СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы по внеурочной деятельности "Страницы истории родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по внеурочной деятельности "Страницы истории родного края"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



44.02.02 Преподавание в начальных классах









Курсовая работа

Разработка программы внеурочной деятельности «Страницы истории родного края»









Студентки 3 курса группы 31НК

Морозовой Анны Романовны.



Руководитель работы

преподаватель Николаева Л.Н.







Оценка работы: __________________



Калязин 2019



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Внеурочная деятельность в системе образования 6

1.1. Понятие внеурочной деятельности 6

1.2. Виды, направления, формы внеурочной деятельности. 8

1.3. Необходимость изучения родного края 10



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что разработано недостаточно методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Калязинского района в начальной школе;

Проблема работы состоит в том, что хоть в начальной школе и дается общая информация о стране, в которой живут дети, родители, учителя, но почти не упоминаете о Родном крае, именно области и районе проживания учащихся, нет ответов на вопросы: как живут и жили земляки? Где и как они работают? Какие растения растут в родном крае? Какие животные обитают? Какие памятники истории сохранились? В итоге появляется вопрос - знают ли младшие школьники ответы на эти вопросы? Именно в младшем школьном возрасте должны закладываться основы краеведения. Действительно нужны ли детям эти знания в начальной школе и как построить учебный процесс с элементами краеведения?

Цель: исследовать внеурочную деятельность «Страницы истории родного края» и создать программу внеурочной деятельности в начальной школе.

Объект исследования: история родного края.

Предмет исследования: программа внеурочной деятельности «Страницы истории родного края».



Задачи:

1) включение во внеурочную деятельность «Страницы родного края»

2) выявить возможности использования программы внеурочной деятельности «Страницы истории родного края» в начальной школе;

3) разработать программу по внеурочной деятельности «Страницы родного края» в начальной школе и указать методические рекомендации по ее использованию.

Методы исследования:

- изучение, отбор и систематизация материала по исследуемой проблеме;

- наблюдение, анкетирование;

База исследования: _________________

Сроки исследования:

Этапы исследования:

I этап – теоретический, который включает в себя исследование краеведческих материалов по поставленной проблеме.

II этап – опытно - практический, который заключается в проведении разработке программы.

III этап – аналитический, содержащий анализ часов проведенного исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении методических рекомендациях по преподаванию краеведения в начальной школе и подборе необходимых материалов для разработки программы.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа внеурочной деятельности «Страницы родного края» может быть использована педагогами, студентами и родителями.

Глава 1. Внеурочная деятельность в системе образования

1.1. Понятие внеурочной деятельности



Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. 

Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

  • оптимизация учебной нагрузки;

  • улучшение условий в ОУ для всестороннего, комплексного развития детей;

  • обеспечение подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач;

  • создание дополнительной базы знаний, необходимой для профессиональной и творческой самореализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. расширение общекультурного кругозора;

  2. формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

  3. участие в общественно значимых делах;

  4. создания пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

  5. включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

Система российского образования чутко реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению.

Статистические данные, отражающие тенденции в сфере воспитания подрастающего поколения за последние несколько лет, неутешительны: большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор. В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников.

Организация внеурочной деятельности включает в себя:

  1. Педагогических работников (должностные обязанности);

  2. Учебный план школы (секции, кружки и т.д.);

  3. Классное руководство (экскурсии, викторины, конкурсы, встречи и т.д.).

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС, составляет:

  • Начальное общее образование – до 1350 часов;

  • Основное общее образование – до 1750 часов;

  • Среднее общее образование – до 700 часов.

Более подробные рекомендации и разъяснения по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях представлены в таких нормативно-правовых актах, как:

  • СанПиН 2.4.2 2821-10, регламентирующие условия обучения в школах.

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897 об утверждении ФГОС ООО.

  • Письмо Минобрнауки РФ, устанавливающее порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения.

Согласно актуальной нормативно-правовой базе, право на распределение часов внеурочной деятельности согласно нормам ФГОС по направлениям остается прерогативой школьной администрации, которая при разработке перспективного плана должна учитывать кадровые и материально-технические возможности учреждения, пожелания учащихся, мнение родительской общественности и педагогов. Все реализуемые виды внеучебной активности должны способствовать достижению целей и задач воспитательно-образовательного комплекса.

