СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка тематического музыкального занятия "Звуки и краски весны" для детей старшей группа 5-6 лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитавать в детях умение видеть и понимать красоту природы с помощью музыки, живописи и поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка тематического музыкального занятия "Звуки и краски весны" для детей старшей группа 5-6 лет»

Детский сад «Алиса» МБОУ «Свенская СОШ № 1»



Конспект тематического

музыкального занятия

для детей старшей группы

«Звуки и краски весны»


Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Тема ОД: «Звуки и краски весны»
Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическая» направление «Музыкальная деятельность»

Цели:

  • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальную грамотность речи детей, воображение.

  • Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы с помощью музыки, поэзии и живописи.

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

  • Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:


  • поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка;

  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;

  • развитие творческих задатков и воображения;

  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов в частности: музыки, поэзии и живописи.

3. РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Активизировать словарный запас детей.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы;

  • закреплять навык координации движения с предметом, во время  исполнение танца;

  • развивать, воображение, музыкально-ритмический слух;

  • приобщать к игре на детских музыкальных инструментах;

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологических песенок-распевок, музыкально-ритмических упражнений и логоритмики.

Демонстрационный: 

  • Магнитная доска с нарисованной весенней картиной серым мелом (на столике перед доской лежат цветные магнитные картинки солнца, травы, птиц, облаков, подснежников).

Раздаточный: деревянные палочки «клависы» и колокольчики на манжете по количеству детей – по два каждому, желтые ленточки на колечках, по две нотки на палочках с грустной и весёлой гримасой.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, телевизор.

Предварительная работа. Презентация «приметы весны», презентация из цикла «Времена года», музыкальная гостиная «П. И. Чайковский – Апрель».

Беседы о весне. Разучивание музыкально-ритмических движений: этюд «Солнечные лучики», «Цветы»; слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Подснежник», авторская музыкально-дидактическая игра «юные музыканты» и «оркестр», «этот удивительный ритм» технология орф-педагогики, знакомство и разучивание песен «Весна пришла» В.Ф. Шишкарёва и «Скворушка» Ю. М. Слонова, разучивание логоритмической игры «Капельки» и «Тропинка-торопинка».




ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Вводная часть.
Дети под фонограмму песенки «Тропинка - торопинка» слова Андрея Усачёва, музыка Александра Пинегина входят в музыкальный зал держась за руки «змейкой» и в конце песенки останавливаются в кругу.
Музыкальный руководитель возле инструмента встречает детей

М. Р.- Здравствуйте ребята! Я очень рада, что музыкальная тропинка привела вас ко мне. Поздороваемся с вами музыкально!

Валеологическа песенка-распевка: «Поздоровайтесь со мной»
М. Р. (поет):- Как я рада видеть Вас, в этот музыкальный час.
Дети (поют):- Как мы рады видеть Вас, в этот музыкальный час.


М. Р.: - Дети! Почти каждое утро мы приходим в этот зал, но не всегда здесь нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались здесь, чтобы встретиться с этим волшебством.

М. Р.- Поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).

Психогимнастика «Лучик»
К солнцу потянулись – две руки вверх с растопыренными пальцами
Лучик взяли – сжимают пальцы в кулак, а руки сгибают в локтях
К сердцу прижали – прижимают кулачки к груди
Людям отдали – вытягивают руки вперёд и растопыривают пальчики
И улыбнулись! - улыбаются

Здравствуйте! – произносят слово «здравствуйте»
Дети приветствуют гостей, используя мимику и жесты.



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТИЯ:


М. Р. подходит к магнитной доске и снимает накидку. Обращает внимание детей на ЧИСТУЮ КАРТИНУ.


М. Р.:  Сейчас мы с вами рассмотрим весеннюю картину. АХ! Весенний дождик смыл все краски, которыми была нарисована весенняя картина. Что же делать?

Ответы детей: надо её нарисовать.

М. Р.: Спасибо. Вы добрые дети. Правильно. Мы сегодня на нашем занятии раскрасим эту картину. И поможет нам в этом музыка.


