СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка познавательно-развлекательной игры «Человекообразные обезьяны – уникальные животные» для обучающихся школы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сходство человека с обезьяной, особенно с человекоподобными обезьянами , всегда привлекало внимание людей, вызывало любопытство, поражало, смешило,  тревожило. Не все знают о жизни их в естественных условиях, их навыков, развитом интеллекте и способности  к речи.

Просмотр содержимого документа
««Разработка познавательно-развлекательной игры «Человекообразные обезьяны – уникальные животные» для обучающихся школы»»

Муниципальный округ Горноуральский Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10











«Разработка познавательно-развлекательной игры «Человекообразные обезьяны – уникальные животные»

для обучающихся школы»

Индивидуальный проект



Автор проекта:

Синенко Богдана,

ученицы 9б класса.

Руководители проекта:

Печерина Ираида Викторовна,

учитель биологии.

Нуржанова Наталья Николаевна,

социальный педагог.

Изман Анастасия Андреевна,

зам.директора по воспитательной работе.




с. Покровское

2024–2025


Оглавление

Введение 3

Глава 1. Человекообразные обезьяны 4

1.1 Общая характеристика и среда обитания 4

1.2 Представители отряда человекообразных обезьян 5

1.3 Когнитивные способности обезьян 9

1.4 Знаменитые обезьяны 21

Глава 2. Разработка сценария и проведение познавательно-развлекательной игры с обучающимисявторых и шестых классов школы 24

Заключение 25

Список информационных источников 27

Приложения 28







Введение

  Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительны наши ближайшие соседи по планете – обезьяны?

  Сходство человека с обезьяной, особенно с человекоподобными обезьянами, всегда привлекало внимание людей, вызывало любопытство, поражало, смешило, тревожило, внушало трепет.

Но что же мы знаем об этих замечательных животных? Многие не могут дать внятного ответа, поскольку видели обезьян лишь в цирке или зоопарке. Не все знают об их жизни в естественных условиях, их навыках, развитом интеллекте, способности к речи.

Тему«Разработка познавательно-развлекательной игры «Человекообразные обезьяны – уникальные животные» для обучающихся школы» я выбрала потому, что мне интересно изучать жизнь и способности этих животных.

Актуальность: я считаю, что обучающиеся получат и усвоят больше информации о разных видах обезьян в ходе игры. Познавательно-развлекательная игра – не только удовольствие, радость и развлечение для учащихся, но и возможность «блеснуть» своими знаниями и умениями, показать свои коммуникативные способности. Участие в игре способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческого воображения, формирует такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Соревновательный компонент игры привлекателен для обучающихся и усиливает мотивацию для активного участия. Выполняя конкурсные задания, участники не только проверят свои знания, но и узнают новое, интересное и познавательное об обезьянах.

Цель проекта: создание на основе изученной информации познавательно-развлекательной игры о человекообразных обезьянах.

Задачи:

Подобрать, изучить и систематизировать материал по данной теме.

Разработать сценарий познавательно-развлекательной игры.

Провести игру с обучающимися второго класса школы.



Практическая значимость проекта:

Игру можно будет использовать на уроках биологии и окружающего мира, внеурочных занятиях.



























Глава 1. Человекообразные обезьяны 1.1 Общая характеристика и среда обитания Человекообразные обезьяны, или гоминоиды, или антропоморфиды, также просто человекообразные (лат. Hominoidea или Anthropomorphidae) — надсемейство узконосых обезьян (Catarrhini), строение тела которых сходно с телом человека. Человек, как биологический вид (Homo sapiens), также входит в данный таксон. В состав надсемейства входят два семейства: гиббоновые и гоминиды.

Человекообразными называют шимпанзе, карликового шимпанзе (бонобо), гориллу и орангутана. Из всех представителей животного мира своим телосложением и поведением они больше всего похожи на людей.

Для человекообразных обезьян характерно более крупное (по сравнению с мартышкообразными) тело, отсутствие хвоста, защёчных мешков и седалищных мозолей (у гиббонов они есть, но маленькие). Человекообразным обезьянам свойственен принципиально отличный способ передвижения по деревьям: вместо бега по веткам на всех четырёх конечностях они преимущественно передвигаются на руках, под ветками. Такой способ передвижения называется брахиацией; приспособление к нему вызвало ряд анатомических изменений: более гибкие и длинные руки, подвижный плечевой сустав, уплощённую грудную клетку.

Все человекообразные имеют сходное строение зубов и более крупный, по сравнению с мартышкообразными, головной мозг. Кроме того, их мозг и более сложный, с высокоразвитыми отделами, отвечающими за органы зрения, за движения кистей и языка.

