СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы "Живой мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для обучающихся 5 классов в качестве внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы "Живой мир"»



Пояснительная записка

Курс «Живой мир» для учащихся 5а, 5б класса позволит познакомиться с основными наиболее значимыми объектами живой природы родного края и их ролью для окружающей природы и человека как её части.

Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного обращения с объектами живой природы.


Цели курса - формирование расширенного представления о многообразии растительного и животного мира, развитие ценностно-ориентироиннного отношения к живой природе.


Задачи курса:


  1. Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окру жающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего ж и вою и для жизни человека.

  2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и что века.

  3. Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, му им жи, живые объекты растений, грибов и животных).

  4. Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на жскур сии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.

  5. Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Еврейской Автономной области среди представителей растений и животных.

  6. Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.

  7. Способствовать развитию необходимых практических навыков гра­мотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.

  8. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.


Ведущие идеи раздела:

  • в природе все связано со всем;

  • в природе все разумно;

  • в природе ничто не происходит напрасно;

  • природа нуждается в защите;

  • не будет природы - не будет человека.


Формы проведения занятий.


Преподавание курса в основном должно проводиться с использованием активных методов обучения. Курс «Живой мир» включает 1 ла­бораторную и 4 практических работы, 2 экскурсии на природу, 5 виртуаль­ных экскурсий и 2 акции с выходом в природу. Значительная роль на заняти­ях отведена на постановку и разрешение проблемных вопросов. В рамках курса может проводиться урок-размышление. Развить у учащихся умение ра­ботать в коллективе поможет выполнение работы в группе и в парах.

Учитывая возрастные особенности учащихся 5-го класса, среди мето­дов обучения широко представлены игры, конкурсы, творческие задания (ди­дактические игры, уроки-путешествия, биологическая гостиная, конкурсные задания и т.д.).


Формы учета знаний:

  • ответы учащихся на проблемные вопросы по ходу занятия;

  • выводы практических работ, виртуальных экскурсий;

  • выполнение творческих отчетов об экскурсиях и акциях в природе;

  • самостоятельные мини-проекты учащихся.


Результаты обучения курса (знания, умения, навыки).


  1. Учащиеся в течение курса приобретает знания:

  • о практической значимости и некоторых особенностях наиболее рас­пространенных и важных для человека групп растений и животных таких, как злаки, овощи, фрукты и ягоды, лекарственные растения, декоративные растения, сельскохозяйственные животные;

  • об отличительных особенностях растений и животных разных сред обитания нашей области таких, как растения леса, растения луга, растения водоема, растения степи, воздушно-наземные животные, водные животные, почвенные животные;

  • об охране редких растений и животных Ульяновской области и России.


2. Учащиеся в течение курса приобретают умения и навыки:

  • находить отличительные черты растений и животных разных экологических групп, а также объяснять предназначение этих особенностей;

  • самостоятельно применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными,

  • правильно ухаживать за сельскохозяйственными растениями и животными (что особенно важно для сельских школ);

  • применять на практике полезные свойства растений (съедобных, лекарственных и декоративных);

  • излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.



Содержание курса


Введение (1 часа)

«Живая и неживая природа вокруг нас»

Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.

Экскурсия в парковую зону (пригородную зону, пришкольный участок) «Многоцветье жизни».

Тема 1. «Без растений - никуда» (3 часов)

Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые человеком. Растения, используемые в пищу: овощи, фрукты и ягоды, злаки. Витамины естественные и искусственные. Правильное питание.

Лекарственные, декоративные и комнатные растения.

Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Еврейской Автономной области.

Практическая работа № 1 «Сотвори красоту сам». Изучение декора­тивных растений, составление цветочных композиций, икебана.

Практическая работа № 2 «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями».

Практическая работа № 3 «Размножение комнатных растений».

Тема 2. «Растения - наши зеленые соседи по планете» (3часов)

Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные особенности растений леса, луга, водоема, степи, пустыни. Основные представители этих групп (на примере 5-6 растений). Климатиче­ские зоны Еврейской Автономной области, преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений ЕАО.

Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений леса» (на примере 5- 6 растений).

Виртуальная экскурсия. №2 «Изучение растений луга».

Виртуальная экскурсия №3 «Изучение растений водоема».

Тема 3. «Эти удивительные грибы» (4 часа)

Съедобные и несъедобные грибы ЕАО. Правила сбора грибов. Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик). Полезные и опасные грибы. Многообразие грибов, их значение для человека.

Урок-путешествие «Собирай грибы правильно!»

Тема 4. «Животные вокруг нас» (4 часов)

Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания. Наиболее важные представители этих групп живот­ных ЕАО. Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные). Отличие диких и домашних животных Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными и домашними жи­вотными. Редкие и исчезающие животные. Красная книга животных ЕАО.

Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе».

Урок-путешествие «Водный животный мир».

Урок-путешествие «Мир подземной жизни».

Урок-размышление «Дикие и домашние животные: похожи или нет?».

Учебный план

ВЭ1 - виртуальная экскурсия, если нет возможности организовать экскурсию в природу.


Тема

количество

часов

Экскурсии

Лабора­

торные

работы

Практиче­

ские

работы

Введение

1

1



Тема 1 «Без растений - никуда»

3


1

3

Тема 2 «Растения - наши зеленые соседи по планете»

3

4 (ВЭ1)


-

Тема 3 «Эти удиви­тельные грибы»

4




Тема 4 «Животные во­круг нас»

4

1 + 1 (ВЭ)


1



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


Учащиеся должны знать:

• строение и особенности жизнедеятельности грибов, бактерий, лишайников

• о современных проблемах охраны природы;

• о современном состоянии растительного мира;

• о мониторинге окружающей среды;

• об особенностях экологической обстановки в ЕАО;

• о воздействии живых систем (бактерий, грибов, лишайников) на здоровье человека;

• о мерах по укреплению и сохранению здоровья;

• съедобные лекарственные ядовитые растения ЕАО;


Учащиеся должны уметь:

• определять состояние окружающей среды методами биоиндикадии;

• выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды

• вести наблюдения в природе;

• осуществлять исследовательскую деятельность;

• фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;

• определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;

• оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями или грибами;

• ухаживать за комнатными растениями;

• работать с дополнительной литературой;

• обрабатывать статистические данные.


Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:

• создание информационных стендов;

• создание и реализация экологических проектов;

• просветительская деятельность среди школьников:

• участие в областных, городских, районных акциях

Тематическое планирование


Тема урока

Основные поня­тия

Методы и формы урока

Формы контроля

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

«Живая и не­живая природа вокруг нас».

Признаки живой и неживой при­роды. Жизнь. Растения, жи­вотные, грибы. Охрана живых объектов.

Эвристическая бе­седа, заполнение таблицы, работа с наглядным мате­риалом. Демонст­рация рисунков, кино- и видеопро­дукции. Дидакти­ческая игра «Отга­дай, кто?»

Ответы на проблемные вопросы,

заполнение

таблицы

«Сравнение

живых и

неживых

объектов».

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

Знать:

признаки жи­вого, его отли­чие от неживо­го;

о необходи­мости охраны живых объек­тов.

2


«Такие необ­ходимые рас­тения».

Сельскохозяй­ственные, пи­щевые, техни­ческие. декоративные расте­ния.

Проблемные во­просы, эвристиче­ская беседа. Де­монстрация рисунков, кино- и видео­продукции. Реше­ние познаватель­ных задач.-

Ответы на проблемные вопросы, задание «За- кончи фра­зу».

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам.

Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Уметь пояснить значение расте­ний в природе и

жизни человека. Знать практи­чески важные для человека группы расте­ний

3

Изучение осо­бенностей и многообразия овощей. «Во саду ли в ого­роде».

Овощи и овощ­ные культуры, почва, сорт, уход, насеко­мые-вредители.

Наблюдение, срав­нение, демонстра­ция объектов, про­блемные вопросы, работа в группах (изучение овощной культуры), запол­нение таблицы «К нам на огород со всех земель».