М. Р.: Ребята, а с чего же начинается приближение весны?
Ответы детей: С солнышка
М. Р.: А какое, оно, весеннее солнышко? 

Ответы детей: Яркое, весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, доброе. 

М. Р.: А сколько лучиков у солнышка?
Дети. Много.
М. Р.: И вас много. А у меня много ленточек.

Что можно изобразить с помощью музыки и ленточек для солнышка?

Ответы детей: Лучики.

Музыкальный руководитель: Правильно.

А ПОМОЖЕТ НАМ В ЭТОМ МУЗЫКА Австрийского композитора Людвига Минкуса
Танец «Солнечные лучики» Т. И. Суворовой музыка Л. Минкуса
Дети берут ленточки, лежащие в центре круга, и импровизируют под музыку, используя уже знакомы движения к “образу” солнечные лучики.

По окончании танца один из детей по предложению педагога  закрепляет на мольберте шаблон – солнышко.

А воспитатель в это время собирает лучики.

Тем самым придерживая детей в кругу.


М. Р.:  Какое ласковое, тёплое солнышко получилось у нас. Весной хочется говорить и петь только ласковые слова. Возьмите клависы и простучим ласковые весенние слова.

Дети берут деревянные палочки - клависы лежащие на стульчиках.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА: «Ритм в словах»

(технология орфпедагогики)

М. Р.: Я вам спою солнце, а вы ответите мне ласково – солнышко,


Педагог пропевает

Дети отвечают

ВЕТКА

ВЕТОЧКА

ЛИСТ

ЛИСТОЧЕК

РУЧЕЙ

РУЧЕЕК

ЛУЖА

ЛУЖИЦА

ЦВЕТОК

ЦВЕТОЧЕК

ДЕРЕВО

ДЕРЕВЦЕ

ВОДА

ВОДИЧКА

ТУЧА

ТУЧКА

ОБЛАКО

ОБЛАЧКО


ВОСПИТАТЕЛЬ собирает клависы в корзиночку.


М.Р.: Весна – замечательное и прекрасное время года. Вы рады весне?

Мы долго ждали весну, значит, какая весна?

Ответы детей (Долгожданная).

М. Р.:

Посмотрите и вспомните о  приметах весны.

А поможет нам в этом картина русского современного художника Фалалеева Сергея Николаевича

Показ слайда.

Какие приметы весны изображены на картине?

Ответы детей: Тает снег, солнце светит ярче, прилетают птицы, текут ручьи, распускается верба и первые весенние цветы подснежники.


2. Основная часть:

М. Р.: Это художник изобразил весну.

Правильно. Как прекрасна природа в это время!

Сколько радости приносит она людям, сколько надежд.

Весной возвращаются с дальних стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается.

 Послушайте стихотворении и скажите, какое настроение выражено в нем? ЧИТАЮ СТИХ:

Вот уж снег последний в поле тает.

Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает.

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Всё весны дыханием согрето.

Всё вокруг и любит и поёт.


Дети. Настроение весеннее, теплое, радостное.


М. Р.: Правильно. Это поэт изобразил весну.

А какое искусство может нам ещё рассказать о весне?

Ответы детей: Музыка.

М. Р.: Правильно музыка. Тогда может быть вы уже знаете музыкальное произведение весеннего настроения.


ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ и в это время я переключаю картину на видео.


На фоне звучания первой части беседую с детьми о характере музыки.

БЕСЕДА:

М. Р.: Так какая музыка по характеру, настроению?

Дети. Нежная,  взволнованная.

М. Р.: Да, эта пьеса трепетная, по – весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.

М. Р.: Представьте, что вы уже не девочки и мальчики, а

маленькие красивые подснежники. Услышали цветочки красивую волшебную музыку. Проснулись, к солнышку потянулись и закружились, затанцевали. Вот вам и следующее задание – придумать танец «Пробуждение подснежника» под знакомое вам музыкальное произведение «Подснежник» П.И.Чайковского.

