Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08. 2018 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 58 от 24.08. 2018 г. |
ПРОГРАММА
выявления и развития
творческих (филологических) способностей
обучающихся 5-11 классов
Автор - составитель:
учитель Никитина Екатерина Александровна
Пояснительная записка
Выявить творческие способности обучающихся (5-11 классов) и воспитать активной личности с гражданской позицией на основе создания благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся – основная концепция Программы выявления и развития творческих способностей обучающихся 5-11 классов.
Курс данной программы позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности обучающихся, творческой направленности, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Целевая установка: выявление и развитие творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках филологического цикла (русского языка и литературы), тематических внеклассных мероприятиях, подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, дистанционным всероссийским), подготовка участников творческих конкурсов и мероприятий, подготовка исследовательских проектов по русскому языку и литературе, активизация работы обучающихся на образовательных платформах.
Предполагаемые результаты деятельности по Программе:
развитие творческих способностей;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
3.Приказа Минобразования и науки России №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования» (в редакции от 23.06.2015 № 609).
4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
Место курса по выбору в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего и среднего общего образования.
Участники, сроки реализации Программы выявления и развития творческих способностей: обучающиеся 5-11 классов, реализация в течение 3 лет (с 2018-2019 учебного года по 2020- 2021учебный год).
Содержание
1.План реализации
Программы выявления и развития творческих
(филологических) способностей
I этап: диагностический – 2018-2019 учебный год
Целевая установка:
1) подготовка условий для создания Программы с подбором эффективных форм работы, осуществляющих реализацию программы;
2) разработка мониторингов по главным направлениям Программы.
II этап: практический – 2019 - 2020 учебный год
Целевая установка:
1) подготовка условий для развития творческих способностей обучающихся
2) разработка мониторингов по главным направлениям Программы;
3)расширение связи обучающихся и отношения с учреждениями дополнительного образования и культуры;
4) проведение мониторингов по реализации Программы;
5) вовлечение обучающихся 5-11 классов к участию в конкурсах, творческих мероприятиях.
III этап: системно-аналитический –2020 - 2021 учебный год
Целевая установка:
1) обобщение результатов по реализации Программы;
2)проведение мониторинга реализации Программы с оценкой результативности работы по данной программе.
2.Структура реализации
Программы выявления и развития творческих
(филологических) способностей
Направления программной деятельности: научно-исследовательское, диагностическое, практическое.
Инновационные методы для выявления и развития творческих способностей обучающихся: метод концентрированного и проблемного обучения, метод проекта, ИКТ – технологии, метод научно-практического исследования.
Формы выявления эффективности работы по программе:
Входная диагностика | Выяснение предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе (беседа). Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности. Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение. Проведение мероприятий состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства («Живая классика»), интеллектуальный марафон для выявления творчески способных обучающихся. |
Промежуточная диагностика | Вынесение проблемы, творческой идеи на общее обсуждение. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ). Осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей обучающихся и предупреждения снижения мотивации к обучению и творческому развитию. |
Итоговая диагностика | Мониторинг (анкета «Обратная связь» для обучающихся и родителей). Тестирование. Творческая рецензия. Количество и качество творческих работ и исследовательских проектов. |
Используемые диагностики по выявлению и развитию творческих способностей (из инновационных педагогических источников).
Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской.
Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом.
Тесты Торренса, тесты Ровена и Венгера.
Методика личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманской.
Метод индивидуального подхода Пассова Е.И., Г.А. Китайгородской.
Метод проектов Л.С.Выгодского.
3. Практическая направленность
Программы выявления и развития творческих (филологических) способностей
1. Моделирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения.
2. Развитие творческой активности в рамках предметов русский язык и литература (сознательное овладению богатством родного языка и высокий уровень развития речи), стимулирование развитие личности ученика, стремление к творчеству.
3. Формирования личностного отношения к предмету и опыта творческой деятельности.
4. Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (лингвистический эксперимент; письмо-послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).
5. Система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание, драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).
6. Проведение занятий по развитию речи (эссе, письмо, сочинение, изложение подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, автобиография, заметка, свободный диктант, творческие диктанты).
7. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе, в деятельность непрофилирующих организаций (творческое объединение, предметная неделя, конкурсы, мероприятия, литературные вечера).
8. Участие в предметных и дистанционных олимпиадах, конкурсах.
9. Организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности.
10. Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития обучающихся.