СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентация "Коллективизация" 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная папка содержит не только разработку урока, презентацию, но и задания для проверки домашнего задания, а также видеоматериал по теме "Коллективизация".

Просмотр содержимого документа
«Коллективизация»

«Коллективизация»



Цель: охарактеризовать цели, ход, методы и итоги коллективизации, раскрыть влияние процесса раскулачивания и коллективизации на судьбы простых людей и на развитие страны в целом.

Задачи: 1. Продолжить работу над формированием умений самостоятельной деятельности, над формированием логических мыслительных операций: обобщение, синтез, анализ, сравнение, необходимых для правильного выполнения заданий ЕГЭ.

2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого

Формы организации учебной деятельности: урок с элементами лабораторной работы.

Приёмы деятельности учителя: актуализация знаний, организация лабораторной работы, рассуждения для выявления причинно-следственных связей.



Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие.


  1. Входной контроль. Проверка уровня усвоения предыдущего материала.


  • По теме «Культура и искусство после октября 1917 г.»

Соотнесите репродукцию с автором. Найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.


Лишней в представленном ряду является картина Верещагина «Апофеоз войны», так как творчество этого художника относится ко второй половине 19 века, а остальные работы – искусство 20-30 гг.20 века.

  • Установите соответствие между датами и событиями.

Даты События Ответ:

А) 1921 г. 1) Генуэзская конференция А-5

Б) 1922 г. 2) 2 съезд Советов РСДРП(б) Б-1

В) 1924 г. 3) Заключение Брестского мира В-4

Г) 1917 г. 4)Принятие Конституции СССР Г-2

5) Переход к НЭПу



  • Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

Руководители

А) Ф.Э. Дзержинский

Б) И.В. Сталин

В) Л.Д. Троцкий

Г) Н.И. Бухарин

Деятельность

  1. Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

  2. Лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

  3. Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий

  4. Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

  5. Выступление против роспуска Учредительного собрания

Ответ:

А-4; Б-3; В-1; Г-2.

Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:

«…лично я полагаю, что наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб»

Ответ: И.В. Сталин

  1. Объяснение нового материала

Проблемное задание на урок

О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что:

  • Это великая революция – вторая после Октября;

  • Это революция «сверху при поддержке снизу»;

  • Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;

  • Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

  • Она решит продовольственные проблемы страны.

Определите к концу нашего урока, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги.

Предыстория коллективизации

Идеи кооперирования крестьянских хозяйств в крупные социалистические витали в дискуссиях и донэповского времени. Кратко рассмотрим основные версии на решение аграрного вопроса.

  1. 1918 г - сельхозкоммуны.

  2. Но незадолго до смерти Ленин, познакомившись с трудами русских ученых экономистов Кондратьева, Чаянова (впоследствии эти же работы легли в основу и концепции Бухарина) создал некий "кооперативный план" (статья "О кооперации" 1923 г.):

  • кооперирование должно быть добровольным;

  • оно должно быть постепенным;

  • нужно переходить от низших форм кооперации (с бытовой) к высшим формам (производственной), но не слишком торопиться с заменой одних форм другими

Время показало, что ленинский план с его идеей добровольности пошел вразрез с общей линией партии-Сталина. Кооперирование пошло по троцкистской схеме, которую присвоил себе Сталин.

  1. Бухарин + меньшинство: надо продолжать НЭП в аграрном секторе. Тогда и страна станет богаче. Лозунгом по отношению к крестьянам должен быть лозунг "Обогащайтесь!"; крестьянин-единоличник, даже "кулак" может врасти в социализм. После кризиса хлебозаготовок 1927 г. мнение отвергнуто, а его группа (Рыков, Томский и др.) охарактеризована как "правый уклон".

  1. Предпосылки и сущность коллективизации.

Предпосылки:

  • идеологическая: кулак - главный враг социализма;

  • экономическая "для народа": единоличники якобы не могли обеспечивать город продуктами, а промышленность - сельхозсырьём;

  • экономическая реальная: средство перекачки средств из деревни в город средств и рабочих рук для индустриализации.