Пластическое фантазирование (творческое задание)

Звучит П.И.Чайковского «Подснежник».

Во время музыки читаю:

1.2.3.4.5-начинаю превращать.

Превратились вы в цветочек,

Вот проклюнулся листочек.

Быстро стал расти цветок,

Тянет к солнышку листок!

Ветерочек прилетает и цветочек наш качает!

Наконец, раскрылся он, красивый, сказочный бутон!


М. Р.: Молодцы, ребята, вы все постарались исполнить движения плавно, кружились легко и изящно.


М. Р. предлагает нанести на картину подснежники.

М. Р. Ну вот на нашей картине появилось солнышко, цветы.

Кого бы вы сейчас изобразили на нашей картине:

Ответы детей: птиц


М. Р.: Хорошо. Пройдём по нашей тропинке к стульчика.

И остановимся у своих мест.


Звучит отрывок песенки «Тропинка-торопинка» А. Пинегина.


М. Р.: «Твёрдо поставим ноги и «возьмём себя в руки».

Глубоко вздохнём через носики и надуем животики.

/Задержим дыхание…………………………

И шумно выдохнем./ повторить 2-3 раза.

М. Р.: А теперь слаженно, звонко и напевно исполнили песенку «Скворушка».

Песенка «Скворушка» Ю. М. Слонов


М. Р.: Молодцы. Вы слаженно, звонко и напевно исполнили песенку «Скворушка».

М. Р.: предлагает прикрепить к картине птичек.

М. Р.: Посмотрите на нашу картину. Она уже почти готова. Но вот мне хочется ещё чем-то дополнить её. А чем не могу понять. А вам хочется ещё что-то изобразить на весенней картине.

Ответы детей: Да. Облака.

М. Р.: Точно. Облака. Весной очень часто идее дождь из облаков. И вообще весной очень много воды. Везде звенит капель.

А с помощью каких музыкальных инструментов можно изобразить капель?

Ответы детей: колокольчики, треугольники, металлофон.

М. Р. Правильно. Повернитесь и возьмите колокольчики, только очень осторожно, чтобы капель не зазвенела раньше времени.


Песенка «К нам пришла весна» В.Ф. Шишкарёва с манжетными колокольчиками.

3. Заключительная часть:

М. Р.:

Хорошо тебе и мне,

Вот как рады мы весне!

Можно даже в пары встать.

Дружно полечку сплясать.


«Полька парами»- литовская народная мелодия.


М. Р.: Как вы весело плясали. Молодцы. Но мы что-то забыли.

Ответы детей: Облака.

М. Р.: Правильно. Подойдите и закрепите облака на нашей картине тот, кто ещё не принял участия в возвращении весенней картины.


Подведение итогов.


М. Р. - Наше занятие подошло к концу.

Мы сегодня с вами открыли секрет: что звучание весны передаётся не только словами, но и красками, поэзией и музыкой.


М. Р.: Ребята, а что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятие?

А для этого вспомните все то, чем мы сегодня занимались.

Ответы детей.

(Слушали музыку, пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, простукивали ласковые весенние слова).

Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с занятия. Вот эти нотки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то поверните весёлую нотку, если у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, возьмите грустную нотку.


М. Р.: Отлично. У вас осталось радостное настроение от нашего занятия. Я очень рада за вас.

А у меня есть предложение. Мы сейчас расстанемся с нашими гостями. А вы хотите узнать, какое у них останется настроение после нашего занятия.

Ответы детей: Да!!!

Тогда необходимо взять ещё по одному букетику нот и отнести гостям потихоньку, чтобы наши весенние краски не слетели с картины.


Дети дарят нотки


М. Р. Ребята. Посмотрите. Все гости выбрали нотки с весёлым изображением. А это значит, что вы все сегодня очень постарались и у вас всё получилось. Я рада за вас. Ну что ж. Пришла пора прощаться с гостями.

Психогимнастика «Лучик»
Дети прощаются с гостями, используя мимику и жесты.

Под песенку «Тропинка-торопинка»А. Пинегина уходят из зала.