СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана работы кружка "Я познаю мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа рекомендуется для работы кружка биолого-натуралистического направления.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана работы кружка "Я познаю мир"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Утверждаю


ГБОУ «Краснокутская ООШ I-III ст.»














ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности


для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики




Я ПОЗНАЮ МИР


























Луганск


2017

Утверждено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики


(приказ №13 от 18.01.2017)


Рассмотрено Научно-методическим советом


Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования


Луганской Народной Республики»

(протокол №1 от 11.01.2017)


Составители:


Бондаренко Э..,Б методист по эколого-натуралистическому направлению Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи».


Общая редакция:


Осадчая Е. В Методист отдела управления объектами образования Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики».


Рецензент:


Форощук В.П., доцент кафедры биологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченка » кандидат биологических наук, доцент.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На протяжении столетий человечество рассматривало природу бесконечный источник благополучия. Развитие технологий, стремительный прогресс в области науки и техники сопровождается сокращением численности видового разнообразия растительного и животного мира. Прогрессивная часть человечества пришла к выводу, что одна из причин экологического кризиса – низкий уровень экологической культуры населения. Возникла новая отрасль знаний, которая базируется на моральном отношении ко всему живому–

биоэтика.






Дополнительная

общеразвивающая

Программа «Основы

биоэтики»

направлена на переосмысление взаимоотношений человека и природы.

Актуальность

данной

программы

обусловлена

необходимостью

просветительской работы среди


для населения

понимания

сути проблем

биоэтики, а также формирования этического гуманного отношения к живой природе.


Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 12 лет.


Данная дополнительная общеразвивающая программа предусматривает использование технологии социального проектирования, информационно-коммуникативных, научно-исследовательских, игровых технологий, а также технологии проведения культурно-массовых мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм экологического образования и воспитания обучающихся, сформировать некоторые профессиональные навыки. Данная программа дополняет школьный курс биологии новым философско-этическим содержанием, формирует моральные качества личности обучающегося.


Целью дополнительной общеразвивающей программы «Основы биоэтики» является формирование у обучающихся гуманного и ответственного отношения к живой природе, в том числе, к животному миру.


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие


задачи: обучающие:


  • познакомить обучающихся с современными этико-философским концепциями относительно роли человека в природе;


  • обобщить и расширить знания обучающихся о видовом разнообразии животного мира;


  • изучить методы наблюдений за живой природой;

  • научить понимать потребности животных;

  • научить создавать соответствующие условия для содержания животных;


развивающие:


  • содействовать развитию познавательного интереса;

  • развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал,


3

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;


  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

воспитывающие:


  • содействовать формированию у обучающихся убеждений, моральных принципов и активной жизненной позиции по охране окружающей природной среды;


  • привлекать к практической природоохранной работе;

  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.


Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом

последовательного

и

постепенного

расширения

теоретических

,

зна

практических умений и навыков.










Программа

рассчитана

на

один

год

обучения

и

предусматр

уровень реализуемого содержания.








В ходе реализации программы обучающиеся углубляют знания,умения,


навыки,

полученные

в

курсе

школьных

программ

по

природоведен,

биологии. Учебные занятия целесообразно проводить2 раза в неделю по два


академических часа (4

часа в

неделю, 144

часа в год). В

процессе

обучения


обучающиеся знакомятся с основными задачами и принципами биологической


этики, изучают разнообразие животного мира, рассматривают вопросы охраны


животных и их благополучия,проблемы сосуществования

человека

и

животных. Изучение теоретического материала тесно связано с практическими


работами, наблюдениями, проведением исследований.







Формы организации деятельности с обучающимися: учебные занятия,


самостоятельная работа, практические занятия, экскурсии, лекции, семинарские


занятия, проведение деловых игр, написание статей для детских изданий,

создание видеофильмов (слайдфильмов).









Формами контроля за результативностью обучения являются итоговые


занятия, опросы, тестирование,

защита

творческой

работы,защита


исследовательского проекта.











Формами

подведения

итогов реализации

программы

может

быть

участие

в

конкурсах,массовых

зоозащитных

мероприятиях,научно-


практических конференциях, слетах, выставках, соревнованиях.





Прогнозируемые результаты:










приобретение


опыта

партнерских,сотруднических

отношений

обучающихся друг с другом и со взрослыми в совместной деятельности;



формирование

у

обучающихся

разносторонних

познавательн

интересов и способностей;












• формирование экологической культуры обучающихся;









4

• формирование гражданского экологического самосозн, толерантности, способности к ответственному самоопределению в современной культуре;


• формирование ценностного отношения к природным ресурсам,своему здоровью и здоровью окружающих.


Обучающиеся должны иметь представление о:

  • биоэтике как науке и мировоззрении;

  • взаимодействии живой и неживой природы;

  • благополучии животных;

  • деятельности государственных и общественных организаций по охране животного мира.


Обучающиеся должны знать:

  • проблемы, которые рассматривает биоэтика;


  • основные жизненные процессы, потребности и чувства животных;

  • связь антропогенного фактора со средой обитания животных;

  • видовой состав животных своей местности;

  • особенности жизнедеятельности определенных групп животных;

  • правила содержания животных.


Обучающиеся должен уметь:

  • прогнозировать последствия влияния человека на жизнь определенных групп животных;


  • наблюдать за живыми объектами в природе и в условиях живого уголка;


  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

  • составлять цепи питания для отдельных видов животных;

  • пользоваться лабораторным оборудованием;

  • самостоятельно работать с литературными источниками;

  • использовать полученные знания и навыки в деле охраны животного


мира.





























5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения –34часа)


Название раздела


Количество часов



п/п




всего


теория


практика

1.

Введение



1


1




2.

Теоретико-мировоззренческие

3


1





принципы биоэтики








3.