Проблемное задание классу: Как вы думаете, как могла быть встречена идея коллективизации в деревне? Как к этому отнесутся в городе, если учесть, что с 1928 г. в городах была введена карточная система распределения продуктов.

Коллективизация с/х в СССР - процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования. На практике политика привела к отчуждению крестьян от собственности на землю и от результатов своего труда.

  1. Начало сплошной коллективизации. 1929 г.

К 12-й годовщине Октября – 7.11.1929 г. вышла статья Сталина "Год великого перелома" в "Правде". Великим переломом Сталин назвал процесс вступления в колхозы середняков ("В колхозы пошел середняк - это год великого перелома"), так как ранее в колхозы вступали лишь те, у кого не было собственных навыков хозяйствования. На самом деле в колхозах тогда состояло 6-7% крестьянских хозяйств. 1928-1929 гг. - льготы колхозникам (удобрения, техника), нажим на единоличника (не давали ему вообще ничего). Рост числа колхозов в 4 раза.

Ноябрь 1929 г. - пленум ЦК.

Задача: в сжатые сроки - сплошная коллективизация.

  • Для организации колхозов - 25 тыс. рабочих ("двадцатипятитысячников");

Шолохов "Поднятая целина" Нагульнов - "двадцатипятитысячник";

  • Для координации новых учреждений, занимающихся коллективизацией (Зернотрест, Колхозцентр, Трактороцентр) учреждён Наркомат земледелия. Глава - Я.А. Яковлев (аграрник-марксист, журналист);

  • Сталин высмеял Бухарина и сторонников (Рыкова, Томского, Угланова), говоривших, что наступит неминуемый голод. Бухарин выведен из состава Политбюро ЦК, остальным пригрозили "оргмерами".

5 января 1930 г., ЦК ВКП(б) - постановление "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству".

Цель: завершение сплошной коллективизации зерновых районов к концу пятилетки.

В основных зерновых районах (Северный Кавказ, Ср. и Нижняя Волга) - к осени 1930 г. В остальных зерновых районах - к 1931 г.

  • Недопустимость приёма в колхозы кулаков.

  • Соц. соревнование по созданию колхозов.

  • Решительная борьба "со всякими попытками" сдержать коллективизацию.

Ни слова о добровольности  поощрение произвола.

  1. "Раскулачивание" - основная часть коллективизации.

Конец января - начало февраля 1930 г., ЦК ВКП(б), ЦИК, СНК СССР - постановление и инструкция о ликвидации кулачества.

Кого считали кулаком в конце 20-х гг.?

Чуть ли не каждый третий крестьянский двор мог быть отнесён к категории кулацкого по какому-либо признаку (постановление правительства «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде», май 1929 г.):

  • Если хозяйство применяет наёмный труд;

  • Если имеется мельница, маслобойня, картофельная, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие…;

  • Если хозяйство систематически сдаёт внаём…сельскохозяйственные машины..;

  • Сдаёт внаём отдельные оборудованные помещения…;

  • Если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.

Все подлежат аресту или ссылке с конфискацией. Таким образом, в общественном сознании усиленно создавался образ кулака-злодея. Выселение "раскулаченных" (все недовольные) проходило силами ОГПУ и КА. "Раскулаченных" - в лагеря.

Официальные данные: 320 тыс. раскулаченных хозяйств (1,5 млн. чел.). Современные данные: 5 млн. раскулаченных. Недовольство в деревне: массовый бой скота, бегство в города, антиколхозные восстания. Подавляют - армия, авиация. Страна на грани гражданской войны  надо ослабить нажим.



  1. «Головокружение от успехов»

В статье осуждалось:

  • нарушение принципа добровольности;

  • "раскулачивание" середняков и бедняков;

  • мародерство;

  • поголовная коллективизация;

Первый эшелон местных организаторов колхозов репрессирован. Многие созданные колхозы распущены. Осенью вышедшие из колхозов были обложены разорительными налогами. Политика в отношении крестьян осталась, по сути, прежней.

