СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока чтения во 2 классе УМК «Гармония» Тема: "Скороговорки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобщать к национальной культуре через устное народное творчество, познакомить с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок. Технологическая карта урока.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока чтения во 2 классе УМК «Гармония» Тема: "Скороговорки"»

Разработка урока чтения во 2 классе

Тема: Скороговорки.

Цель: приобщать к национальной культуре через устное народное творчество, познакомить с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

Задачи:

1.познакомить с особенностями жанра скороговорок, учить различать народные и авторские скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;

2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей; создать условия для формирования УУД :

1) личностных: мотивация учения, осознание себя как представителя русского народа, русской культуры; 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи.

Оборудование: компьютерная презентация «Скороговорки» ,«Стихи для детей Игоря Мазнина », фрагмент кинофильма «По семейным обстоятельствам» (разговор с логопедом), проектор, экран, картинки, иллюстрирующие скороговорки, картинки с изображениями ребусов-скороговорок, напечатанный план работы со скороговоркой, заготовки для изготовления страниц книжки – малышки скороговорок, книги с произведениями устного народного творчества и Игоря Мазнина для детей.


Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые У У Д

I.Организационный момент.

Мотивация к работе ,правильной посадке.

-Ребята,прежде чем начать работу, проверьте, в порядке ли рабочее место, правильно ли вы сидите.

-Скажите, почему важно, чтобы на парте был порядок?

-А какое значение имеет правильная посадка ?

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

II.Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах.

У каждой группы свой небольшой текст.

-Прочитайте текст на своих карточках.

-Посоветуйтесь и определите , что это такое, к какому жанру относится ваше произведение?(Небылица, сказка, потешка, загадка, скороговорка)

К какому разделу относятся все эти произведения? (Устное народное творчество)

-Для чего русский народ создавал все эти произведения?





II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

1.Просмотр отрывка из кинофильма «По семейным обстоятельствам» (разговор с логопедом)(Приложение 1)

-Ребята, что вы можете сказать о логопеде из этого фильма?

-А что вы знаете о профессии логопеда?

-Почему необходимо современному человеку обладать правильной, чёткой, красивой речью?

-Как мы сами можем помочь себе сделать свою речь более правильной, чёткой и понятной?

-Какой жанр народного творчества нам в этом может помочь? (Скороговорки)

-Что мы называем скороговоркой? Слайд 4


-Над чем же мы сегодня будем с вами работать на уроке? Слайд 2, 3

-Что мы можем делать со скороговорками, как с ними поработать, чтобы улучшить нашу речь?
















III. Планирование.

-Ребята, давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы над поставленными нами задачами я предположила. В каком порядке по –вашему будем над ними работать? Слайд 5, 6

План:


1.Чтение скороговорок.

2. Разучивание скороговорок.

3.Разгадывание ребусов-скороговорок.

4. Новое о скороговорках.

5. Сочинение скороговорок.


IV.Открытие нового знания.

1.Подготовка к чтению скороговорок.

Работа по учебнику.

-Где мы можем найти скороговорки, чтобы поработать с ними? (В учебнике, с. 143.)

-Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работать? (Читаем быстро)

-Для чего же ещё нужны нам скороговорки? (Чтобы учиться читать быстро и правильно)

2.Планирование этапов чтения скороговорки.

-Как вы думаете, как правильно читать скороговорки?

-Где об этом нам подсказывают авторы учебника? (Сведения на с. 143)

-Проверьте, правильно ли мы предположили? (Дети читают сведения из учебника и дополняют свои ответы)

-Как читаем первый раз?

-Как читать второй раз?

-Каким должно быть третье чтение?

(План работы над скороговоркой Слайд 7 )

Физминутка –скороговорка.

(Слайд 8)

Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия



3.Чтение и наблюдение за скороговорками.

Действие по плану-троекратное чтение первой скороговорки одним учащимся вслух.


Три сороки-тараторки тараторили на горке.


-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-Какие слова повторяются? Для чего?

