СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в 1 классе во втором полугодие.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания.»

Родительское собрание в 1 классе

Тема « Оценка. Отметка. Как к ней относиться?»

Цель:  Формирование у родителей понятия об особенностях суммативного оценивания и функциях системы оценивания в учебном процессе.

Критерии:

- понимают особенности суммативного оценивания и его преимущества;

- делают выводы о значении оценки.

Оборудование: презентация, рабочие листы, памятки для родителей.


Ход собрания.

  1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители! 

Наступил новый этап в учебной деятельности первоклассников, с 3 четверти ваши дети будут получать отметку за достигнутые результаты в обучении. 

Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждет этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок наоборот не справится с возложенными на него надеждами.

Именно поэтому, сегодня наша встреча посвящена теме «Оценка. Отметка. Как к ней относиться?».

(Слайд 1)
Эпиграф: «Измени мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них». Марк Аврелий.

(Слайд 2)


2. Основная часть
Упражнение 1.

Перед вами известная картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Попробуйте озвучить данную картину с позиции сегодняшнего дня.

(Слайд 3)

(Заслушиваются несколько вариантов «озвучивания»)


А теперь перенеситесь мысленно в первый класс, ощутите вновь себя школьниками и вспомните свою первую пятёрку или двойку.

-Какие чувства вызывает это воспоминание?

-Как вы думаете, чем вызваны эти чувства?

-Как отреагировали родители на эти отметки?

-Какие чувства вызывает воспоминание о радости или огорчении родителей?

За последнее десятилетие изменилось не только содержание школьного образования, то есть набор тех знаний и умений , которые должен усвоить

ребёнок, но изменилась и сама цель обучения. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребёнку определённую сумму знаний , умений и навыков, а сформировать такие умения , которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.

В казахстанских школах применяется пятибалльное оценивание, то есть ученику выставляется определённый балл за его работу – отметка.

(Слайд 4 - 5)


Упражнение 2.

  1. Выполните предложенные задания (Приложение 1)

(Слайд 6)

  1. Оцените выполненные задания другой группы по предложенным критериям традиционной системы оценивания (Приложение 2)

  2. Согласны ли вы с выставленной вам отметкой? Почему?


К сожалению, психологами и педагогами доказано, что традиционная пятибалльная система оценивания несёт в себе ряд недостатков. Отметка не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка такого важного для дальнейшей учёбы качества, как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что ещё узнать.

(Слайд 7):

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он - добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый…Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» В.А.Сухомлинский.


Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей? 

Большинство неудач бывает не только от того, что не принимаются во внимание чувства и эмоции ребёнка, но и от незнания критериев оценивания знаний.

Попробуем найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно, знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?

(Слайд 8)

Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс. 

В последние годы учёнными и педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы повышению учебной мотивации и самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное (формативное) оценивание введено нормативно в первом полугодии в 1 классе и вы уже с ним знакомы.

- Какая цель стоит перед формативным оцениванием?

- Какую помощь оказала обратная связь при формативном оценивании вам и вашему ребенку?

Часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую, и родители недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой.

Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний учащихся, представленные в суммативном оценивании.

(Слайды 9 -15 )

Упражнение 3

Родителям в группах предлагается проверить выполненное ребенком задание, используя критерии традиционной и суммативной систем оценивания (Приложение 3)

(Слайд 16 )

- Какая оценка, на ваш взгляд, является объективной?

- На какие особенности суммативного оценивания вы обратили особое внимание?

- Как вы можете использовать результаты суммативного оценивания?


Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. 

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.

Поэтому отметки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. 

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?» 

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. 

Раздать памятку для родителей "Как относиться к отметкам ребёнка?"

Притча «Трещина в кувшине» 

Жила-была пожилая китайская женщина, у нее было два больших кувшина. Они свешивались по сторонам коромысла на ее плечах. У одного из них была трещина, в то время, как второй был безупречным и вмещал полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.

Безупречно целый кувшин был бесконечно горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может выполнять свою работу только наполовину. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в собственной никчемности, кувшин обратился к старой женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома течет вода.

Старая женщина усмехнулась: - Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. 

Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы честь нашему дому. 

У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.


Сегодня мы вместе попробовали найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?

Акцентируйте своё внимание на успехах ребёнка, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться - все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.


Рефлексия

Для меня очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече, предлагаю вам заполнить анкету.
(Слайд 17)
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная 
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная 
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная 
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет б) едва ли в) да










Приложение 1.

Выполните задания:


Задание 1

Расположите числа в порядке возрастания.

1, 7, 4, 11, 2, 18, 13, 9, 16.

_______________________


Задание 2

Сравните:

3 см 8 см 5 л 12 л 17 кг 19 кг


Задание 3

Составьте взаимообратные выражения.

c + k = b

_____________

_____________


Задание 4

Решите задачу удобным способом.

В магазин привезли 9 мешков муки. В первый день продали 3 мешка, а во второй день – 4 мешка. Сколько мешков муки осталось в магазине?



























Приложение 2. Критерии выставления отметок в традиционной системе оценивания


«5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») – очень низкий уровень выполнения требований: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.



























Приложение 3. Сравнение критериев традиционной и суммативной системы оценивания


Задания

  1. Сравните числа.

5 9 12 10 20 8


  1. Найдите значение выражений.

10 – 4 + 2 = 8 10 – (4+2) = 8


  1. Запишите выражение, используя переместительное свойство сложения. Найдите его значение.

3 + 7 = 7 + 3 = 10


  1. Решите задачу.

У Димы было 8 конфет, 3 из них он отдал сестре. Сколько конфет

осталось?

  1. 8 – 3 = 6 (к.)

Ответ: 6 конфет осталось




Критерии традиционной системы оценивания

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки;

«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки;

«2» - допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.











Критерии суммативного оценивания


№ задания

ответ

балл

1

1

1

1

2

8

1

4

1

3

7+3=10

1

4

Было – 8 к.

Отдал – 3 к.

Осталось - ?

1

8 – 3 = 5 (к.)

1

Ответ: 5 конфет осталось

1

Итого


9



0 % = «1»

1-20% = «2»

21-50% = «3»

51-80% = «4»

81-100% = «5»


Приложение 4. Анкета обратной связи


1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная 
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная 
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная 
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет

б) едва ли

в) да

5. На какие вопросы вы не получили ответа?

______________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!