Заполнение таблицы, отчет о ра­боте каждой группы. Об­суждение проблемных вопросов.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам.

Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Знать: особенности внешнего вида, произрастания овощных куль­тур, их виды и продукты из них;

овощные куль­туры ЕАО

4

Изучение осо­бенностей и многообразия декоративных растений. Практическая работа №1«Сотвори кра­соту сам».

4-5 видов деко­ративных рас­тений.

Клумбы, аль­пийские горки, цветник, искус­ство икебаны. Дизайн, интерь­ер.

Эвристическая бе­седа, объяснение, демонстрация, са­мостоятельная ра­бота с литературой, групповая деловая игра «Моя профес­сия - дизайнер».

Отчет о ра­боте групп. Выполнение заданий со свободным ответом.


Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам.

Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Знать особен­ности произра­стания различ­ных декоратив­ных культур. Уметь правиль­но составлять букеты, икеба­ны.

4

Особенности различных мест произра­стания расте­ний (геогра­фические, климатиче­ские).

Лес, луг, поле, водоем, степь, полупустыня и пустыня.

Рассказ, демон­страция, поста­новка проблем­ных вопросов, заполнение таб­лицы «Есть ли у растения свой дом?».

Заполнение таблицы, рабо­та с наглядным материалом, работа в груп­пах, ответы на проблемные вопросы.

Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.

5

Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений ле­са».

Растения-фи­тонциды, про­изводство ки­слорода, защи­та от опусты­нивания и раз­вития оврагов. Деревья, кус­тарники, травы.

Рассказ, демон­страция, обсуж­дение докладов, постановка про­блемных вопро­сов. Мультиме­дийная презен­тация.

Работа с на­глядным мате­риалом, работа в группах, от­веты на про­блемные во­просы, Само­стоятельные выступления учащихся.

Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.

6

Виртуальная экскурсия №2 «Изучение растений лу­га».

Особенности растений луга и поля. Отличие луга и поля.

Рассказ, демон­страция, обсуж­дение докладов, постановка про­блемных вопро­сов. Мультиме­дийная презен­тация.

Работа с нагляд­ным материа­лом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Само­стоятельные вы­ступления уча­щихся.

Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.

7-8

Многообразие

грибов.


Гриб, грибни­ца, микориза, споры, мукор, пеницилл, дрожжи, труто­вик. Грибы-па­разиты.

Эвристическая беседа, объясне­ние, демонстра­ция, биологиче­ская сказка «Разнообразие грибов», само­стоятельная ра­бота с литерату­рой, с набором открыток.

Работа с нагляд­ным материа­лом, работа в группах, отчет о работе каждой группы, ответы на проблемные вопросы.

Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.

Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию

9-10

Урок-путеше­ствие «Соби­рай грибы правильно!».

Съедобные и ядовитые гри­бы; пищевое отравление.

Беседа, объясне­ние, демонстра­ция, обсуждение мини-проектов, групповая дело­вая игра: «Я - грибник- профессионал».

Работа с нагляд­ным материа­лом, самостоя­тельная работа учащихся (док­лады).

Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.

11

Акция «Помо­ги птицам!» с выходом на природу.

Перелетные, ко­чующие птицы. Снегири, кле­сты.

Урок-эврика.

Изучение спо­собов строения кормушек, птичьих доми­ков, сквореч­ников. Само­стоятельная работа в груп­пе.

Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.

Овладение основами проектной деятельности, умение структурировать материал, сравнивать, делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение согласовывать позиции в ходе групповой и коллективной деятельности, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы для достижения общей учебной и познавательной цели.

12

Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воз­духе».

Особенности животных на­земно­воздушной сре­ды. Птицы, на­секомые, репти­лии, звери.

Рассказ, демонст­рация, обсужде­ние мини-проек­тов учащихся, по­становка про­блемных вопро­сов. Мультиме­дийная презента­ция.