  1. Результаты и последствия коллективизации

Для изучения вопроса проводим лабораторную работу. Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий документы, вопросы и задания.



Документ 1.

Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП(б) С.В. Косигору, 18 июня 1932 г.:

« Люди страшно голодают. Я просто не понимаю, что при советской власти могут умирать люди на работе с голода…В Киеве сколько угодно под углами сидят целыми семьями крестьяне – плачут кусок хлеба, уже опухли с голода. И кто это? Колхозники, которые имеют сотни трудодней.. И я не знаю, почему народ гибнет с голода… ЦК наверное, не видит этого или не представляет…»



Документ №2.

Из письма С.В. Короленко, дочери писателя В.Г. Короленко, Н.К. Крупской:

« Я пишу вам, надеясь, что вы поверите мне и, если сможете, захотите сделать что-нибудь для вымирающих детей Украины. До центров, вероятно, доходят смутные сведения о том, что делается здесь...и только мы, живущие здесь, не можем не испытывать ужас, видя вымирание и гибель целого народа…Я слышала, что людоедство официально зарегистрировано в 70 местах на Полтавщине…если вы поверите тому, что я написала, вам не покажется неправдоподобным это страшное извращение человеческой природы…Какой-то не старый рабочий сказал: «Вот к чему пришло. Да и то сказать, лучше детей убить. У меня их четверо, всегда голодны. Думаешь, думаешь что делать…»



Документ № 3.

Отрывок из рассказа писателя В. Тендрякова « Хлеб для собаки».

У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком – сквозной березовой скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми… И вели они себя сейчас тоже не как люди. Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьими широкими глазами. Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полу истлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу. Кто-то распылялся на земле студнем, не шевелится, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан. А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли… Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали – спали… Но перед смертью кто-нибудь из кротких, кто тишайше грыз кору, вкушал мусор, вдруг бунтовал – вставал во весь рост, обхватывал лучинными, ломкими руками гладкий, сильный ствол березы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот…собирался, наверное, крикнуть испепеляющее проклятье, но вылетал хрип, пузырилась пена».

Документ № 4.

Из воспоминаний актера В. Дворжецкого (разговор в одном из северных лагерей с арестованными женщинами с Украины):

« - Откуда ты?

    • Запорожье, село Романовка.

    • За что тебя взяли?

Молчание…пауза…Все молчат. И вдруг смех, и резкий выкрик:

    • Чего молчишь? Ребеночка съела! Своего ребеночка!

    • Ой, мамочка! Врет! Врет она!

    • Нет, не вру. Люди видели! Все ели! И я, и я, - заревела, забилась в истерике… - Всех унес голод! Всех!... Если бы не это… то и я… А так, может,

будет у меня еще ребеночек, может, будут еще детки…».

Документ № 5.

Из постановления ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности», 1932 г.

« Общественная собственность является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы, как враги народа. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение…колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества »

Вопросы и задания лабораторной работы:

  1. Почему «сплошная коллективизация» и «ликвидация кулачества как класса» - взаимосвязанные процессы?

  2. Известно, что только с начала января до седины марта 1930 г. произошло более 2 тысяч вооружённых выступлений крестьян. На основании документов объясните их причины.

  3. Государство скрывало трагедию голода – «голодомора» на Украине, на Дону, Кубани, в Поволжье, на Южном Урале, в Казахстане и Сибири, унесшего, по разным данным, от 3 до 10 млн. чел. Определите причины народной беды. Почему голодающим не была оказана помощь?







Как вы думаете, почему так расходятся данные современных историков? Можно ли увидеть здесь политическую подоплёку отношений Украины и России в наше время? Имел ли место геноцид по отношению к украинскому народу, как считают современные украинские политики. Как по-вашему освещаются события коллективизации в современных украинских учебниках.



  1. Как вы думаете, почему закон от 7.08.1932 г. называли «законом о пяти колосках»? Случайно ли его появление в разгар голода?