Все человекообразные обезьяны могут хотя бы иногда вставать на ноги, тогда их ловкие руки оказываются свободными. У человекообразных обезьян, как у человека, 4 группы крови, а кровь бонобо даже можно переливать человеку с соответствующей группой крови — это говорит об их «кровном» родстве с людьми. Человекообразные обезьяны всех видов – существа очень смышленые и более или менее часто пользуются различными предметами как орудиями, чего не умеют никакие другие животные. У них очень развита мимика, во многом напоминающая человеческую.

Человекообразные обезьяны живут в тропиках Африки и Азии. Их виды различаются образом жизни и местами обитания.

Шимпанзе обитают в африканских лесах, а также открытых саваннах, однако бонобо можно встретить лишь во влажных тропических лесах. Шимпанзе, в том числе и карликовые, живут на деревьях и на земле. Два подвида гориллы – западная береговая и восточная равнинная – предпочитают влажные тропические леса, а горная горилла – леса с умеренным климатом. Гориллы очень массивны и нечасто забираются на деревья, проводя почти все время на земле. Живут они семейными группами, количество членов которых постоянно меняется. Орангутаны обитают во влажных и болотистых лесах островов Суматры и Калимантана, отлично лазят по деревьям, медленно, но ловко перебираются с ветки на ветку, повисая на несоразмерно длинных, доходящих до лодыжек руках. Эти обезьяны чаще всего одиноки.















1.2 Представители отряда человекообразных обезьян

Шимпанзе

Из человекообразных обезьян шимпанзе ближе всех к человеку. Шимпанзе – обезьяна высотой до 1,5 м, масса тела - до 60 кг. Тело покрыто густой черной шерстью, имеет крупные ушные раковины. Лицевой отдел чере­па едва выступает вперед. Они живут сообществами, насчитывающими от 20 до 120 животных. Иерархия внутри группы определяется дружескими пристрастиями и союзами. Шимпанзе – единственная из человекообразных обезьян, которая питается не только растениями, фруктами и орехами, но и мясом.

Ни одно из животных не пользуется таким количеством разнообразных орудий, как шимпанзе. Камнями и сучьями они ловко сбивают плоды. Птичьим пером (его стержнем) они чистят себе уши, закупоренные жировым выделением. Если у шимпанзе насморк, он набивает себе в нос траву, вместе с которой удаляет из него слизь, получается своего рода носовой платок. Остатки пищи они удаляют из зубов с помощью небольших веточек – точно также мы пользуемся зубочистками. Листья служат салфетками - ими обезьяна вытирает руки и рот.

Шимпанзе могут не только использовать орудия, но и способны придумывать и изготавливать их. Шимпанзе разжевывают листья, делая из них «губку». В засушливое время ею очень удобно добывать питьевую воду из расщелин скал и дупел деревьев. Они тщательно очищают от коры и листьев ветку и укорачивают ее примерно до 30 см. Это приспособление - отличная «удочка» для ловили термитов. С помощью нее можно полакомиться и медом. Но не все шимпанзе могут пользоваться этими приемами. Если совершившее «открытие» животное живет в семье, то его родичи быстро научатся у него новым хитростям. А другая группа шимпанзе, даже живущая сосем рядом, может не владеть, в отличие от соседей, более совершенными приемами.

Гориллы

Горилла - самый крупный из современных приматов. Рост самца до 2 м, масса до 200-250 кг, самки почти вдвое меньше. Объем мозга составляет в среднем около 500 куб. см, иногда - до 752 куб. см. У нее короткая и толстая шея, глаза лежат глубоко под надбровными дугами, широкий и плоский нос, толстые губы. Тело покрыто длинной косматой шерстью. Окраска шерсти от серой до коричнево-красноватой. Кисть гориллы больше похожа на человеческую, чем у других обезьян, стопа имеет некоторые приспособления к хождению по земле. Обитают в густых непроходимых экваториальных лесах Западной и Центральной Африки, держатся группами-стадами. В каждом стаде около 30 особей разного пола и возраста. Во главе стада старый самец-вожак, имеющий серебристую полосу на спине. В отличие от шимпанзе, у которых вожак правит стаей 5 – 6 лет, у горилл вожак может не меняться 40 лет.

Часто гориллы спускаются на землю, отыскивая пищу: молодые побеги бамбука, кустарника, плоды и фрукты. Гориллы — вегетарианцы.

