных предметов. Этапы работы с фондами. Способы комплектования музейных фондов. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности
Требования к музейным зданиям.
Практика. Работа с фондами школьного музея. Работа по учёту музейных предметов и коллекций. Хранение экспонатов в школьном музее.
Тема 2. Музейный предмет.
Теория. Музейный предмет как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов.
Практика. Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Мини – проект «О чём могут рассказать вещи».
Тема 3. Экспозиционная работа музея.
Теория. Теория экспозиционной работы. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Этапы создания экспозиций. Постоянные и временные экспозиции. Экспозиционные комплексы. Участники экспозиционной работы. Экспонаты.
Практика Тематико-экспозиционный план музея. Анализ содержания, приёмов построения и оформление экспозиции школьного музея.
Тема 4. Методика создания экспозиций.
Теория. Методы создания экспозиций. Систематический, ансамблевый, тематический методы. Инсталляции. Виртуальные экспозиции. Экспозиционное оборудование. Тексты в экспозиции. Технические средства. Модульные системы. Художественное проектирование музейной экспозиции. Раскладка и генеральный проект. Вернисаж.
Практика. Мини – проект «Необычная выставка».
Тема 5. Культурно – массовая работа музея.
Теория Требования: высокий уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и архив музея. Формы работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, викторины, конкурсы. Подготовка и проведение массовых мероприятий. Экскурсионно-лекторская работа.
Практика. Подготовка и проведение краеведческой игры для младших школьников.
Тема 6. Поисковая работа музея.
Теория. Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы. Основные принципы поисковой работы. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Методика сбора источников. Сбор и обработка документов. Научные экспедиции. Дары. Работа с архивными материалами.
Практика. Подготовка доклада и выступление с ним на научно-практической краеведческой конференции коллектива. Мини – проекты «Как правильно организовать поиск?».
Раздел 4. Основы работы с архивами.
Тема 1. Как работать с архивом?
Теория. История появления первых архивов. Архив. Структура архива. Фонды архива.
Практика. Знакомство с местным архивом.
Тема 2. Моя семья и родной край
Теория. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практика. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Мини – проект «История семьи в истории страны»
Раздел 5. Основы краеведения.
Тема 1. Что изучает краеведение? Направления краеведения.
Теория. Предмет, содержание дисциплины. Основные термины и понятия по дисциплине. Формы изучения края. Историческое краеведение. Экономическое краеведение. Природоведческое краеведение. Искусствоведческое краеведение. Методы и этапы изучения края. Краеведческая библиография. Публикация. Печать. Статистические источники. Архивные материалы. Устное народное творчество. Наблюдение объектов и процессов природы. Памятники материальной культуры.
Практика. Работа учащихся с различными видами исторических источников, источниками краеведения.
Тема 2. Историческое краеведение.
Теория. История земель по берегам реки Луги в древности. Земли Полужья в составе Древнерусского государства. Лужские земли как часть территории Великого Новгорода, их присоединение к Московскому государству. Полужье в XVII и начале XVIII века. Основание города. Луга в XVIII – XIX веках.
Практика. Выполнение различных мини – проектов по краеведческой тематике.
Раздел 6. Экскурсионная работа музея.
Тема 1. Экскурсия как одна из форм культурно – просветительской работы музея.
Теория. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логичность, хронологическая последовательность, доступность, наглядность, конкретность.
Практика. Практическая работа. Разработка тематики экскурсии, её изучение. Экскурсионные методы и приёмы.
Тема 2. Основные принципы подготовки и проведения экскурсии.
Теория. Классификация методических приемов экскурсионной работы. Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, приём дедукции.
Практика. Практические работы по подготовке различных элементов экскурсии. Отработка и показ элементов экскурсии.
Тема 3. Тематическая экскурсия.
Теория. Особенности подготовки тематических экскурсий. Принципы отбора материала. Учёт возрастных особенностей при проведении тематической экскурсии. Работа с текстом экскурсии. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практика. Подготовка и проведение тематических экскурсий на базе школьного музея.
Тема 4. Мастерство экскурсовода.
Теория. Сценарий экскурсии. Определение, к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится экскурсия. Тема и подтема экскурсии. Логические переходы экскурсовода. Основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Уровни взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.
Практика. Практическая работа. Написание сценария экскурсии. Мини – проект «В чём секрет занимательного рассказа?».
