СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА УРОКА КУРСА «Основы государства и права» Тема: «Государство»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА КУРСА

«Основы государства и права» 

Тема: «Государство»

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА КУРСА «Основы государства и права» Тема: «Государство»»

Государство создается не ради того только,

чтобы жить, но преимущественно для того,

чтобы жить счастливо.


Аристотель.






РАЗРАБОТКА УРОКА КУРСА

«Основы государства и права»


Тема: «Государство»


Автор: Преподаватель юридических дисциплин

НУО «Гуманитарно-технический колледж»

Щербакова С.Л.















ПЕТРОПАВЛОВСК

2016 год

Урок № 4. Формы государства.


Цели урока:

  1. Образовательные цели: способствовать формированию представления о форме государства как о едином целом, имеющем три грани своего выражения в виде формы правления, формы государственного устройства и вида политического режима.

  2. Развивающие цели: развивать навыки самостоятельной работы и способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности студентов, а именно: систематизации, анализу и обобщению нового материала, в том числе с использованием схем.

  3. Воспитательные цели: способствовать не только возникновению и развитию у студентов чувства уверенности в своих силах и знаниях, но и формированию отождествления себя как части гражданского общества и государства.

  4. Методические цели: показать методику проведения интегрированного урока с использованием информационных технологий.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Вид урока: интегрированный урок

Орг.момент: приветствие, проверка явки студентов, заполнение журнала, проверка готовности студентов к уроку, настрой студентов на работу, доведение до обучающихся плана урока.

Содержание урока. Основу урока составляет схема, которая постепенно составляется на доске. К ней даются пояснения и комментарии.


ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА


Форма правления Форма государственного Государственный

устройства режим

монархия республика унитарная федерация конфедерация демократический

антидемократич.

1. абсолют. 1. президент. 1. территор. 1. тоталитарный

2. конституц. 2. парламент. 2. национальн. 2. авторитарный

-парламентар. 3. смешанная 3.диктаторский

-дуалистич.


Форма государства – это структурная организация общества, которая выражается в форме правления, в форме государственного устройства и в виде политического режима. Далее студенты находят в учебнике определение формы правления, как определенного порядка образования и организации высших органов государственной власти и управления. Формы правления различаются в зависимости от формы осуществления верховной власти в стране, исходя из чего, все государства делятся на монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть обычно по наследству.

Базовые признаки монархии:

-единоличное правление;

-власть монарха объявляется священной;

-монарх формально независим в своей деятельности;

-особый порядок утверждения и принятия власти;

-бессрочное пожизненное правление.

Говоря о базовых признаках монархии, вводим понятие контрасигнатуры – особого порядка, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона.

Далее идет работа с видами монархии. Студенты разбирают понятие и признаки абсолютной монархии, а также приводят примеры стран с данным видом монархии (Катар). Классической формулой абсолютной монархии могут служить слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я». При разборе абсолютной монархии можно упомянуть и такую ее разновидность, как теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Классический пример теократической монархии – Ватикан.

Говоря о конституционной монархии, стоит отметить, что она выступает в виде дуалистической и парламентарной. Парламентарная монархия представляет собой более демокраическую форму правления, где права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти и действует принцип «Монарх царствует, но не правит». Правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах. Лидер победившей партии и становится во главе государства. От монарха требуется лишь формальное утверждение. Классический пример парламентарной монархии – Великобритания.

Дуалистическая (двойственная) монархия- переходная форма правления и возникает она в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в силах безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в состоянии взять всю полноту политической власти в свои руки. Студенты подробно разбирают признаки дуалистической монархии и примеры стран с данным видом монархии. Отмечается, что некоторым современным монархиям присущи определенные черты дуализма (Кувейт). Дуалистическая монархия характерна для стран с сильными пережитками феодализма, поэтому в «чистом» виде дуалистических монархий в современном мире не существует.

В современном мире существуют и нетипичные формы монархии: выборная, сочетающая элементы монархии и республики существует ныне в Малайзии, где король избирается на 5 лет особым совещанием из числа наследственных султанов девяти штатов; коллективная монархия в ОАЭ, где полномочия монарха принадлежат Совету эмиров; патриархальная монархия в Свазиленде, где король, по существу, вождь племени.

При разборе монархии как формы правления обязательным является материал о видах престолонаследия. Опыт показывает, что, как правило, студенты неплохо ориентируются в «верхушках» материала. Но когда требуется более глубокое раскрытие, это вызывает затруднение. Это в частности относится и к вопросу о разных системах престолонаследия. Поэтому на данный материал обращается особое внимание. Студенты отмечают, что существует две системы наследования престола: персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

  • салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

  • кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, но мужчины имеют преимущество;

  • австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

  • шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Семейная же система наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

После отработки понятия «монархия» студенты переходят к работе с формой правления в виде республики. Республика – это такая форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Базовые признаки республики:

- выборность высших органов государственной власти;

-участие граждан в управлении делами государства;

-разделение властей;

-определенная процедура принятия решений высшими органами власти;

-высокий авторитет судебной власти.