Таким образом, следует, что внеурочная работа - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию. 

Соответственно, внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

  1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

  2. на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе;

  3. на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;

Таким образом, организация внеурочных занятий ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.



1.2. Виды, направления, формы внеурочной деятельности.



Внеурочная деятельность является составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Как и говорилось выше, целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Если система внеурочной деятельности грамотно организована, то она может максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  • Общеинтеллектуальное, целью которого является развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока, расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.

  • Спортивно-оздоровительное. Гармоничное психофизическое развитие детей, привитие школьникам здоровых привычек, правил гигиены и т.д.

  • Социальное. Осознание важности социальных норм и установок, формирование социальных навыков, знакомство с законами развития общества.

  • Общекультурное. Привитие эстетических ценностей. Экологическое воспитание. Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. Стимулирование художественно-образного способа познания мира.

  • Духовно-нравственное. Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание.

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды внеурочной деятельности по ФГОС.

Выделяют такие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая;

  2. Познавательная;

  3. Проблемно-ценностное общение;

  4. Досугово-развлекательная;

  5. Художественная;

  6. Социальное творчество;

  7. Трудовая;

  8. Спортивно-оздоровительная;

  9. Туристско-краеведческая.

Направления внеурочной деятельности включают в себя формы, с помощью которых она реализуется.

Спортивно-оздоровительное включает в себя:

  • Посещение спортивных секций;

  • Организация Дней Здоровья;

  • Проведение бесед по охране здоровья;

  • Динамические паузы и прогулки;

  • Участие в спортивных соревнованиях.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи;

  • Организация выставок детских работ;

  • Участие в конкурсах;

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы;

  • Экскурсии;

  • Проектная деятельность;

  • Участие в научных конференциях;

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;

  • Выставки рисунков;

  • Тематические занятия;

  • Фестивали патриотической песни, смотры строя;

Социальное:

  • Проведение субботников;

  • Работа на пришкольном участке;

  • Акция «Поможем природе», «Забота о братьях наших меньших» и др.;

  • Разведение растений и уход за ними.

Таким образом, существует множество форм, направлений и видов внеурочной работы, с помощью которых можно развивать личность ребенка, формировать его ценности, сознание. Всех их необходимо применять, потому что несут большую пользу в развитии ребенка, делают его школьную жизнь более интересной и разносторонней.



1.3. Необходимость изучения родного края



Какой же высокий смысл заложен лишь в одном коротком слове – родина. Когда его слышишь, в голове появляются разные ассоциации с ним. И для каждого человека это слово содержит в себе нечто особенное, личное, что-то общее, а так же и более значительное. Так что же такое родина?

Родина — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является; модель отношений между индивидом и обществом, между гражданином и государством, между личностью и централизованной идеологической системой, место происхождения, возникновения объекта или явления (словарь Ожегова).

Думая о родине, то сразу представляет ту прекрасную страну, в которой мы родились, связываем это понятие с насыщенной и порой трагичной историей нашей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, гордимся ее достижениями и победами, снова вспоминая историю. Мы являемся ее часть, частью этого огромного мира. Любовь эту прививают нам с детства - учителя, родные и близкие люди.

Из поколения в поколение передают рассказы, былины о великих событиях родной страны, о трудностях и легких периодах в истории. Мы слушаем песни наших земляков, читает стихи великих русских поэтов. И все это – наша история, все это – наша родина.

Наша родина — это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями. Потому, наверное, что у них есть одно общее — та страна, в которой они родились, а это уже много! Не потому ли люди, оказавшиеся в другой стране, бывают так искренне рады встретить земляка — любого, пусть далее совсем незнакомого человека из родной страны, родного города, родных мест. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды. Возможно, став старше, мы сможем более глубоко оценить, понять я полюбить нашу большую родину, нашу страну. Хотя в глубине сердца, конечно же, каждый из нас уже испытывает искреннюю любовь к своей стране. Но мне кажется, что сейчас нам намного ближе, дороже и понятнее именно наша маленькая родина — дом наших родителей, бабушек, дедушек.