Тема 5. Экскурсии в школьном музее.
Теория. Беседа «Как преодолеть страх публичных выступлений».
Практика. Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее для родителей , учеников школы, общественности.
Тема 6. Конкурс экскурсионного мастерства.
Практика. Конкурс экскурсоводов среди обучающихся коллектива.
Раздел 7. Основы проектно – исследовательской деятельности.
Тема 1. Основы проектно – исследовательской деятельности.
Теория. Разработка проектов. Защита. Использование метода проекта в краеведении и музееведении. Исследовательская деятельность. Проведение исследовательской деятельности. Структура исследовательской работы. Требование к исследовательской работе.
Практика. (В зависимости от возраста и возможностей обучающихся). Разработка и защита проектов по краеведению и музееведению. Выполнение исследовательской работы по выбранной теме
Раздел 8. Досуг и творческая жизнь коллектива.
Тема 1. Организация, проведение, участие акций и встреч.
Практика. Участие учащихся в краеведческих праздниках и акциях. Помощь в организации и проведении мероприятии.
Тема 2. Досуг коллектива.
Теория. Беседа «Что мы понимаем под досугом?».
Практика. Проведение праздников, игр, огоньков.
Раздел 9. Итоговые занятия.
Тема 1. Текущая аттестация обучающихся за I полугодие.
Практика. Участие в учебно-исследовательских конференциях разных уровней; проведение экскурсий; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; защита исследовательских проектов.
Тема 2.Текущая аттестация обучающихся за учебный год.
Практика. Участие в учебно-исследовательских конференциях разных уровней; проведение экскурсий; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; защита исследовательских проектов.
Методическое обеспечение программы.
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Методы и приёмы проведения занятий | Инструменты и материалы, дидактический материал, ТСО | Форма подведения итогов |
Раздел 1.Вводное занятие. |
1. | Введение. Цели и задачи кружка. Знакомство обучающихся. Беседа по технике безопасности. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | материалы музея, историческая литература | опрос, беседа |
Раздел 2. Музей как социокультурное явление |
1. | История музеев. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный | историческая литература, видеоматериалы | опрос, беседа |
2. | Крупнейшие музеи мира. Мини – проект «Музей мира, который я хочу посетить». | комбинированная, защита проектов | Репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный | историческая литература, видеоматериалы, фотоматериалы, репродукции | Анализ проектов, беседа |
3. | Классификация музеев. | комбинированная | репродуктивный | историческая литература, видеоматериалы | опрос, беседа, игра |
4. | Музейное дело в современном мире. Мини – проект «Зачем нужен музей в эпоху информационных технологий?» | комбинированная, защита проектов | объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый | историческая литература, видеоматериалы, фотоматериалы, | обсуждение, анализ проектов |
5. | Чем занимается краеведческий музей? Мини – проект «Чем может Луга привлечь туристов?» | комбинированная, защита проектов | объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый | Карты Ленинградской области, материалы Лужсого краеведческого музея | обсуждение, анализ проектов |
6. | Школьный музей. Знакомство с музеем школы. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | материалы школьного музея, | Обсуждение, анализ экспозиции школьного музея |
Раздел 3. Основные направления работы музея. |
1. | Научно – фондовая работа музея. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | историческая литература, видеоматериалы | опрос, беседа, игра |
2. | Музейный предмет. Мини – проект «О чём могут рассказать вещи?» | комбинированная, защита проектов | частично – поисковый, объяснительно – иллюстратативный | материалы школьного музея, подшивки местных газет | обсуждение, анализ проектов |
3. | Экспозиционная работа музея. | комбинированная | Репродуктивный, объяснительно – иллюстративный | материалы школьного музея, историческая литература | обсуждение, анализ выставки |
4. | Методика создания экспозиций. Мини – проект «Необычная выставка». | комбинированная, защита проектов | частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный | материалы школьного музея, историческая литература, фотоматериалы, | обсуждение, анализ проектов |
5. | Культурно – массовая работа музея. Подготовка и проведение игры для младших школьников. | игра по станциям | частично - поисковый | Материалы для проведения игры. | участие в игре, тестирование |
6. | Поисковая работа музея. | комбинированная защита проектов | частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный | материалы музея, фотоматериалы, подшивки местных газет | обсуждение, анализ проектов, тестирование |
Раздел 4. Основы работы с архивами. |