Работа с на­глядным мате­риалом, работа в группах, от­веты на про­блемные во­просы. Груп­повая защита мини-проекта.

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

13-14

У рок-путеше­ствие «Вод­ный животный мир».

Особенности животных вод­ной среды. Ры­бы, водопла­вающие птицы, земноводные, водные живот­ные.

Рассказ, демонст­рация, обсужде­ние мини-проек­тов учащихся, по­становка про­блемных вопро­сов.

Работа с на­глядным мате­риалом, работа в группах, от­веты на про­блемные во­просы. Груп­повая защита мини-проекта.

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

15-17

Урок-путеше­ствие «Мир подземной жизни» (из­учение живот­ных почвы).

Особенности животных поч­венной среды. Черви, моллю­ски, почвенные насекомые и млекопитаю­щие.

Рассказ, демонст­рация, обсужде­ние мини­проектов уча­щихся, постанов­ка проблемных вопросов.

Работа с на­глядным мате­риалом, работа в группах, от­веты на про­блемные во­просы. Груп­повая защита мини-проекта.

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.




ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


1. Литература для учителя

  1. Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зай­цева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.

  2. Глебова, В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова,

Н.В. Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 60 с.

  1. Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Про­свещение, 1981.- 126 с.

  2. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бакте­рии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.-224 с.

  3. Люнькова, И.М. О чем поведали названия растений (лекарственные растения) / И.М. Люнькова; под ред. Л.П. Анастасовой. - М.: Институт обще­го образования МО РФ, 1992. - 145 с.

  4. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспи­танию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л.П. Молодова. - Мн.: ООО «Асар» - 2004. - 512 с.

  5. Особоохраняемые территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом печати, 1997. - 184 с.

  6. Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-С. 25-34.

  7. Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992,- 96 с.

  8. Шорыгина, Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гуверне­ров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шоры­гина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 48 с.

  9. Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шо­рыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 88 с.

  10. Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей (Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи») / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 72 с.

  11. Пономарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайникики. б класс [Текст]: методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.

  12. Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии [Текст] / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003. -. .1Ча27-28.

Литература для учащихся

  1. Бровкина, Е.Т. Атлас родной природы. Животные водоемов и побе­режий: учебное пособие для школьников младших и средних классов / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 с.

  2. Бровкина, Е.Т. Рыбы наших водоемов (Твой первый атлас- определитель) / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

  3. Былова, А.М. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / А.М. Былова, Н.И. Шорина; под ред.

Н.М. Черновой. - М.: Вентанна-Графф, 2002. - 224 с.

  1. Карпатова, Н.Н. Комнатные растения в интерьере / Н.Н. Карпатова. - М: Издательство Московского Университета, 1989. - 187 с.

  2. Кивотов, С.А. Юному садоводу / С.А. Кивотов. М.: Детская лите­ратура, 1977. - 175 с.

  3. Козлова, Т.А. Растения водоема (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005. - 63 с.

  4. Козлова, Т.А. Растения луга (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

  5. Миловидова, И.В. Цветы вокруг нас / И.В. Миловидова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986. - 158 с.

  6. Небесный, С.И. Юным овощеводам / С.И. Небесный. - М.: Детская литература, 1988. - 94 с.

  7. Акимушкин И.И Занимательная. биология [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Молодая гвардия, 1972. —304 с.

  8. Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночныё и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004. — 234с.

  9. . Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) [Текст]/ И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004. 318 с

  10. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004. —213 с.

  11. Акимушкин И. И Невидимые нити природы [Текст] / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 200. 142 с

  12. . Верзилин ИМ. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.

  13. Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст] / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология [Текст]. — М.: Аванта+, 1996.

  14. Красная книга ЕАО [Текст] / под науч. ред. Биолога Раддее;

  15. Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учите­лей и родителей / В.С. Рохлов, В.А. Теремов, Р.А. Петросова. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.-432 с.


Мультимедийная Поддержка курса

1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. б класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма х1 С», Издательский центр Вентана-Граф, 2007.

2. Биология. Животные. 7. класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр Вентала-Граф, 2007