Все республики можно разделить на три вида: президентские (впервые введена по Конституции в США), парламентские (например, Италия) и смешанные (например, Франция). Президентская республика является разновидностью республиканской формы правления, которая характеризуется тем, что избираемый всенародно президент юридчески и фактически является главой государства и исполнительной власти. Парламентская республика также является разновидностью республиканской формы правления, которая характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, который, в свою очередь, является лишь главой государства, но не исполнительной власти. Само определение «республика смешанного типа» говорит о том, что при данной форме правления сочетаются элементы президентской и элементы парламентской республик, а именно: глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, он наделен юридически и реально большими полномочиями, а правительство формируется парламентским путем и несет ответственность политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Правительство возглавляет премьер-министр. Особого внимания всегда требует материал о нетипичных видах республик. Например, теократическая республика, при такой форме государственного правления власть сосредоточена у духовенства или главы церкви (Ватикан); для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики (в условиях однопартийного режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же не имел реальных полномочий – Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Подводя промежуточный итог, отмечаем:

монархия республика

абсолютная ограниченная 1.президентская: США, Боливия. Панама

Катар 1. парламентарная 2. парламентская: Германия, Италия

( Бельгия, Дания) 3. смешанная: Франция, Россия

теократическая 2. дуалистическая

(Ватикан) (Кувейт, Иордания)


Далее начинается работа со второй составляющей формы правления – формой государственного устройства, которая раскрывает способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной и местной властей. Поочередно, с помощью учебника, отрабатываются понятия, признаки и примеры стран с унитарной, федеративной и конфедеративной формами государственного устройства. В данном вопросе наибольшее внимание уделяется наиболее распространенной форме государственного устройства – унитарному государству, являющееся единым государством и в то же время, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К таким государствам относятся Великобритания, Испания, Китай, Казахстан, Япония и др. В отличие от унитарного, федеративное государство – это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, где взаимоотношения с центром основываются на разделении предметов ведения и полномочий, которые закреплены в Конституции. К таким государствам относятся Бразилия, Россия, Германия, США. Конфедерация- это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях, при этом каждое государство сохраняет свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация в современном мире встречается редко (Европейский Союз).

В данном вопросе стоит также отметить, что некоторые правоведы выделяют еще одну своеобразную форму ассоциированного объединения государств – содружество. После развала СССР ряд его бывших республик предприняли попытку создать Содружество независимых государств. Подводя промежуточный итог, отмечаем:

Форма государственного устройства


Унитарное Федерация Конфедерация Содружество

Япония 1. территориальная Египет+Сирия СНГ

Греция (США, ФРГ) в сер.ХХ века Франция 2. национальная

Казахстан (Индия)

3. договорная

(США)

4. учредительная

(Российская Федерация)


Третьей составной частью формы государства является вид политического режима данного государства, т.е. совокупность способов и методов осуществления власти. Выше уже отмечалось, что политический режим может быть демократическим или антидемократическим. Этот вопрос можно представить в виде таблицы:


Демократический режим

Антидемократический режим

1) провозглашение и гарантированность прав и свобод человека

1) подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод

2) правовой характер деятельности государственных органов

2) главенство государства над правом

3) демократические методы государственного властвования

3) диктатура одной политической партии, класса.

4) политическое многообразие общественной жизни

4) огосударствление общественных организаций

5) защищенность личности от произвола и беззакония

5) милитаризация общественной жизни

6) свобода личности в сфере экономической деятельности

6) преследование за официально не признанные убеждения, инакомыслие.

Особое внимание на уроке должно быть уделено демократии и ее формам, а также вопросу об институтах прямой демократии. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства. Различают непосредственную демократию, при которой основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами (референдум) и представительную демократию, где решения принимаются выборными учреждениями (парламент). Институты демократии получают наиболее полное развитие в правовом государстве. Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, диктаторский, деспотический, тоталитарный, фашистский, авторитарный. Например, тоталитарный режим- это такой политический режим, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над всеми сферами жизни общества и характеризуется фактической ликвидацией конституции прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (нацистская Германия).

В конечном счете форма государства – это совокупность трех признаков и нельзя судить о государстве лишь по одному из них. Изменения, происходящие в современном мире, безусловно, потребуют корректировки выше перечисленных признаков и характеристик.

Домашнее задание: К.И.Оспанов Основы права, стр.9-24. Письменно в тетради дать характеристику формы государства:

1 вариант: Германия, Швеция, Франция, Япония

2 вариант: США, Норвегия, Италия, Греция

3 вариант: Россия, Финляндия, Испания, Египет