-Прочитайте три следующих скороговорки, соблюдая план, самостоятельно.

Работа в парах.

-Выберите одну скороговорку ,подготовьтесь прочитать её правильно в быстром темпе вашему соседу.

-Договоритесь, кто будет читать первым.

-Легко ли произносить скороговорки?

-Почему?

-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

-Из скольких предложений чаще всего состоят народные скороговорки?

-Что говорит о том, что эти скороговорки принадлежат русскому народу?

-Как вы думаете, у других народов есть скороговорки?

-Чем они могут отличаться?





4.Разучивание скороговорок.

-Ребята, к какому этапу нашего плана урока мы уже можем перейти?

Разгадывание ребусов-скороговорок.

(Приложение2)

На слайде- ребусы-скороговорки

На дворе трава, на траве дрова.

Около кола колокола.

-Что здесь зашифровано? Прочитайте.

-Скороговорки ли это? Докажите.

-Можно предложить эти скороговорки вашим младшим сестрёнкам, братикам или товарищам для тренировки речи?

-Как это сделать? (Рассказать им)

-Что для этого нужно сделать? (Сначала выучить самим)

Работа в парах.

Дети заучивают одну из скороговорок и по очереди рассказывают друг другу.

Работа по учебнику.

-Какие скороговорки мы не прочитали?

-Подготовьтесь к чтению вслух по нашему плану.

Чтение оставшихся скороговорок детьми про себя, затем чтение вслух по выбору.


Зарядка для глаз. Слайд 9

1.Возьмите в руки карандаш тупым концом вверх, сосредоточьте взгляд на нём.

2.Переведите взгляд в окно, посмотрите вдаль.

3.Закройте глаза, расслабьте мышцы лица.

4.Откройте глаза.

5.Знакомство с авторскими скороговорками. Сравнение с народными. Слайд 10

-Прочитайте две скороговорки на с. 145 и 146.

-Чем они похожи? (Повторяющиеся слова и звуки, скороговорки о грибах)

-Чем отличаются? (Народная скороговорка состоит из одного предложения, проста по строению, автора определить нельзя. Вторая скороговорка- целое стихотворение, история, у неё есть автор)

-Кто автор стихотворения-скороговорки?

-Что вы знаете об Игоре Мазнине


Показ слайдов 15, 16, 17 обложки книг для детей)

-Есть и другие авторские скороговорки.

Показ слайдов презентации с авторскими скороговорками.


-Поработайте со скороговоркой по плану, подготовьтесь прочитать вслух в быстром темпе.




6.Творческое задание.

Сочинение скороговорок для книжки-малышки.

Работа в группах.

-Что вы видите на заготовках у вас на столах? (Рисунки и слова к ним)

-Как вы думаете, что с ними можно сделать?(Добавить свои слова)

-Для чего? (Чтобы получились новые скороговорки)

-Что вам для этого потребуется?

-С чего начнём работу? (Додумаем скороговорку)

-Что сделаем потом? (Запишем под картинкой)

-Что должно получиться в итоге? (Скороговорка с иллюстрацией)

-Для чего нам это пригодится?

-Из отдельных страниц мы соберём книжку-малышку.

-Как вы оцениваете свою работу, нравится ли вам ваша скороговорка?

-Как мы можем использовать скороговорки собственного сочинения? (Для речевых разминок на уроках, для тренировки речи дома)










Итог. Рефлексия

-Обратимся к нашему плану. Что у нас получилось выполнить из запланированного, что-нет?

Какие задачи, поставленные в начале урока решили, какие-не до конца?

-Почему,как вы думаете?

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)

-Для чего это нужно?

-Что понравилось в работе на уроке?

-Что нового узнали о скороговорках?

-Что было трудно?

-Что ещё хотелось бы узнать, как поработать над скороговорками?

-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.


Домашнее задание: подготовиться к конкурсу скороговорок.


-Покажите фишками ваше настроение на уроке. (Дети поднимают фишки красного (все отлично), зеленого (хорошо) или синего (плохо) цвета.