1. | Как работать с архивом? | комбинированная | репродуктивный, объяснительно – иллюстративный | историческая литература, специальная литература | Обсуждение, анализ документов, беседа |
2. | Моя семья и родной край. Мини – проект «История семьи в истории страны». | комбинированная защита проектов | частично - поисковый | историческая литература, фотоматериалы, материалы для проекта | обсуждение, анализ проектов, тестирование |
Раздел 5. Основы краеведения. |
1. | Что изучает краеведение? Направления краеведения. | комбинированная | репродуктивный, частично - поисковый | материалы Лужсого краеведческого музея, подшивки местных газет, карты Лужсого района | доклады, анализ докладов, опрос, беседа |
2. | Историческое краеведение. Знакомство с историей Луги и района. | комбинированная | репродуктивный, объяснительно – иллюстративный | материалы Лужсого краеведческого музея, подшивки местных газет, карты Лужсого района | доклады, анализ докладов, опрос, беседа, участие в викторине |
3. | Выполнение различных мини – проектов по краеведческой тематике. | защита проектов | частично - поисковый | материалы Лужсого краеведческого музея, подшивки местных газет, карты Лужсого района историческая литература фотоматериалы, материалы музея | обсуждение, анализ проектов, беседа |
Раздел 6. Экскурсионная работа музея. |
1. | Экскурсия как одна из форм культурно – просветительской работы музея. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | материалы Лужсого краеведческого музея, подшивки местных газет, карты Лужсого района | опрос, беседа |
2. | Основные принципы подготовки и проведения экскурсии. | комбинированная | репродуктивный, объяснительно – иллюстративный | историческая литература, специальная литература, материалы для экскурсии | опрос, беседа, игра |
3. | Практические работы по подготовке различных элементов экскурсии. Отработка и показ элементов экскурсии. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый | материалы Лужсого краеведческого музея, подшивки местных газет, карты Лужсого района, материалы для проведения экскурсий | анализ элементов экскурсии, тестирование, беседа |
4. | Тематическая экскурсия. | комбинированная | объяснительно – иллюстративный, | материалы для проведения экскурсий, материалы музея, фотоматериалы | опрос, беседа, обсуждение |
5. | Подготовка и проведение тематических экскурсий на базе школьного музея. | экскурсия | объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый | материалы школьного музея, фотоматериалы, подшивки местных газет | анализ экскурсии, обсуждение |
6. | Мастерство экскурсовода. Мини – проект «В чём секрет занимательного рассказа?». | комбинированная защита проектов | объяснительно – иллюстративный | специальная литература, репродукции | обсуждение, анализ проектов |
7. | Экскурсии в школьном музее. | комбинированная | частично - поисковый | материалы школьного музея, | опрос, беседа, обсуждение |
8. | Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее для родителей, учеников школы, общественности. | комбинированная | частично - поисковый | материалы школьного музея, историческая литература | анализ экскурсии, обсуждение |
9. | Конкурс экскурсионного мастерства. Конкурс экскурсоводов среди обучающихся кружка. | Праздник- конкурс | репродуктивный, объяснительно – иллюстративный | материалы музея, историческая литература | анализ экскурсии, обсуждение |
Раздел 7. Основы проектно – исследовательской деятельности. |
1. | Основы проектно – исследовательской деятельности. | комбинированная | частично - поисковый | историческая литература, материалы Лужсого краеведческого музея. подшивки местных газет. | опрос, беседа, обсуждение |
2. | Разработка и защита проектов по краеведению и музееведению. Выполнение исследовательской работы по выбранной теме | конференция | исследовательский | историческая литература, материалы Лужсого краеведческого музея. подшивки местных газет | обсуждение, анализ проектов |
Раздел 8. Досуг коллектива. |
1. | Организация, проведение, участие акций и встреч. | комбинированная | частично - поисковый | материалы для мероприятий | |
2. | Проведение праздников, игр, огоньков. | праздник | частично - поисковый | Сценарии праздников | праздник, игра |
Раздел 9. Итоговое занятие. |
1. | Промежуточная аттестация за I полугодие. | тестирование | объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый | Материлы для проведения итогового занятия | участие в учебно-исследовательских конференциях разных уровней; проведение экскурсий; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; защита исследовательских проектов. |
2. | Промежуточная аттестация за год. | защита проектов | исследовательский | Исследовательские проекты обучающихся | участие в учебно-исследовательских конференциях разных уровней; проведение экскурсий; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; защита исследовательских проектов. |
Литература
Список литературы для педагогов
Атлас Ленинградской области. - М., 2013.