Ночуют они всегда на деревьях, предварительно устраивая гнезда в их развилках. Несмотря на грозный вид, гориллы миролюбивые животные, между собой они общаются с помощью различных звуковых сигналов, поз, мимики и жестов.

Несмотря на свирепый вид, гориллы - кроткие животные, спокойные и миролюбивые. При встрече с незнакомцами, слишком близко подошедшими к гориллам, самцы принимают угрожающую позу – встают на ноги, выпрямляются и, набрав полную грудь воздуха, издают громкий рев. Иногда они бьют себя в грудь кулаками и ходят вокруг чужака, приближаясь вплотную, но не трогая его и пальцем. Лишь горилла, на которую напали или, тем более, ранили, может быть опасной для человека.

Орангутан

Орангутан – крупная обезьяна, рост самцов достигает 150 см, масса 150–200 кг, самки меньше, рост 130–140 см, масса 80 кг. У этих приматов приземистое, но мощное тело с хорошо развитой мускулатурой. Нижние конечности короткие, зато передние очень длинные и подвижные, а размах рук орангутанов может доходить до 2 метров. Строение ладоней и ступней этих животных очень напоминают руки человека. И такое сходство усиливается тем, что на пальцах орангутанов не когти, а мягкие ногтевые пластины. Все тело орангутанов, кроме передней части морды покрыто длинной мягкой шерстью. Окрас у животных рыжеватых тонов, причем, у юных особей цвет меха более яркий, а у зрелых приматов шерсть приобретает темный, почти коричневый оттенок.

Животное получило свое название от малайского слова «орангутан», что значит «лесной человек».Животные обитают в болотистых тропических лесах, предпочитая высокие деревья, на которых проводят большую часть суток. Они хорошо передвигаются по ветвям, подвешиваясь на руках, ногами нащупывают опору. При этом тело находится в вертикальном положении. А вот на земле эти животные медлительные и неуклюжие, они не способны на быстрый бег, и передвигаются вразвалочку, как медведи. Что интересно, молодые обезьяны предпочитают ходить по земле, опираясь на все 4 конечности, а взрослые особи ходят на задних ногах, при этом отталкиваясь передними руками, как лыжными палками. Орангутаны совсем не умеют плавать и настолько боятся воды, что даже близко не подходят к водоемам.

Древесные кроны служат приматам не только надежным убежищем, но и обеспечивают их пищей. Ведь основной рацион орангутанов состоит из того, что произрастает на деревьях: листья, кора, фрукты. Кстати, этих животных нельзя назвать убежденными вегетарианцами, они никогда не упускают возможности дополнить свою растительную диету натуральным белком, и с удовольствием поедают различных насекомых, птичьи яйца, да и самих пернатых.

В отличие от большинства приматов, которые живут семьями, для орангутанов не характерно жить в группе себе подобных, и они ведут уединенный образ жизни. Лишь подрастающие орангутаны объединяются на время в маленькие группы. Взрослые животные - неисправимые одиночки, друг с другом встречаются очень редко.

Большинство орангутанов предпочитают оседлую жизнь, и занимают определенную территорию, которую считают своими личными владениями. Плантации деревьев у самцов имеют площадь от 4000 до 5000 тысяч га, участки самок поскромнее, и простираются на 70 – 900 га.
Вставить рисунки

1.3 Когнитивные способности обезьян



Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем мире.  

К ним относят память, внимание, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. 

Основные когнитивные способности включают:

  1. Восприятие. Способность к восприятию и интерпретации сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через зрение, слух, обоняние и прочие органы чувств. 

  2. Внимание. Способность сосредотачиваться на определённых аспектах информации, игнорируя другие. 

  3. Память. Возможность удерживать и воспроизводить информацию после того, как она была воспринята. 

  4. Мышление. Процесс обработки информации с целью генерации новых идей, решения задач и принятия решений. 

  5. Речевые способности и речевое мышление. Владение языком, письменной и устной речью, понимание и использование грамматики, лексики и синтаксиса. 

  6. Различение. Способность выделять и распознавать различия между объектами, событиями или идеями. 

  7. Способности к обучению. Способность к освоению новой информации и приспособлению к изменениям в окружающей среде. 

  8. Метакогнитивные навыки. Способность осознавать и контролировать свои собственные когнитивные процессы, такие как понимание своих сильных и слабых сторон в решении задач. 

По данным немецких учёных, когнитивные способности лемуров с маленьким мозгом в среднем не отличаются от показателей человекообразных и других обезьян с крупным мозгом. Лишь в тестах на пространственное мышление приматы с большим мозгом показывают лучшие результаты. 