Настраиваются на плодотворную работу на уроке.

Объясняют важность правильной организации рабочего места для успешной работы и правильной посадки для сохранения здоровья.







В каждой группе участники распределяют роли-кто читает текст вслух вполголоса, кто высказывает вслух общее мнение группы после обсуждения.

Читают текст, обсуждают в группе его особенности, высказывают предположения, к какому жанру относится произведение, один представляет мнение группы вслух.



Дети высказывают мысли о назначении произведений каждого жанра.





Смотрят отрывок из кинофильма, отвечают на вопросы учителя о важности профессии логопеда и необходимости для современного человека обладать правильной, красивой речью.





Сообщение ученика – сведения из словаря Ушакова «Вот объяснение из словаря: СКОРОГОВОРКА- 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая с., что в его речи ничего не разберешь. 3. Сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь, напр. "сшит колпак, да не по-колпаковски". Ушаков. Толковый словарь русского языка»



Самостоятельно формулируют задачи урока: находить, читать, разучивать, сочинять скороговорки, узнать, какие скороговорки бывают, рисовать иллюстрации к ним.







В ходе обсуждения дети под руководством учителя планируют этапы работы на уроке над поставленными учебными задачами-

составляют план урока, расставляя карточки с этапами работы на доске в нужном порядке.














Работают с информацией учебника: извлекают нужное, выбирают главное, сравнивают свои предположения с научной информацией учебника.









Составляют план работы со скороговоркой , действуют по намеченному плану, осуществляют самоконтроль с опорой на план, взаимоконтроль в процессе работы в парах.









Упражняются в правильном беглом,выразительном чтении. Осуществляют самоконтроль с опорой на план.


Объясняют смысл слов.









Дети по очереди читают одну из скороговорок друг другу в быстром темпе.




Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок.














Соотносят свои действия с планом.





Разгадывают ребусы, произносят получившиеся скороговорки ,проговаривая четко, сначала медленно, затем в быстром темпе, действуя по плану, осуществляя взаимоконтроль.










Работают самостоятельно с текстом учебника, осуществляя самоконтроль с опорой на план.



Выполняют упражнения на снятие напряжения глазных мышц.









Читают и сравнивают скороговорки по заданным параметрам.























Каждая группа получает заготовки страниц книжки- малышки с опорными словами и рисунками. С их помощью дети сочиняют свои скороговорки, записывают их на «страничке». затем представляют классу, проговаривая хором (группой)




















Оценивают степень выполнения поставленных в начале урока задач, важность изученного материала.








Оценивают своё участие в уроке, своё эмоциональное состояние, планируют возможную дальнейшую работу со скороговорками.
























Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности , осознанная забота о своём здоровье(Л)







Сопоставление произведений по жанру , обобщение и классификация, сравнение жанра произведений ,способность выполнять логические операции : анализ содержания и языкового оформления произведения(П)Отношение к литературе как к искусству слова(Л) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К.)






Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний(Р)

Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться(Л)

Умение обосновывать свои суждения(П)

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи(Р)





















Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)














Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими ,сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.(П)




Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р)

Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)















Способность к учебному сотрудничеству, согласование действий с партнёром ,способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре (К) Познавательный интерес к наблюдениям за словом.(Л) Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи(П) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)Умение обосновывать свои суждения(П)Составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием(К) Осознание себя как гражданина, представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам(Л)


Способность действовать по заранее намеченному плану(Р)

Сопоставление изучаемого произведения с другими по жанру Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом(П) Умение обосновывать свои суждения(П)

Способность к культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми(К)Способность взаимодействовать с партнёром для решения учебно- познавательных задач(К)









Осознанная забота о своём здоровье(Л.)








Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы(П)

Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать(П)


















Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)




Способность к прогнозированию(Р)

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)Конструировать предложения, выбирать вариант построения, действовать по аналогии. (П) Способность регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции(Р) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К)Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо. (К.)


Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)



Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)



Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р)