Наша страна является многонациональной. Каждый регион уникален по-своему. История родного края дает возможность нам узнать о своих предках, о том, какие они были, как им жилось в тот или иной период времени. Живя, мы опираемся на установленные нашим народом традиции, порядки. Если сравнивать народы нашей страны, удивительным будет то, что все мы очень сильно отличаемся друг от друга. Но всех нас объединяет одно – все мы составляем одного государство.

Почему важно и нужно изучать историю родного края? У каждого народа своя культура. Важно изучать всю историю, но история малой родины является для нас неотъемлемой частью жизни. Изучение истории родного края необходимо для того, чтобы ты всегда мог знать причину тех или иных событий, которые происходили на его территории.
За счет знаний о прошлом, у человека формируется понятие культурности и традиций общества, в котором он живет.
Благодаря подобным знаниям, мы можем узнать о причинах дальнейшего развития общества в том или другом направлении. Откуда берет начало язык региона, религия. На чем основана экономика и какие исторические события способствовали разным изменениям в принципах и подходах населения.

Когда же изучают историю родного края в школе? Краеведение, как школьный предмет, начинается со средней школы, но не во всех учебных учреждениях оно является отдельным предметом. Чаще всего на это отводится пара часов из курса истории России. Необходимые знания можно получить и с уроков родной литературы, общей литературы, географии и ИЗО. Что же касается изучения краеведения в начальной школе, то знания можно получить при изучении таких предметов, как:

  • Окружающий мир. В программе присутствуют отдельные темы, касающиеся изучения России, с 4 класса начинается блок истории, которая затрагивает и родной край учащихся;

  • Литературное чтение. При изучении какого-либо произведения, будь то стихотворение или рассказ, обязательно знакомятся с биографией автора. Писатель может оказаться земляком учащихся, на что обязательно уделяется внимание. Таким образом, можно узнать, как в то время назывался родной город, область, что происходило на родной земле, получить ответы на другие возникшие вопросы. Бывает, что действия рассказа происходят на родине учеников (город, область, село), что несет собой определенные образы, таким образом, можно получить некое представление о «том» времени;

  • Русский язык. Нередко ученики пишут сочинения по картинам. Художником может оказаться тоже земляк, нарисовавший пейзаж с какой-либо церковью или зданием, которой уже нет. Это дает представление о том, как выглядело то или иное место в другое время;

  • ИЗО. На уроке рисования есть тема, связанная с архитектурой. При ее изучении можно показать старинные фотографии города, построить на них небольшой исторический рассказ;

  • Музыка;

  • Технология;

  • Классные часы.

Как уже говорилось, существует множество способов изучения истории родного края, и внимание к этому уделяется в школе. Получить исторические знания о своей малой родине и родине в целом можно на таких учебных предметах, как:

  • Окружающий мир;

  • Литературное чтение;

  • Русский язык;

  • ИЗО;

  • Технология;

  • Классные часы.


Изучение краеведения после начальной школы, т.е., начиная со средней, становится более конкретным, потому что этому уделяется больше внимания именно в самих уроках, появляются такие постоянные предметы, как: краеведение и история России.

В структуре учебного плана значимую роль несет внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися программы. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс.

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Таким образом, следует, что внеурочная работа - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию. 

Организация внеурочной работы с обучающимися в любом образовательном учреждении является одной из важных направлений деятельности педагогов. Занятия, помимо уроков, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

Внеклассная работа может представлять собой:

  • Исторические вечера;

  • Экскурсии;

  • Конкурсы, викторины;

  • Олимпиады;

  • Просмотр исторических фильмов;

  • Исторические кружки;

  • Написание докладов;

  • Создание проектов;

  • Выполнение творческих заданий;

  • Недели истории;

  • И др.

Таким образом, изучение родного края необходимо для того, чтобы знать хотя бы элементарные факты и памятные даты, относящиеся к малой родине, не забывать о сложностях прошлого времени и чтить предков, быть патриотом своей страны. Изучать историю родного края необходимо, и начинать это изучение нужно с начальной школы, постепенно, затрагивая самое важное, то, что должен знать каждый уважающий себя гражданин, продолжать изучение со средней школы, более подробно и выделяя конкретные исторические события по датам, фактам и т.д. В конце обучение мы получим знающего родную историю гражданина. Организация внеурочных занятий ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.