СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания «Инклюзивное образование. Его проблемы и перспективы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собрание- практикум  для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания «Инклюзивное образование. Его проблемы и перспективы»»

Разработка родительского собрания

«Инклюзивное образование. Его проблемы и перспективы»


Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования, повышение педагогической культуры родителей.


Задачи:

- ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование», «толерантность»;

- ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования;

- сплочение родительского коллектива;

- побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.


Эпиграф:

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.

Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.

Джек Лондон




Ход собрания:

1.Вступительное слово учителя:

        Добрый вечер, уважаемые родители!

Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме.

         Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

         В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ,  расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования.

Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире.

Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит своё время с ровесниками во дворе, что он пойдёт не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной школе, а в обычной.

Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Что же такое инклюзивное образование? Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.


Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.


Для нас это очень актуально, так как к нам в класс пришли дети со статусом ОВЗ.


2.Выступление психолога


В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие )

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с задержкой психического развития и др. )

Существуют разные причины, по которым не общаемся или не дружим с некоторыми людьми. Непонимание друг друга, личная неприязнь, недоверие. Но мы встречаем других людей, понимающих и приятных нам, и забываем о случайных неудачах в общении. Эти неудачи добавляют нам житейского опыта, но не приносят никаких особых трудностей в нашу личную жизнь.

Трудности возникают тогда, когда по какой-то, не зависящей от нас причине, очень многие люди вокруг не понимают нас, не доверяют нам, считают, что нам не нужно их общество.

Дети с ограниченными возможностями, о которых я говорила только что, сталкиваются с такими трудностями.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.



Видео «Незнакомые дети» (1 часть)

(Фильм о детях с особыми потребностями и о проблемах, с которыми сталкиваются родители в начале пути. В роли девочки с куклой Ирина Силина)

Незнакомые дети. Часть 1 — Видео (vk.com)


Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого – содействует развитию толерантности.

Дети, которые по разным причинам долгое время остаются для окружающих незнакомыми, особенно сильно нуждаются в таком знакомстве. От того как, когда и на каких условиях состоится это знакомство, зависит сможет ли ребёнок с ограниченными возможностями получить полезное для себя образование и, вырастая сможет ли стать всё более самостоятельным и уверенным в своём счастливом будущем.


3. Практическая часть (логопед)


1-й стол (зрение)


Игра «Закрой глаза» (карандаши красные и зелёные). Вот с такими трудностями сталкиваются незрячие люди. Какую помощь вы могли бы оказать незрячим людям?

Книга «Познакомься – другом стань!» Прочитать с помощью шрифта Брайля короткое слово в книжке. ( Это дерево)


2-й стол (ОНР)


Игра «узнай новость». Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное. (Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваши действия.)

Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?


3-й стол (ОДА)

Упражнение «Собери снежки». Прижать одну руку к телу и согнуть в колене одну ногу. В таком положении попытаться собрать с пола как можно больше снежков.

Родители делятся впечатлениями после своих действий.


Слово учителя

Уважаемые родители! В начале нашего разговора мы говорили о том, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, что мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все эти качества в своих детях вы можете воспитать только своим добрым примером. Помните, что дети – это зеркало отношений и характеров родителей.

Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете? (примеры родителей) Если обобщить все ваши ответы, можно получить вот такую чудесную ромашку.

Конечно же, если в детях не привиты и не воспитаны такие жизненные принципы, то ни о каком инклюзивном образовании не может быть и речи. Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования.

Если мы хотим воспитать толерантного ребёнка, то вы, родители, сами должны толерантно относиться к нему. И тогда ребёнок с инвалидностью, обучающийся в обычном классе, никогда не почувствует себя ненужным.

И ещё хочу обратить ваше внимание на одну вещь. Перед Богом мы все равны. Никто не застрахован от родовой травмы, наезда пьяного водителя, генетического заболевания и т.д. Каждый из нас может в любой момент оказаться на месте той семьи, в которой есть человек с ограниченными возможностями, столкнуться с их проблемами. Пожалуйста, помните об этом!

Так, если ваш ребёнок получит опыт толерантности в семье по отношению к нему самому, вы поможете своему ребёнку быть толерантным к другим, в том числе к детям с ОВЗ


Чтобы подвести итог нашему разговору, предлагаем вам заполнить тест и оценить наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь изменить характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

Но перед тестом я предлагаю посмотреть фрагмент х/ф «Лунный ребёнок», снятого на основе реальных событий о жизни итальянского физика-ядерщика Фульвио Фризоне.

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.


5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Результаты:

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.(ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.


(слайд ) Рекомендации родителям о толерантном воспитании детей.


Заключительное слово учителя


Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать: (слайд)

В моей семье все

терпимые и терпеливые

здоровые и добрые

уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга

окружающие друг друга заботой

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,

успешные, независимые, счастливые


Рефлексия деятельности.

- Заканчивая сегодняшнее собрание, хочется сказать большое спасибо всем участникам. Хочу напомнить, что ведущую роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослым, и именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями – должны установиться дружеские, тёплые взаимоотношения. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага!



Приложение

Закономерности воспитания детей:

Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Принципы воспитания толерантности:

1. Важно слушать и слышать своего ребёнка, считаться с его мнением.

2. Не обижайте его.

3. Договаривайтесь с ребёнком без ссор и конфликтов.

4. Принимайте и любите его таким, каков он есть.

5. Умейте прощать обиды и просить прощения у ребёнка.

Памятка родителям:

«Как оказать ребёнку психологическую поддержку в любой ситуации».

Родители должны оказывать ребёнку поддержку в любых ситуациях.

1. Проводите больше времени с ним.

2. Демонстрируйте ему свою любовь и уважение.

3. Принимайте его индивидуальность.

4. Проявляйте веру в него, сочувствие.

5. Опирайтесь на сильные его стороны.

6. Показывайте, что вы всегда им довольны.

7. Разбейте большие задания на более мелкие, чтобы он справился.

8. Внесите юмор в ваши взаимоотношения.

9. Позвольте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Умейте взаимодействовать друг с другом, как команда.

11. Не подчёркивайте его промахи.

12. Демонстрируйте оптимизм в момент неудачи.