Пояснительная записка
Курс «Живой мир» для учащихся 5а, 5б класса позволит познакомиться с основными наиболее значимыми объектами живой природы родного края и их ролью для окружающей природы и человека как её части.
Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного обращения с объектами живой природы.
Цели курса - формирование расширенного представления о многообразии растительного и животного мира, развитие ценностно-ориентироиннного отношения к живой природе.
Задачи курса:
Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окру жающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего ж и вою и для жизни человека.
Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и что века.
Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, му им жи, живые объекты растений, грибов и животных).
Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на жскур сии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.
Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Еврейской Автономной области среди представителей растений и животных.
Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.
Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Ведущие идеи раздела:
в природе все связано со всем;
в природе все разумно;
в природе ничто не происходит напрасно;
природа нуждается в защите;
не будет природы - не будет человека.
Формы проведения занятий.
Преподавание курса в основном должно проводиться с использованием активных методов обучения. Курс «Живой мир» включает 1 лабораторную и 4 практических работы, 2 экскурсии на природу, 5 виртуальных экскурсий и 2 акции с выходом в природу. Значительная роль на занятиях отведена на постановку и разрешение проблемных вопросов. В рамках курса может проводиться урок-размышление. Развить у учащихся умение работать в коллективе поможет выполнение работы в группе и в парах.
Учитывая возрастные особенности учащихся 5-го класса, среди методов обучения широко представлены игры, конкурсы, творческие задания (дидактические игры, уроки-путешествия, биологическая гостиная, конкурсные задания и т.д.).
Формы учета знаний:
ответы учащихся на проблемные вопросы по ходу занятия;
выводы практических работ, виртуальных экскурсий;
выполнение творческих отчетов об экскурсиях и акциях в природе;
самостоятельные мини-проекты учащихся.
Результаты обучения курса (знания, умения, навыки).
Учащиеся в течение курса приобретает знания:
о практической значимости и некоторых особенностях наиболее распространенных и важных для человека групп растений и животных таких, как злаки, овощи, фрукты и ягоды, лекарственные растения, декоративные растения, сельскохозяйственные животные;
об отличительных особенностях растений и животных разных сред обитания нашей области таких, как растения леса, растения луга, растения водоема, растения степи, воздушно-наземные животные, водные животные, почвенные животные;
об охране редких растений и животных Ульяновской области и России.
2. Учащиеся в течение курса приобретают умения и навыки:
находить отличительные черты растений и животных разных экологических групп, а также объяснять предназначение этих особенностей;
самостоятельно применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными,
правильно ухаживать за сельскохозяйственными растениями и животными (что особенно важно для сельских школ);
применять на практике полезные свойства растений (съедобных, лекарственных и декоративных);
излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.
Содержание курса
Введение (1 часа)
«Живая и неживая природа вокруг нас»
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.
Экскурсия в парковую зону (пригородную зону, пришкольный участок) «Многоцветье жизни».
Тема 1. «Без растений - никуда» (3 часов)
Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые человеком. Растения, используемые в пищу: овощи, фрукты и ягоды, злаки. Витамины естественные и искусственные. Правильное питание.
Лекарственные, декоративные и комнатные растения.
Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Еврейской Автономной области.
Практическая работа № 1 «Сотвори красоту сам». Изучение декоративных растений, составление цветочных композиций, икебана.
Практическая работа № 2 «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями».
Практическая работа № 3 «Размножение комнатных растений».
Тема 2. «Растения - наши зеленые соседи по планете» (3часов)
Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные особенности растений леса, луга, водоема, степи, пустыни. Основные представители этих групп (на примере 5-6 растений). Климатические зоны Еврейской Автономной области, преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений ЕАО.
Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений).
Виртуальная экскурсия. №2 «Изучение растений луга».
Виртуальная экскурсия №3 «Изучение растений водоема».
Тема 3. «Эти удивительные грибы» (4 часа)
Съедобные и несъедобные грибы ЕАО. Правила сбора грибов. Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик). Полезные и опасные грибы. Многообразие грибов, их значение для человека.
Урок-путешествие «Собирай грибы правильно!»
Тема 4. «Животные вокруг нас» (4 часов)
Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания. Наиболее важные представители этих групп животных ЕАО. Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные). Отличие диких и домашних животных Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными и домашними животными. Редкие и исчезающие животные. Красная книга животных ЕАО.
Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе».
