Проект «Почему так говорят»
При чтении художественной литературы и во время общения с детьми приходится сталкиваться с проблемой непонимания фразеологизмов. Оказалось, что большинство не понимают их значение, не умеют употреблять их в речи, тем более, находить фразеологические обороты в тексте. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, неотъемлемая часть культуры нашего народа,- должны возвратиться в нашу речь, обогатить её, сделать выразительнее, живее и образнее.
Знания о фразеологизмах нужны ученикам, ведь часто в олимпиадах по русскому языку встречаются вопросы, связанные с фразеологией. К сожалению, в программе нашей школе данная тема не изучается. Проект позволит ученикам окунуться в интересный мир фразеологии и узнать, почему так говорят. Изучив эту тему, ребята узнают много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях и обычаях.
изучить понятие «фразеологизм»,
познакомить обучающихся с фразеологическими словарями и фразеологизмами,
выяснить источники происхождения некоторых фразеологизмов,
узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов,
учиться употреблять фразеологизмы в своей речи на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков.
Цель проекта: составление иллюстрированного словаря фразеологизмов в современном русском языке (фразеологического словаря в картинках).
Участники проекта – обучающиеся 6, 7, 8 класса ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»
Руководитель проекта – Шелаевская Е.Г., учитель русского языка и чтения
Тип проекта – учебно-познавательный
Предметные области – русский язык, литературное чтение, ИЗО, история
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 г. –май 2025 г.)
Основные формы реализации проекта:
Беседы, тематические уроки и занятия, интерактивные игры, настольные игры, поисковая информация, работа с текстом, работа со словарями, анкетирование, опрос, стенды, индивидуальные сообщения.
Обучающиеся знают смысл наиболее известных фразеологизмов, узнают и находят их в текстах, умеют приводить примеры, научатся работать с фразеологическими словарями, а также пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи.
1. Подготовительный. Разработка проекта и сбор информации. Анкетирование среди обучающихся, выявление наиболее употребляемых фразеологизмов.
2. Основной (практический). Работа со словарями, просмотр презентаций по теме, беседы и занятия, чтение художественной литературы с целью поиска фразеологизмов, творческая работа-иллюстрирование фразеологизмов. Игры, творческие задания, викторины по теме. Оформление стенда по теме.
3. Заключительный. Составление словаря фразеологизмов в картинках.