После выполнения лабораторной работы обсуждается проблемное задание и подводятся итоги урока. В ходе эвристической беседы формулируются и записываются итоги и последствия коллективизации:



  1. К концу 30-х гг. - более 90% крестьян в колхозах;

  2. НО нет подъема производства с/х продукции: 1928-1933 г. - к концу первой пятилетки - ниже, чем в 1928 г.; 1936-1940 гг. - на уровне 1924-1928 гг. (до коллективизации);

  3. Постепенное увеличение пр-ва зерна и др. с/х продукции: к концу 1935 г. - отмена карточной системы, начало экспорта хлеба.

  4. Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни  1932-1933 гг. - смертный искуственный голод;

  5. Бегство в город  1932-1933 г. - паспортный режим с пропиской. Колхозникам и единоличникам паспортов не дают. Прикрепление к земле.



Закрепление нового материала.

Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос: насколько соответствовали действительности и что означали на практике лозунги о коллективизации и её целях.

  • Это великая революция – вторая после Октября;

  • Это революция «сверху при поддержке снизу»;

  • Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;

  • Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

  • Она решит продовольственные проблемы страны.

Вывод:

Коллективизация - перелом в мировоззрении, хозяйственно-бытовом укладе крестьянства.

Одни считают: Изменение многовекового сельского строя.

Другие - колхозы потому и утвердились в нашей стране, что был опыт - 1000-летний! - существования коллективного землепользования, общин.







8


Просмотр содержимого документа
«Установите соответствие между датами и событиями»

  • Установите соответствие между датами и событиями.

Даты События

А) 1921 г. 1) Генуэзская конференция

Б) 1922 г. 2) 2 съезд Советов РСДРП(б)

В) 1924 г. 3) Заключение Брестского мира

Г) 1917 г. 4)Принятие Конституции СССР

5) Переход к НЭПу



  • Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

Руководители

А) Ф.Э. Дзержинский

Б) И.В. Сталин

В) Л.Д. Троцкий

Г) Н.И. Бухарин

Деятельность

  1. Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

  2. Лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

  3. Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий

  4. Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

  5. Выступление против роспуска Учредительного собрания



  • Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:

«…лично я полагаю, что наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб»

Ответ:



Просмотр содержимого презентации
«kollektivizaciya»

Это великая революция – вторая после Октября; Это революция «сверху при поддержке снизу»; Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество; Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми; Она решит продовольственные проблемы страны.
  • Это великая революция – вторая после Октября;
  • Это революция «сверху при поддержке снизу»;
  • Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
  • Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;
  • Она решит продовольственные проблемы страны.
Ленин создал некий

Ленин создал некий "кооперативный план" (статья "О кооперации" 1923 г.):

  • кооперирование должно быть добровольным;
  • оно должно быть постепенным;
  • нужно переходить от низших форм кооперации (с бытовой) к высшим формам (производственной), но не слишком торопиться с заменой одних форм другими
Предпосылки:

Предпосылки:

  • идеологическая: кулак - главный враг социализма;
  • экономическая "для народа": единоличники якобы не могли обеспечивать город продуктами, а промышленность - сельхозсырьём;
  • экономическая реальная : средство перекачки средств из деревни в город средств и рабочих рук для индустриализации.
Коллективизация с/х в СССР - процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования .

Коллективизация с/х в СССР - процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования .

Основные этапы коллективизации

Основные этапы коллективизации

  • 1928 - начало форсированного создания колхозов (двадцатипятитысячники).
  • 1929 - В газете «Правда» статья Сталина «Год великого перелома».
  • 1930 - Объявлена политика «ликвидации кулачества как класса».
  • 1932-1933 - Голод.
Сроки коллективизации Регионы Сроки Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга Осень 1930 – весна 1931 Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан Осень 1931 – весна 1932 Остальные районы К 1933

