Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И.Демакова
Составитель программы: учитель начальных классов Григорчикова Светлана Анатольевна
высшая квалификационная категория
«Быть здоровым – здорово!»
Введение.
Организация работы программы, направлена на формирование у обучающихся культуры здоровья.
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Цель программы:
Формирование основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
Обогащать и углублять представления учащихся о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье; обеспечить физическое и психическое состояние ребенка.
Развивать у учащихся мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
Воспитывать ценностное отношение учащихся к здоровью, самостоятельности выполнения культурно-гигиенических навыков.
Участники программы:
Обучающиеся началь6ной школы, родители, педагоги школы, педагоги спортивных секций, методисты сельской и школьной библиотек, администрация села.
Ожидаемые конечные результаты программы:
развитие физического потенциала школьников;
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Основные направления деятельности программы по здоровьесбережению:
Медицинское направление:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
Просветительское направление:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни).
Психолого-педагогическое направление:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к
формированию здорового образа жизни учащихся;
привлечение учащихся, родителей, социума
Диагностическое направление:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
медицинский осмотр, наличие хронических заболеваний;
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Реализация основных направлений программы:
убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основные мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению
(1 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
|
1. | Режим дня – младшего школьника | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня | Сентябрь | Медицинский работник |
2. | С добрым утром (практикум) | Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, правильного питания | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Мойдодыр в гостях у нас (викторина) | Формировать гигиенические навыки | Ноябрь | Сельская библиотека |
4. | Если хочешь быть здоровым… (классный час) | Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Первая лыжня (час развлечений на прогулке) | Формировать навыки игры на улице | Январь | Учитель физкультуры |
6. | Зимние забавы (спортивный праздник) | Формировать подвижно-игровые навыки | Февраль | Спортивный тренероводитель, родители |
7. | Уроки «Чистюли» (беседа) | Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма | Март | Медицинский работникитель |
8. | Разговор о правильном питании (игра) | Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих | Апрель | Классный руководитель |
9. | Здоровыми растем (спортивный час) | Формировать навыки игровой деятельности | Май | Классный руководитель |
2 класс
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
|
1. | Вкусно и полезно (беседа о здоровой и полезной пище) | Формировать заботу о здоровье, осознать важность правильного питания | Сентябрь | Повар столовой |
2. | Сохрани себе зрение (беседа) | Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний | Октябрь | Медицинская сестра |
3. | Игры на свежем воздухе (спортивный час) | Развивать спортивные способности у детей | Ноябрь | Спортивная школа |
4. | Лыжные гонки (спортивные состязания) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Декабрь | Учитель физкультуры |
5. | Лекарственные растения и человек (экскурсия) | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений | Январь | Классный руководитель |
6. | Кулинарное путешествие.Масленица
| Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни | февраль | Дворец культуры |
Конкурс «Разговор о правильном питании» (создание проектов)
| Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | Классный руководитель, родители |
7. | Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) | Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд | Март | Сельская библиотека |
8. | Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) | Формировать навыки сбора данных и оформления проектов | Апрель-май | Классный руководитель |
3 класс
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
|
1. | Хлебушек душистый (проекты) | Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Правила поведения в столовой (занятие – практикум) | Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом | Октябрь | Классный руководитель |
Кросс «Золотая Осень» | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и | октябрь | Спортивный тренер |
3. | Это удивительное молоко (экскурсия на предприятие ) | Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов | Ноябрь | Технолог молочного цеха |
4. | Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) | Расширить знания о вреде данных продуктов | Декабрь | Классный руководитель |
5. | Ух, покатаемся! (посещение дворца спорта села, катание на коньках) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Январь | Спортивный тренер |
6. | Конкурс «Разговор о правильном питании» (создание проектов) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | Классный руководитель, родители |
«Семейная лыжная эстафета» | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и | февраль | Спортивный тренер |
7. | Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям) | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Март | Классный руководитель |
8. | День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам) Просмотр позновательного фильма | Закрепить полученные знания о правильном питании | Апрель | Дворец Культуры |
9. | В месте весело шагать (поход) | Развивать силу, сплоченность и т.д. | Май | Классный руководитель, родители |
4 класс
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
|
1. | Учусь быть здоровым (викторина -игра) | Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму | Сентябрь | Медицинский работник |
2. | Кросс «Золотая Осень» | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Октябрь | Спортивный тренер |
3. | Кулинарные обычаи (игра – путешествие) | Закрепить знания о законах здорового питания | Ноябрь | Сельская библиотека |
4. | Питание и красота (мастер класс) | Воспитывать культуру питания | Декабрь | Классный руководитель, родители |
5. | Спортивно – массовое мероприятие «Зимняя спартакиада» | Формировать стремление к здоровому образу жизни | Январь | Спортивный тренер, родители, учитель |
6. | Смотр « Строя и песни»
| Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Февраль | Спортивный тренер, родители, учитель |
Конкурс «Разговор о правильном питании» (создание проектов) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | февраль | Классный руководитель, родители |
7. | Ирменские игрища (спортивный праздник) | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Март | Классный руководитель, родители, администрация села, спорткомплекс, Д.К. |
8. | Превращение колоска (экскурсия на пекарню) | Формировать у детей привычку правильно питаться | Апрель | Классный руководитель, технолог пекарни |
9. | Велогонки | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Май | Классный руководитель, родители, учитель физкультуры |
Родительские собрания по теме: « Здоровьесбережениедетей начальной школы»:
Класс | Название |
1 класс | Соблюдение режима дня младшего школьника |
2 класс | Разговор о правильном питании |
3 класс | Секреты здоровья ребенка |
4 класс | Предупреждение вредных привычек |
| |
| |
Организация работы, направленной на формирование у обучающихся культуры здоровья.
Понимая важность сохранности здоровья своих учеников в период обучения в начальной школе, я стараюсь выбирать такие формы деятельности, которые не только укрепляют здоровье, но и приносят радость детям.
Так, например, мы с ребятами делаем зарядку каждый день в начале урока. Проводим динамические паузы, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз на протяжении урока, подвижные игры на переменах.
Каждый год мы принимаем активное участие в лыжных эстафетах и занимаем призовые места. «Семейная лыжная эстафета» – Лебедева Соня и ее родные заняли 1 место, семья Бобровской Анжелики – 3 место (2016 -2017 у.г.) . В «Зимней спартакиаде» номинация лыжная эстафета – Доронин Егор занял 1 место, Пункт Вероника – 1 место, Кромкина Вероника -1 место(2018г.). Общешкольный кросс «Золотая осень» наш отряд занял 3 место (2018г.) . Дети и родители приняли участие в празднике «Первой лыжни», праздник проводился для первоклассников. На смотре строя и песни, посвященному Дню Защитников Отечества, наш класс занял 1 место. (2016г.)
Праздник «Первой лыжни».

На протяжении нескольких лет семьи из класса принимают участие в региональном конкурсе «Разговор о правильном питании» в номинации «Конкурс семейной фотографии».
Учебный год | Номинация | Результативность |
2014-2015 | «Накрываем стол для любимого литературного героя» | 1 место в районе Моисеева Н., 2 место в районе Гаврильчева С. |
2015 -2016 | « Кулинарное путешествие во времени » | Лауреат регионального тура Говорун Кристина |
2017-2018 | «Здоровье – это здорово» | Лауреат регионального тура Доронин Егор, Семья Мусаева Артема - участие |