Урок-путешествие «Водный животный мир».
Урок-путешествие «Мир подземной жизни».
Урок-размышление «Дикие и домашние животные: похожи или нет?».
Учебный план
ВЭ1 - виртуальная экскурсия, если нет возможности организовать экскурсию в природу.
Тема | количество часов | Экскурсии | Лабора торные работы | Практиче ские работы |
Введение | 1 | 1 | | |
Тема 1 «Без растений - никуда» | 3 | | 1 | 3 |
Тема 2 «Растения - наши зеленые соседи по планете» | 3 | 4 (ВЭ1) | | - |
Тема 3 «Эти удивительные грибы» | 4 | | | |
Тема 4 «Животные вокруг нас» | 4 | 1 + 1 (ВЭ) | | 1 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Учащиеся должны знать:
• строение и особенности жизнедеятельности грибов, бактерий, лишайников
• о современных проблемах охраны природы;
• о современном состоянии растительного мира;
• о мониторинге окружающей среды;
• об особенностях экологической обстановки в ЕАО;
• о воздействии живых систем (бактерий, грибов, лишайников) на здоровье человека;
• о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
• съедобные лекарственные ядовитые растения ЕАО;
Учащиеся должны уметь:
• определять состояние окружающей среды методами биоиндикадии;
• выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды
• вести наблюдения в природе;
• осуществлять исследовательскую деятельность;
• фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
• определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
• оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями или грибами;
• ухаживать за комнатными растениями;
• работать с дополнительной литературой;
• обрабатывать статистические данные.
Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:
• создание информационных стендов;
• создание и реализация экологических проектов;
• просветительская деятельность среди школьников:
• участие в областных, городских, районных акциях
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Основные понятия | Методы и формы урока | Формы контроля | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
1 | «Живая и неживая природа вокруг нас». | Признаки живой и неживой природы. Жизнь. Растения, животные, грибы. Охрана живых объектов. | Эвристическая беседа, заполнение таблицы, работа с наглядным материалом. Демонстрация рисунков, кино- и видеопродукции. Дидактическая игра «Отгадай, кто?» | Ответы на проблемные вопросы, заполнение таблицы «Сравнение живых и неживых объектов». | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) | Знать: признаки живого, его отличие от неживого; о необходимости охраны живых объектов. |
2 | «Такие необходимые растения». | Сельскохозяйственные, пищевые, технические. декоративные растения. | Проблемные вопросы, эвристическая беседа. Демонстрация рисунков, кино- и видеопродукции. Решение познавательных задач.- | Ответы на проблемные вопросы, задание «За- кончи фразу». | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Уметь пояснить значение растений в природе и жизни человека. Знать практически важные для человека группы растений |
3 | Изучение особенностей и многообразия овощей. «Во саду ли в огороде». | Овощи и овощные культуры, почва, сорт, уход, насекомые-вредители. | Наблюдение, сравнение, демонстрация объектов, проблемные вопросы, работа в группах (изучение овощной культуры), заполнение таблицы «К нам на огород со всех земель». | Заполнение таблицы, отчет о работе каждой группы. Обсуждение проблемных вопросов. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Знать: особенности внешнего вида, произрастания овощных культур, их виды и продукты из них; овощные культуры ЕАО |
4 | Изучение особенностей и многообразия декоративных растений. Практическая работа №1«Сотвори красоту сам». | 4-5 видов декоративных растений. Клумбы, альпийские горки, цветник, искусство икебаны. Дизайн, интерьер. | Эвристическая беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, групповая деловая игра «Моя профессия - дизайнер». | Отчет о работе групп. Выполнение заданий со свободным ответом. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Знать особенности произрастания различных декоративных культур. Уметь правильно составлять букеты, икебаны. |
4 | Особенности различных мест произрастания растений (географические, климатические). | Лес, луг, поле, водоем, степь, полупустыня и пустыня. | Рассказ, демонстрация, постановка проблемных вопросов, заполнение таблицы «Есть ли у растения свой дом?». | Заполнение таблицы, работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. |
5 | Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений леса». | Растения-фитонциды, производство кислорода, защита от опустынивания и развития оврагов. Деревья, кустарники, травы. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы, Самостоятельные выступления учащихся. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. |
6 | Виртуальная экскурсия №2 «Изучение растений луга». | Особенности растений луга и поля. Отличие луга и поля. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. |
7-8 | Многообразие грибов. | | Гриб, грибница, микориза, споры, мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик. Грибы-паразиты. | Эвристическая беседа, объяснение, демонстрация, биологическая сказка «Разнообразие грибов», самостоятельная работа с литературой, с набором открыток. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, отчет о работе каждой группы, ответы на проблемные вопросы. | Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. | Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию |
9-10 | Урок-путешествие «Собирай грибы правильно!». | Съедобные и ядовитые грибы; пищевое отравление. | Беседа, объяснение, демонстрация, обсуждение мини-проектов, групповая деловая игра: «Я - грибник- профессионал». | Работа с наглядным материалом, самостоятельная работа учащихся (доклады). | Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. | Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. |
11 | Акция «Помоги птицам!» с выходом на природу. | Перелетные, кочующие птицы. Снегири, клесты. | Урок-эврика. | Изучение способов строения кормушек, птичьих домиков, скворечников. Самостоятельная работа в группе. | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Овладение основами проектной деятельности, умение структурировать материал, сравнивать, делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение согласовывать позиции в ходе групповой и коллективной деятельности, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы для достижения общей учебной и познавательной цели. |
12 | Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе». | Особенности животных наземновоздушной среды. Птицы, насекомые, рептилии, звери. | Рассказ, демонстрация, обсуждение мини-проектов учащихся, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. |
13-14 | У рок-путешествие «Водный животный мир». | Особенности животных водной среды. Рыбы, водоплавающие птицы, земноводные, водные животные. | Рассказ, демонстрация, обсуждение мини-проектов учащихся, постановка проблемных вопросов. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. |
15-17 | Урок-путешествие «Мир подземной жизни» (изучение животных почвы). | Особенности животных почвенной среды. Черви, моллюски, почвенные насекомые и млекопитающие. | Рассказ, демонстрация, обсуждение минипроектов учащихся, постановка проблемных вопросов. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Литература для учителя
Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
Глебова, В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова,
Н.В. Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 60 с.
Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981.- 126 с.
Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.-224 с.
Люнькова, И.М. О чем поведали названия растений (лекарственные растения) / И.М. Люнькова; под ред. Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992. - 145 с.
Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л.П. Молодова. - Мн.: ООО «Асар» - 2004. - 512 с.
Особоохраняемые территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом печати, 1997. - 184 с.
Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-С. 25-34.
Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992,- 96 с.
Шорыгина, Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 48 с.
Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 88 с.
Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи») / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 72 с.
Пономарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайникики. б класс [Текст]: методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии [Текст] / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003. -. .1Ча27-28.
Литература для учащихся
Бровкина, Е.Т. Атлас родной природы. Животные водоемов и побережий: учебное пособие для школьников младших и средних классов / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 с.
Бровкина, Е.Т. Рыбы наших водоемов (Твой первый атлас- определитель) / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.
Былова, А.М. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / А.М. Былова, Н.И. Шорина; под ред.
Н.М. Черновой. - М.: Вентанна-Графф, 2002. - 224 с.
Карпатова, Н.Н. Комнатные растения в интерьере / Н.Н. Карпатова. - М: Издательство Московского Университета, 1989. - 187 с.
Кивотов, С.А. Юному садоводу / С.А. Кивотов. М.: Детская литература, 1977. - 175 с.
Козлова, Т.А. Растения водоема (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005. - 63 с.
Козлова, Т.А. Растения луга (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2004. - 64 с.
Миловидова, И.В. Цветы вокруг нас / И.В. Миловидова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986. - 158 с.
Небесный, С.И. Юным овощеводам / С.И. Небесный. - М.: Детская литература, 1988. - 94 с.
Акимушкин И.И Занимательная. биология [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Молодая гвардия, 1972. —304 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночныё и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004. — 234с.
. Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) [Текст]/ И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004. 318 с
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004. —213 с.
Акимушкин И. И Невидимые нити природы [Текст] / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 200. 142 с
. Верзилин ИМ. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.
Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст] / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология [Текст]. — М.: Аванта+, 1996.
Красная книга ЕАО [Текст] / под науч. ред. Биолога Раддее;
Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В.С. Рохлов, В.А. Теремов, Р.А. Петросова. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.-432 с.
Мультимедийная Поддержка курса
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. б класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма х1 С», Издательский центр Вентана-Граф, 2007.
2. Биология. Животные. 7. класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр Вентала-Граф, 2007