Разнообразие

животного мира

5


10


3


4.

Благополучие

животных


8


8


2


5.

Охрана животного мира


8


2


3


6.

Сосуществование

человека

7


2


2



животных









7.

Итоговые занятия


2


-







Итого:

34


24


10



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I. Введение (1часа)


Теоретические занятия: цели и задачи работы кружка «Я познаю мир». План работы кружка на учебный год. Правила техники безопасности во время работы в уголке живой природы, практических занятий, экскурсий.


Практические занятия:

  • экскурсия в уголок живой природы.

II. Теоретико-мировоззренческие принципы (3 часов)


Теоретические занятия: понятие биоэтики.

История становления биоэтики.


Принципы этического отношения к животным.

Народные обычаи, традиции и отношение к животным.


Практические занятия:

  • массовое мероприятие «Животные как символы моего народа»;

  • экскурсия

  • написание рефератов, сообщений на темы: «Основоположник биоэтики – Ван

Ранселер

Поттер»,

«Философия и

проблемы

отношений

с животными»,

«Религия и проблемы отношений с животными».



III. Разнообразие животного мира (3 час)





Теоритические занятия Насекомые. Рыбы.

Птицы.

Земноводные.

Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Сельскохозяйственные

животные.

Животные

– домашние любимцы.

Основные представители.

Особенности

условий содержания в неволе для некоторых животных. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования к содержанию домашних животных.

Практические занятия:

    • выполнение тестовых заданий;

  • проведение исследований жизни мелких животных;

IV. Благополучие животных (8часов)


Теоретические занятия: основные потребности животных. Определение благополучия животных. Животные в обществе. Отношение к животным. Проблема владения животными. Проблемы биоэтики в экспериментах с животными. Использование альтернативных методов исследования. Моральные аспекты любительской охоты.


Практические занятия:

  • выполнение тестовых заданий;

    • составление «контракта» между будущим владельцем и выбранным им животным;


    • разработка биоэтического кодекса поведения учащихся учебного заведения;




V. Охрана животного мира (8 час)


Теоретические занятия: антропогенный фактор и среда обитания животных.

История

возникновения

движения

по

защите

животных.Деятельность

общественных

и

государственных

организаций,учреждений

по

охране

животного мира. Заповедники и заказники. Красная книга и ее обитатели.


Практические занятия:


  • встреча с представителями общественных организаций, которые занимаются вопросами охраны животных;


  • помощь по уходу за животными;


  • семинарское занятие: «Красная книга и ее обитатели».


VI. Сосуществование человека и животных (7 часов)


Теоретические занятия: проблемы сосуществования человека и животных в современных условиях. Всемирная декларация благополучия животных. Европейская конвенция защиты домашних животных. Правила содержания животных. Проблема бездомных животных: причина возникновения и пути их решения. Проблемы жестокого обращения с животным и пути их преодоления. Известные личности современности – борцы за права животных.


Практические занятия:

  • выполнение тестовых заданий;

  • разработка и изготовление стенгазеты «Ищем хозяина!» с фотографиями и историями животных – жителей приюта;


  • разработка и изготовление листовок «Им нужен дом!» (используя фото животных – жителей приюта) для распространения;


    • проведение фотовыставки «Мой домашний любимец»;


  • разработка проекта приюта для животных;



7

  • написание статьи в местные средства массовой информации о проблемах бездомных животных;




VI. Итоговые занятия (2 часа)


Практические занятия:


- проведение благотворительной выставки ярмарки детских работ «Поможем бездомным животным».































































8

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ




Наименование



Количество

п/п









1.

Энтомологическая

коллекция




7

шт.

2.

Таблица «Заповедники»




1

шт.

3.

Таблица «Систематика животных»




1

шт.

4.

Таблица «Породы

собак»




1

шт.

5.

Таблица «Породы

кошек»




1

шт.

6.

Зоогеографическая

карта мира




1

шт.

7.

Карта «Растительный мир»




1

шт.

8.

Карта заповедников




1

шт.

9.

Печатное издание «Всемирная декларация благополучия


1 шт.


животных»








10.

Печатное

издание «Европейская

конвенция

защиты

1 шт.


животных»








11.

Видеофильм о деятельности общественных организаций по

1 шт.


охране животных







12.

Коллекция животных живого уголка





1











































9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Геллатли Д. Любить или убить? / Геллатли Д. – Харьков: Центр этического отношения к животным, 1998.


2. Дмитриев Ю. Д Твоя Красная книга/ Ю.Д. Дмитриев, Н.М. Пожарицкая. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 110с.


    1. Кошки, собаки, попугаи и другие... /Короткая Л.И., Литвинова Т.А., Соколов О.А., Коваленко Ю.С. – К.: Книговид. Центр «Посредник» LTD, 1994 /

  • 207c.

    1. Луцкая Л.А. Самостоятельные работы учащихся по зоологии/ Л.А.Луцкая, А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 1987. – 110с.


5. Павлова Т..Н Биоэтика в школе:пособие для учителей/ Павлова Т.Н. – Москва, 1997.


  1. Панько І.С. Тварини – друзі чи вороги/ І.С. Панько, В.І. Панько. –


К.: Урожай, 1989. – 160с.

  1. Поттер В.Р. Биоэтика мост будущего/ Поттер В.Р.; пер. с англ.


Т.Г.Будковская, С.В. Вековишина; ред. пер. С.В. Вековишина, В.Л. Кулиниченко; Украинская ассоциация по биоэтике. – К.: Видавець Вадим Карпенко, 2002. – 216с.


8. Токарєва Р.С. Кімнатні тварини / Токарєва Р.С., Литвинова Т.А., Соколов О.О.; пер. з рос. Н.М. Некрут. – К.: Урожай, 1994. – 129с.






































10