«Безопасная энергетика в Забайкалье»
Эпиграф:
«Без энергии невозможно существование физического мира, а раз это так, то мы не можем представить себе развитие без изменения масштабов или характера энергетических потоков»
Д. Брукс.
Цели урока:
Учебные: актуализировать и углубить знания учащихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также, их преимущества и недостатки в экологическом отношении. Привитие интереса к физике и экологии. Разработать варианты решения проблем энергетики.
Воспитательные: воспитывать умение слушать товарища, формировать умение работать с дополнительной литературой. Формирование экологического сознания учащихся. Формирование у старшеклассников коммуникативных умений (публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать, защищать проект).
Развивающие: привлечь внимание обучающихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся. Расширение и углубление материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным источникам.
Оснащенность урока: проектор, компьютер, географическая карта Забайкальского края.
Учебные предметы: Экология, физика, биология, химия, экономика, география.
Методы: Беседа, дискуссия, защита проекта.
План занятия.
1. Актуализация знаний обучающихся.
2. Защита проектов:
Строительство на территории Забайкальского края: ТЭЦ, ГЭС, АЭС, станции на альтернативных источниках топлива.
3. Дискуссия.
4. Заключение.
Предварительная подготовка. Обучающиеся делится на четыре группы. Каждая группа готовит проект о строительстве определенного вида электростанции на территории Забайкальского края.
Задача первой группы – доказать и аргументировать перспективы развития альтернативных видов энергии.
Задача второй группы – доказать и аргументировать перспективы применения тепловых электростанций.
Задача третьей группы - доказать и аргументировать перспективы применения атомных электростанций.
Задача четвертой группы - доказать и аргументировать перспективы применения гидроэлектростанций.
Задача всех групп заключается в том, чтобы разработать проект строительства определенного вида электростанции на территории Забайкальского края, при этом необходимо в проекте рассмотреть следующие вопросы:
1.Особенности определенного вида электростанции (производство, передача электроэнергии, плюсы и минусы производства и передачи);
2. Финансовые потоки, стоимость строительства, кадровый потенциал, трудоустройство, инфраструктура;
3. Географическое местоположение (обосновать его выбор, исходя из особенностей вида электростанции);
4. Экологические проблемы;
5. Рынки сбыта электроэнергии.
Эти команды должны убедить «экспертов» в том, что в энергетической стратегии основную роль необходимо отнести именно предлагаемому их командой источнику энергии.
«Эксперты» - должны будет выбрать наиболее подходящий и безопасный вариант решения энергетической проблемы России.
Работа класса: Заполнение таблицы по ходу получения информации.
Ход урока
1. Введение в проблему.
«Энергетический кризис» – это выражение последнее время все чаще и чаще мы слышим с экранов телевизоров. Пугающее словосочетание? И да, и нет. Смотря как к этому относиться и какие меры принимать для того, чтобы обеспечить себе гарантированно спокойную жизнь.
От кризисов никто не застрахован и виноватых тут найти сложно. Для энергообеспечения в современном мире используются природные ресурсы (вода, древесина и т.п.) и полезные ископаемые (нефть, газ, уголь и т.п.).
Но нужно принимать во внимание то, что запасы топливных ресурсов ограничены. И с таким мировым потреблением, как сейчас, надолго не хватит ни нефти, ни газа. Сколько это «надолго»? Прогнозировать все-таки сложно. Газа, который имеется на территории России, по самым оптимистическим прогнозам хватит на 70 лет. Нефть в Саудовской Аравии закончится лет так через 35. Эти цифры должны заставить задуматься всех. Это ведь не так и много. А что потом? Что делать дальше, особенно если на тот момент не будет альтернативных вариантов?
БЕЗОПАСНОСТЬ производства электроэнергии носят глобальный характер. Каждый человек должен понимать важность правильного поведения в природной среде, уметь предвидеть и оценить последствия своей деятельности. Затянувшееся потребительское отношение человека к природе привело к истощению природных ресурсов, а вмешательство человека в природные процессы в результате хозяйственной деятельности нарушают равновесие в природе, вызывают такие экологические сдвиги, которые могут оказываться необратимыми. Поэтому тема безопасности энергетики является сегодня особенно актуальной.
2. Виды источников энергии.
Защита проектов обучающимися:
- Гидроэлектростанции;
- ТЭС;
- Станции. Работающие на альтернативных источниках энергии;
- Атомные электростанции;
3. Дискуссия «Проблемы энергетики».
2. Заполнение таблицы по итогам дискуссии.
Энергоисточник | Плюсы | Минусы |
Солнце | Возобновляемость Доступность | Нестабильность Дороговизна солнечных батарей |
Ветер | Возобновляемость | Шум Большие площади, занимаемые ветровыми электростанциями |
Биомасса | Доступность Простота применения | Необходимость транспортировки биомассы Потребление воды в производстве биомассы |
Вода | Низкая стоимость воды как сырья Низкая стоимость работы с ней | Национальные границы Водохранилища занимают большие площади сельскохозяйственных земель Негативное влияние дамб и плотин |
Уголь | Стабильность Доступность | Невозобновляемость Загрязнение окружающей среды Проблемы хранения отходов Выбросы СО2 |
Нефть | Высокая технологичность Простота использования | Ограниченная доступность Невозобновляемость Загрязнение окружающей среды Пожароопасность Выбросы СО2 |
Газ | Относительная безопасность для окружающей среды Простота использования | Ограниченная доступность Невозобновляемость Взрывоопасность Выбросы СО2 |
Ядерная энергия | Доступность Большие количества | Загрязнение окружающей среды Невозобновляемость Проблема захоронения отходов Риск распространения ядерного оружия Тяжелые последствия аварий |
4. Написание синквейна. Рефлексия. Подведение итогов.
5. Заключение.
Как мы видим источников энергии на нашей планете много. Но человечество просто до конца не научилось их использовать. Нельзя останавливаться на каком-то определенном источнике энергии, каждый вид должен развиваться и совершенствоваться. Если мы хотим, чтобы человечество и все живое на Земле продолжало жить и наслаждаться жизнью еще бессчетное количество поколений, то использование безопасной и возобновляемой энергии, разумная экономия и эффективное использование имеющейся энергии — единственный способ достичь этой цели.
6. Награждение.
5