Однако считается, что увеличение мозга подразумевает повышение уровня интеллекта, поскольку увеличивается количество нейронов и связей между ними, а, следовательно, улучшаются познавательные и прочие умственные способности. 

Мозг высших обезьян (шимпанзе, горилл, орангутангов) имеет несколько ключевых отличий от мозга обычных приматов:

  1. Область коры головного мозга: у высших обезьян кора головного мозга толще и содержит больше извилин, что увеличивает площадь поверхности и количество нервных клеток.

  2. Дополнительные области мозга: некоторые исследования показали, что у высших обезьян могут присутствовать дополнительные области головного мозга, такие как зона Брока, которая отвечает за коммуникацию между приматами одного вида.

  3. Размер: мозг высших обезьян обычно больше по размеру, чем мозг остальных.

Я составила таблицу, где сравнила объем мозга подотрядов обезьян. (Приложение 1)

Интеллект человекообразных обезьян

В результате длительных научных исследований и экспериментов установлено, что человекообразные приматы обладают определенным уровнем интеллекта.

Так, лишь человекообразные обезьяны, оказавшись перед зеркалом, поступают как разумные существа – узнают себя. Шимпанзе нужен в среднем один день, чтобы начать узнавать себя, орангутанам – три дня, а гориллам -пять дней.

Высокую степень интеллекта доказывает и опыт с лакомством, которое подвешено на такой высоте, что обезьяны просто не могут залезть туда и достать его. Перед ними также положили несколько кубов разной величины. Обезьяны быстро сообразили, что, ставя кубы друг на друга, можно построить из них башню, влезть наверх и добраться до желанной еды. При этом возводя башню, обезьяны в основание клали самые большие кубы, а на верхушку - самые маленькие.

Обезьяны могут решать математические задачи. Американским исследователям удалось научить трёх макак-резусов (Macaca mulatta) выполнять простейшие операции на сложение с помощью арабских цифр от 1 до 25.Животные столкнулись с различными вариантами на экране компьютера: один символ на одной стороне против комбинации двух символов на другой стороне. Обезьяны были вознаграждены, если правильно выбирали большее число. Как и раньше, это должно было мотивировать их сделать выбор правильно. В результате обезьяны выбирали наибольшее число в 70-90% случаев.

Язык

Современные методики позволили выяснить, что у шимпанзе за речь отвечает та же часть мозга, что и за распознавание мимики. А с бонобо и орангутанами всё оказалось ещё интереснее. Наблюдения помогли установить, что они и до человека пользовались жестовыми языками, правда, гораздо проще по структуре и лексике. Например, словарь орангутанов насчитывает только около шестидесяти жестов-слов.

На разных этапах изучения проблемы обезьян обучали ряду искусственных языков. Все использованные языки-посредники были построены по правилам английской грамматики, но в качестве «слов» в них использовались разные элементы.

Амслен (AMerican Sign LANguage)— язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые в США.

Йеркиш, в отличие от амслена, создан специально для экспериментов, а в качестве «слов» в нем используются особые значки-лексиграммы, которые обезьяна выбирает на клавиатуре, а затем может видеть на экране компьютера. Еще один вариант йеркиша, когда обезьяна получает устные инструкции, а отвечает на них с помощью знаков.

Обучение обезьян и амслену, и йеркишу было успешным. Успех был обеспечен тем, что использованные методы были вполне адекватны для выяснения вопроса, в какой мере такой язык может стать средством коммуникации обезьяны и человека, а также обезьян между собой.

Если сначала обезьян учили напрямую, то позже стали изощряться. Например, называли предметы вслух на английском, и через некоторое время учили жесту, привязывая его к слову на английском, а не к предмету. Выяснилось, что так тоже работает.

Орудийные действия обезьян

Высокая адаптивность обезьян и наличие развитых конечностей позволяют им обходиться без орудий в повседневной жизни. Использование орудий, скорее, является резервным механизмом для решения необычных задач или в экстремальных ситуациях, что объясняет их редкость в наблюдениях за дикими обезьянами. Это подтверждается опытом длительных наблюдений за гориллами, которые, имея доступ к обильной пище, никогда не были замечены за использованием орудий.

Известные случаи применения орудий шимпанзе, такие как извлечение термитов или мёда с помощью палок, подтверждают исключительность подобного поведения. Даже широко известные наблюдения Джейн Гудолл имеют предшественников: ещё в 1956 году охотник Ф.Дж. Мерфильд зафиксировал подобный случай у шимпанзе в Западной Африке, отметив уникальность данного явления за все 35 лет его работы в африканских джунглях.