Сроки коллективизации

Регионы

Сроки

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга

Осень 1930 – весна 1931

Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931 – весна 1932

Остальные районы

К 1933

Мельницы , маслобойни и другие орудия , где применялся механический двигатель ; Систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем ; Сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие ; Занятие торговлей , ростовщичеством , коммерческим посредничеством ; Доход на едока 300 рублей в год .
  • Мельницы , маслобойни и другие орудия , где применялся механический двигатель ;
  • Систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем ;
  • Сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие ;
  • Занятие торговлей , ростовщичеством , коммерческим посредничеством ;
  • Доход на едока 300 рублей в год .
№ 1 Ф.И.О Козлов Михаил Иванович Год рождения 2 Место жительства 1900 Попуткин Яков Михайлович 3 Род занятий д. Крутово Ивановский район 3 Савенков Сергей Григорьевич 1875 4 Шеберстов Аркадий Федорович До революции торговал бакалейным товаром. После революции имел сапожную мастерскую. 1898 с. Михалево Ивановский район Шипов Степан Петрович 5 с. Михалево Скупка кожи и выделка 1899 Зеленцов осип Иванович Скупка и продажа леса. Имел двух наемных рабочих, лошадь , 2 коровы, 2 теленка д Коляново 1872 В 1928-1929гг торговал в Иваново –Вознесенске,имеет 2 лошади, 2 коровы д. Ломы 1873 Владелец маслобойки д. Ломы До 1930г имел кузнечную мастерскую с двигателем

1

Ф.И.О

Козлов Михаил Иванович

Год рождения

2

Место жительства

1900

Попуткин Яков Михайлович

3

Род занятий

д. Крутово Ивановский район

3

Савенков Сергей Григорьевич

1875

4

Шеберстов Аркадий Федорович

До революции торговал бакалейным товаром. После революции имел сапожную мастерскую.

1898

с. Михалево

Ивановский район

Шипов Степан Петрович

5

с. Михалево

Скупка кожи и выделка

1899

Зеленцов осип Иванович

Скупка и продажа леса. Имел двух наемных рабочих, лошадь , 2 коровы, 2 теленка

д Коляново

1872

В 1928-1929гг торговал в Иваново –Вознесенске,имеет 2 лошади, 2 коровы

д. Ломы

1873

Владелец маслобойки

д. Ломы

До 1930г имел кузнечную мастерскую с двигателем

3-категория Высылать за пределы колхоза на новые земли. 2-категория Высылать в отдаленные местности СССР.  1-категория. Отправлять в концлагеря

3-категория

Высылать

за пределы

колхоза на

новые

земли.

2-категория

Высылать в

отдаленные

местности

СССР.

1-категория.

Отправлять

в концлагеря

1928 Вся посевная площадь млн. га Валовой сбор зерновых млн. тонн 1932 113 73,3 Урожайность, ц 1 га 134,4 % Рост(+), снижение(-) +19 69,9 7,9 Производство мяса млн. тонн -5 7,0 4,9 Производство молока млн. тонн -13 2,8 31,0 -43 20,3 -33

1928

Вся посевная площадь млн. га

Валовой сбор зерновых млн. тонн

1932

113

73,3

Урожайность, ц 1 га

134,4

%

Рост(+), снижение(-)

+19

69,9

7,9

Производство мяса млн. тонн

-5

7,0

4,9

Производство молока млн. тонн

-13

2,8

31,0

-43

20,3

-33

- + Отвлечение огромных средств от развития с/х производства Созданы условия для индустриального скачка Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х. Обретена независимость от импорта важных с/х культур Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы Дополнительные рабочие руки в город Укрепление социальной базы сталинской диктатуры Повысился уровень механизации с/х труда

-

+

Отвлечение огромных средств от развития с/х производства

Созданы условия для индустриального скачка

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х.

Обретена независимость от импорта важных с/х культур

Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы

Дополнительные рабочие руки в город

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Повысился уровень механизации с/х труда

Это великая революция – вторая после Октября; Это революция «сверху при поддержке снизу»; Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество; Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми; Она решит продовольственные проблемы страны.
  • Это великая революция – вторая после Октября;
  • Это революция «сверху при поддержке снизу»;
  • Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
  • Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;
  • Она решит продовольственные проблемы страны.