Богоявленский С.Г. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты // Преподавание истории в школе - 2001. №1.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика //Преподавание истории в школе - №2, 2003
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - Ростов на Дону, 2005.
Дранишников С.О. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе - 2000, №10
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.
Зерцалов В. И. Луга. Путеводитель. – Л.: Лениздат, 1972.
История Ленинградской области с древних времен в документах и материалах. Хрестоматия. - СПб, 1998.
Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001.
Копылова В.В. Методика проектной работы. - М., 2006.
Краеведение. Пособие для учителя. /Под ред. доктора исторических наук Даринского А.В. - М.: Просвещение, 1987.
Кружковая работа по истории и обществознанию. - М., 2004.
Луга. Альбом. /Гл. ред. Т. Иванова.- СПб: Издательский дом «ОрЕОС», 2005
Луга. Справочник – путеводитель по Лужскому району. - Санкт - Петербург: Летопись, 2009
Луга. Справочник – путеводитель по Лужскому району. – СПб: Издательство «Летопись», 2010
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе - СПб, 2002.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. /Составитель
Держицкая О.Н. и Огурэ Л.Б. - М.: ИЦ Школьная книга, 2001.
Носков А. В. Луга. История и современность. – Луга: «Издательство Голубева», 2011
Носков А. В., О.В. Набокина О. В. Лужские храмы. – Луга: «Издательство Голубева», 2010.
Обухов А. И. Загадки и тайны истории Лужского края и не только… - Луга: Из – во «Компьютерный центр», 2013.
Обухов А. И. Загадки и тайны истории Лужского края - СПб: « Из - во Политехнического института», 2010
Памятники архитектуры Лениграда. – Л.; Стройиздат, 1975.
Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. М.: ВЛАДОС, 2000.
Предметный мир культуры. Учебно-педагогический комплекс. /Сост. Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина С.Б, Юхневич М.Ю. М.: МИРОС, 2001.
Работа со школьниками в краеведческом музее. /Под ред. Ланковой Н.М. - М.: ГИЦ Владос, 2001.
Ребенок в музее. Социологический и психолого-педагогический аспекты. - М.: Изд. Российский Институт Культурологии, 1993.
Туманов В.Е., Школьный музей - М., 2002.
Шаров Е.В. Формирование научно – исследовательских умений учащихся //Преподавание истории в школе – 2000, №9.
Юренева Т. Ю. Музееведение - М., 2003.
Список литературы для обучающихся
Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.
Всемирная история Энциклопедия. - М., 2001.
Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988.
Грибова Г.А. Великие музеи мира.- СПб, 2003.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение, - М., 2000.
Зерцалов В.И. Луга-путеводитель. - Л., 1972.
Луга. Альбом./гл. ред. Т. Иванова.- СПб : издательский дом «ОрЕОС», 2005
Луга. Справочник – путеводитель по Лужскому району. – СПб: Из-во «Летопись», 2009
Луга. Справочник – путеводитель по Лужскому району. – СПб: Из-во «Летопись», 2010
Луга. Справочник – путеводитель по Лужскому району. – СПб: Из-во «Летопись», 2011
Музейный мир России. – М., 2003.
Носков А. В. Луга. История и современность. - Луга: «Издательство Голубева», 2011
Носков А. В., Набокина О. В. Лужские храмы. – Луга: «Издательство Голубева», 2010
Обухов А. И. Загадки и тайны истории Лужского края. – Санкт - Петербург, Издательство Политехнического института, 2010
Обухов А. И. Загадки и тайны истории Лужского края и не только. – Луга: Издательство «Компьютерный центр», 2013
Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 2002
Пронштейн А.П. Вспомогательные исторические дисциплины, – М., 1973.
Сотникова С. И. Музеология, - М.. 2004.
Юренева Т. Ю. Музеи в мировой культуре, - М., 2003.
Интернет – ресурсы
www.unesko.ru
www.museum.ru