1.4 Знаменитые обезьяны

Уошо - первая шимпанзе, которую обучили американскому языку жестов - в рамках эксперимента по изучению усвоения языка у животных. Её удалось обучить приблизительно 350 знакам. Через несколько лет эксперимента учёные заметили, что Уошо могла обучаться новым жестам лишь наблюдая за людьми. Более того, они обратили внимание на то, что немедленные вознаграждения препятствуют обучению и отвлекают шимпанзе.

Очень скоро выяснилось, что Уошо способна к иносказаниям. Не зная точного слова для какого-то предмета или животного, она описывала его, соединяя два других слова — такие составные слова есть во многих человеческих языках, включая русский (например, «летучая мышь»). Так, не зная жеста для утки, Уошо назвала её водяной птицей. Узнав, что некий жест обозначает открытие двери, она тем же жестом просила об открытии бутылки или коробки. Наконец, она сама догадалась ругаться словом «грязный».

Кроме того, Уошо явно хорошо понимала английский на слух. Однажды она удивила учёных, увидев летящий самолёт и попросив покатать её на нём. Поскольку ей никогда не рассказывали о самолётах на занятиях, понять, что это не птица, Уошо могла, только прислушиваясь к разговорам окружающих.

Когда у Уошо родился детеныш, то он начал учиться жестам, наблюдая не за людьми, а за другими обезьянами, при этом Уошо помогала ему правильно показывать руками жесты-символы.

Уошо любила проводить время на свежем воздухе. В свободное время она просматривала книги, журналы и каталоги (особенно каталоги обуви). Она любила смотреть на них одна, но не возражала и подписывать фотографии с друзьями. Другими занятиями, которыми она занималась, были чистка зубов, рисование, чаепития, а также проверка обуви своих спутников-людей.



Коко - самка гориллы, которая с помощью специалиста Франсин Паттерсон, овладела более чем тысячей жестов американского жестового языка амслена и была способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов.  Коэффициент интеллекта (IQ) Коко находится в интервале от 70 до 95. Она умела шутить и описывать свои чувства - грусть, недовольство. Самая известная шутка Коко: она называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это шутка. Коко прекрасно понимала, что такое прошлое и будущее.

Ей были известны такие абстрактные понятия, как «скука» и «воображение». Когда Коко увидела лошадь с удилами во рту, она сигнализировала «Лошадь печальна», объяснив - «Зубы». Коко сообщала, когда ей плохо, и даже могла выразить по шкале силу боли. Тем не менее, она предпочитала терпеть, пока боль не станет очень сильной. Также Коко очень не любила мыться в ванне и на фотографию другой обезьяны, ведомой в ванну, отреагировала: «Я там плакать» (в американском языке жестов нет форм слова).

За свою жизнь Коко успела не только научиться, но и научить многому. Например, благодаря ей учёные узнали, что приматы способны задерживать дыхание — до того, как Коко начала учиться играть на духовых инструментах, считалось, что обезьяны не могут произвольно управлять своим дыханием.

Канзи – карликовый шимпанзе (бонобо). Приматологу Сью Сэведж-Рамбо удалось научить эту обезьяну понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками). Канзи после просмотра видео с гориллой Коко почерпнул кое-что из американского языка жестов. Как и многие умные обезьяны, он пытается воспроизвести нашу артикуляцию, чтобы заговорить в буквальном смысле человеческим голосом.

Вывод: в первой главе я составила общую характеристику приматов и среду их обитания, кратко описала представителей человекообразных обезьян, проанализировала их отдельные когнитивные способности: интеллект, орудийные действия, способность к обучению. Также рассказала о самых известных человекообразных обезьянах.

Глава 2. Практическая часть 2.1 Разработка сценария Я решила познакомить учеников младших классов с отрядом приматов, рассказать детям об удивительных способностях наших ближайших родственников: их умении пользоваться орудиями труда, памяти, общении с помощью жестов, внимании. Для разработки сценария я рассмотрела разные формы проведения подобных мероприятий: игры, викторины, презентации. Я остановилась на разработке сценария развлекательно-познавательной игры, так как игровая деятельность является ведущей для учеников начальной школы.

Мною были просмотрены и отобраны для демонстрации детям интересные и познавательные видео из жизни обезьян, подготовлена презентация для сопровождения рассказа о приматах.

При подготовке конкурсов я советовалась с учителем класса, который выбрала для проведения игры, чтобы понять, смогут ли дети выполнить придуманные мной конкурсные задания.

Разрабатывая сценарий, я пришла к выводу, что для участников будет необходима физминутка, чтобыснять утомление и переключить внимание с одной деятельности на другую.

Так как это конкурсная программа, для участников нужны призы. Я решила, что это будут значки с изображением обезьян, они были заказаны на одном из маркетплейсов.

Для поддержания атмосферы игры я изготовила для участников маски-ободки с изображением обезьян. Для рефлексии в конце игры я сделала большое фото обезьяны и бумажные бананы желтого и зеленого цвета – дети должны были угостить ее бананом определенного цвета (желтый – если им все понравилось, зеленый – если было сложно или скучно).



2.2 Проведение познавательно-развлекательной игры

Для участия в игре я выбрала учеников второго класса, так как моя игра рассчитана на детскую публику.

Перед игрой я пришла в класс, коротко рассказала детям о предстоящей игре, не раскрывая темы, чтобы заинтересовать их, и провела жеребьевку, разделив детей на 2 команды, которые позже назвались«Шустрые шимпанзе» и «Весёлые мартышки».

Игра проводилась в кабинете информатики – это просторное помещение, с удобной мебелью, там большаяинтерактивная доска для демонстрации видео и презентации. Команды расположились за двумя столами.

Во вступительной части я рассказала детям интересные факты о приматах, рассказ сопровождался презентацией.

Конкурсная программа состояла из пяти конкурсов, направленных на ловкость, внимание, смекалку, умение работать в команде.

В заключительной части игры я провела рефлексию для участников игры: интересно ли им было, насколько трудными показались им задания.

На мероприятие я также пригласила педагогов, они были членами жюри.





Заключение

Поставленные цель и задачи проектадостигнуты.

Я смогла подобрать, изучить и систематизировать материал по выбранной теме, разработать сценарий познавательно-развлекательной игры.

Сложно было из большого объема информации выделить самое нужное, подходящее по возрасту детей, для которых разрабатывалась игра.

Я справилась с проведением игрыдляучеников второго класса нашей школы. Смогла преодолеть свою стеснительность, обнаружила в себе организаторские способности, умение работать с детским коллективом.

Проведя рефлексию в конце игры, я подтвердила актуальность выбранной темы. Дети задавали много вопросов, им понравился мой рассказ о приматах и проведенные для них конкурсы. На фото в приложении видно, что игра показалась сложной лишь одному из шестнадцати участников.

Практическая значимость моего проекта соответствует описанной.Игру можно будет использовать на уроках биологии и окружающего мира, внеурочных занятиях.

Сразу после проведения игры я получила предложение от одного из присутствовавших педагогов, провести мероприятие для детей её класса. Я планирую это сделать, усложнив конкурсные задания так, чтобы они были интересны для шестиклассников.

Приматы — это не просто животные, обитающие в диких лесах или зоопарках. Они важные участники экосистем и близкие родственники человека. Изучая их поведение, мы учимся лучше понимать себя, а также осознаем, какое богатство природы стоит оберегать. За каждым представителем этой удивительной группы стоит многовековая история эволюции и адаптации. Давайте будем защищать приматов и их мир, чтобы наши потомки тоже могли любоваться этим чудесным разнообразием жизни на Земле.



Список информационных источников

Франс де Вааль «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов»

Дж.Гудолл «В тени человека. Главная книга об обезьянах, перевернувшая представления... о людях»

З. Зорина, А. Смирнoва «О чем рассказали «говорящие» обезьяны».

Роберт Сапольски «Записки примата: Необычайная жизнь ученого среди павианов»

К.Сафина «Воспитание дикости: Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся»

Э.П.Фридман «Занимательная приматология»

Е.Н.Панов Орудийная деятельность и коммуникация шимпанзе в природе (Сборник «Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка». М.: Языки славянских культура, 2008, с.231 – 260.). https://panov-ethology.ru/images/pdf/ape.pdf



Статья «Удивительные способности обезьян» с сайта www.moya-planeta.ru.

https://руни.рф/Человекообразные_обезьяны

https://kulturologia.ru/blogs/240618/39444/

https://studfile.net/preview/2424599/page:4/

https://biomolecula.ru/articles/molekuliarnaia-evoliutsiia-mozga-ot-obeziany-do-cheloveka

Приложение1



Сравнительная таблица объема головного мозга обезьян

Подотряд

Представители

V мозга, см3

Полуобезьяны

Лоризиды

Лемуры

19 см3

20 см3

Человекоподобные широконосые

Игрункообразные

Цебиды

17 см3

30 см3

Человекоподобныеузконосые

Макаки

Павианы

84 см3

196 см3

Человекообразные

Шимпанзе

Орангутаны

Гориллы

393 см3

411 см3

498 см3





























Приложение 2

























































Лана, трехлетняяшимпанзе,в ходе эксперимента, проведенного в1970-х годах, использовалаустройство, похожее на пишущую машинку, длясоставленияпредложений с использованиемсимволоввместослов

Приложение 3

О рудийные действия обезьян























































Приложение 4

















Шимпанзе Уошо



















Горилла Коко















Бонобо Канзи



Приложение 5

Познавательно-развлекательная игра «Наши четверорукие друзья».

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня я проведу для вас увлекательную игру. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Рассмешит всех без обмана

Мастер в построеньи рож!

Уморительна! Но все ж,

Сей циркач на нас похож!

Кто же это? (Обезьяна.)

(открыть часть доски с картинкой обезьяны)

А знаете ли вы, что у обезьян есть свой праздник! День обезьяны - неофициальный международный праздник, отмечаемый 14 декабря. В этот день многие зоопарки мира проводят праздник, посвящённый приматам.

В Таиланде ежегодно в ноябре устраивают пир для обезьян. В старинный храм приглашают около 2000 животных и заваливают их фруктами и овощами, которыми любят полакомиться эти приматы. Обезьян в Таиланде так любят потому, что существует предание, как армия обезьян помогла богу Раме справиться с натиском врагов. (рассказать, как приглашают в храм) (видео «обезьяний пир»)

(слайд 1)Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительны наши ближайшие родственники на планете Земля – обезьяны? Сегодня мы погрузимся в мир этих уникальных млекопитающих и узнаем о них все самое интересное.

Обезьяны (приматы) представляют собой группу животных, которая включает и людей. Эти млекопитающие очень многообразны, в мире их существует 264 вида!

(слайд 2)С древних времен люди видели сходство между человеком и обезьянами, это дало повод считать обезьян своими предками, а в некоторых странах обезьянам поклонялись, считая их богами. (щелчок)

(слайд 3) Обезьяны делятся на 4 группы: игрунки, мартышки, ревуны и человекообразные обезьяны.

(слайд 4) Представители первых двух групп - это маленькие обезьянки, которые давно привлекали внимание человека и служили для увеселения публики.

(слайд 5)Вторые две группы - крупные обезьяны, их содержат в зоопарках и используют в исследованиях и экспериментах.

И те, и другие по своему внешнему строению очень похожи на человека, глаза посажены спереди, развиты пальцы рук, некоторые обезьяны могут ходить на двух ногах, питаются смешанной пищей, используя для её добычи различные орудия, у них достаточно большой объем головного мозга, и развитая система звуков.

Особенно похожи на людей гиббон, орангутанг, горилла и шимпанзе, их так и называют - человекообразные.

(слайд 6) Самая близкая к человеку обезьяна - шимпанзе: и весом подходит (до 60 кг), и ростом (до полутора метров). Живет на земле, ходит, согнувшись, на двух ногах и, как человек, может использовать палки и ветви, чтобы добывать пищу. Кормятся и спят шимпанзе на деревьях. Шимпанзепроводят много часов, чистя шерсть друг у друга. Это доставляет им огромное удовольствие, шимпанзе образуют целые ряды-цепочки, извлекая насекомых-паразитов, колючки и грязь из шерсти друг друга.

(слайд 7)Гиббон водится в тропических лесах, его рост не больше метра, а весит он 10-15 килограммов, живет на деревьях, где ведет себя как настоящий акробат.

(слайд 8)В Индонезии обитает орангутанг. Местные жители называют его лесной человек. Несмотря на свой вес (около 200 кг), живет в ветвях и почти никогда не спускается на землю.

(слайд 9)Горилла обитает в Африке, этот великан достигает 2 м, а вес доходит до 250 кг, передвигается по земле, опираясь и на ноги, и на руки.

(слайд 10)Обезьяны – умнейшие из животных. Они быстро обучаются, проявляют смекалку, если необходимо что-то добыть. Любят передразнивать людей, повторяя их действия, при этом могут корчить уморительные рожицы.

(слайд 11)А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Наши четверорукие друзья».

(слайд 12) Мы разделимся на две команды – «Шустрые шимпанзе» и «Весёлые мартышки». (участники команд надевают ободки с изображением обезьян). Все задания нашей игры будут связаны с удивительными способностями обезьян.

Итак, начнем!

(слайд 13)Обезьяны очень ловко используют разные предметы для добывания пищи:

шимпанзе используют палки, чтобы добывать термитов из муравейников. Они выбирают специально подходящие ветки, обрывают листья и превращают их в небольшие инструменты;

гориллы используют ветки и куски коры, чтобы измерять глубину воды, прежде чем переходить через реку;

капуцины используют камни, чтобы ломать орехи и другие твёрдые предметы. Они даже могут обрабатывать камни, чтобы сделать их более подходящими;

макаки могут использовать инструменты для взлома автоматов с едой, чтобы получить доступ к пище.

Посмотрите, как обезьяны используют предметы в своей среде обитания. (видео)

Вот какие ловкие и умные обезьяны! А вам я предлагаю первое задание: за одну минуту вы должны собрать как можно больше семечек (орешков) в стакан китайскими палочками. (Семечки лежат на тарелке, дети должны сложить их в свой стакан. Потом пересыпать в один, жюри считает количество).

Молодцы, вы очень ловкие!

(слайд 14) У многих человекоподобных обезьян есть удивительная способность к обучению языку жестов. Они очень много жестикулируют руками во время общения. Например, протянутая рука с открытой ладонью означает просьбу, а рука, положенная поверх руки, — превосходство над другими. Когда шимпанзе протягивает руку к другому шимпанзе, который ест, это просьба разделить с ним пищу. Но, когда шимпанзе подвергается нападению, тот же жест означает просьбу о защите.Жестами обезьяны сообщают, когда им грустно, весело, смешно, приятно. Умеют показывать плач, разочарование, горе, печаль. Горилла Коко стала самой известной обезьяной на планете, освоив огромное количество жестов. Коко могла жестами показать около 1000 слов и ещё около 2000 понимала, когда слышала. (видео)

А теперь второе задание: команды по очереди должны объяснить соперникам жестами – какое слово написано у их на карточке. Баллы засчитываются и за жесты, и за ответ.

Молодцы, вы очень артистичные!

Сейчас немного отдохнем. Сначала я показываю движения, потом мы все вместе!

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Как скажу я слово три,

Сядь за парту и замри.

Раз, два, три!



(слайд 15)Как я уже рассказывала вам, многие обезьяны участвуют в научных экспериментах. Например, научно доказано, что обезьяны могут сортировать предметы по цвету и форме, решать головоломки и даже читать и писать с помощью специальных картинок-символов. В 1970 году был проведен эксперимент с трехлетней шимпанзе по имени Лана, она использовала устройство, похожее на пишущую машинку, для составления предложений с использованием символов вместо слов. (видео)

Третье задание для вас – собрать пазл, на котором изображена одна из человекоподобных обезьян, дополнительный балл вы получите, если сможете назвать эту обезьяну.

Молодцы! Быстро справились с заданием!

(слайд 16)У человекоподобных обезьян хорошо развиты память и внимание. Они хорошо различают предметы по цвету и форме. А японские учёные доказали, что шимпанзе способны за 1 секунду запомнить 9 цифр. Посмотрите видео! (Видео «Обезьяна и цифры»).

Четвертое задание для вас! Сейчас на экране появится набор предметов, вы рассматриваете этот набор полминуты, потом изображение меняется - вы должны определить какой предмет исчез. Это задание на скорость - какая команда быстрее догадается, та и отвечает, выкрикивать нельзя, поднимаем руки!!! (слайды 17, 12, 13, 14, 15, 25)

(слайд 26)Задания закончились. Пока жюри подводит итоги нашей игры, я хочу рассказать вам ещё немного интересных фактов про обезьян.

- знаете ли вы, что обезьяны относятся к числу немногочисленных животных, которые могут узнавать себя в зеркале;

- самцы приматов лысеют точно также, как и мужчины, это в них заложено генетически;

- чтобы предупредить сородичей о надвигающейся опасности орангутанги

издают очень громкие звуки отрыжки;

- про обезьян сложилось ошибочное мнение, что их любимое лакомство – это

бананы, однако некоторые обезьяны никогда их даже не пробовали.

Ребята, я очень надеюсь, что игра про обезьян вам понравилась, и вы узнали много нового и интересного!

Наша обезьяна (показать на доску) очень внимательно наблюдала за вашими ответами, и теперь пришло время угостить её бананами. Но бананы эти непростые! Если вам понравилась игра – угостите обезьянку жёлтым бананом, если вопросы и задания показались вам сложными – зелёным. (команды по очереди подходят к доске).

Слово жюри. Награждение.

Я благодарю вас за внимание! Надеюсь, что смогла заинтересовать вас этими удивительными животными!