СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С.Пушкина

«Станционный смотритель».

Тема: « Моральный суд над Дуней Выриной».

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти

будет, и да долголетен будеши на земле.

Евангелие, Пятая заповедь.

Цели урока:

  1. Обучить учащихся самостоятельному осмыслению прочитанного текста.

  2. Развивать монологическую и диалогическую речь.

  3. Развивать умение выстраивать защиту и обвинение литературного героя.

  4. Способствовать раскрытию артистических способностей учащихся.

  5. Обучить выявлению притчевого смысла произведения.

  6. Дать понятие евангельского сюжета.

  7. Продолжить обучение написанию эссе.

  8. Воспитывать уважительное отношение к родителям, создать условия для размышлений о взаимоотношениях с собственными родителями.

  9. Воспитывать эмпатию.

  10. Прививать православные традиции.

  11. Применять элементы работы в ТРКМЧП.


Урок проводится в форме суда, что вызывает большой интерес у ребят, ведь современное телевидение позволяет наблюдать процесс ведения суда достаточно часто, и дети сами легко распределяют роли накануне ведения «суда». Каждый из получивших свою роль заранее перечитывает текст, готовится к выступлению.


Роли выступающих на суде:

Судья

Прокурор

Адвокат

Истец – Самсон Вырин

Ответчик – Евдокия Самсоновна Вырина

Свидетели: титулярный советник, гусар Минин,

доктор – немец, мальчик

Оборудование: Евангелие с «Притчей о блудном сыне», учебники литературы с текстом «Станционного смотрителя», фотографии, рисунки, кафедра для выступлений.

Ход урока:

1.Стадия вызова.

Вопросы учителя:

1.В каких произведениях, изученных в этом году, мы встречались с темой семейных отношений? («Недоросль», «Бедная Лиза»)

2. Что характерно для отношений членов этих семей? ( Для первой – отсутствие любви и уважения, привязанности, для второй – нежная преданность и забота друг о друге)

3. Чем – то истории Дуни и Лизы все же похожи. Чем?( Та и другая заставляют страдать своих родителей, родители в результате погибают).

4. Какой евангельский сюжет лежит в основе «Станционного смотрителя»?(2Притча о блудном сыне).

5. Прослушивается текст притчи ( Учитель предлагает обратить внимание на то, что зачитывает он ее из книги, предназначенной для внеклассного чтения в



церковноприходской школе, этой книге более ста лет). Учащиеся делают вывод, что смысл этой притчи не потерял актуальности и в наши дни, растолковывают значение и смысл притчи.

6. Как по-вашему, почему именно эти картинки выбрал для украшения своей «смиренной обители» смотритель? ( Учитель помогает разобраться в сложном философском смысле их: все мы – сыновья Божии, в любой момент можем оступиться, но Отец наш всегда примет блудных сыновей. Смотритель понимал этот смысл)

7. Выявляется кольцевая композиция притчи, зарисовывается схема.

2. Стадия осмысления.

Судья : Встать, суд идет… Сегодня мы проводим моральный суд над героиней произведения Евдокией Выриной. Мы не можем быть равнодушны к несчастью любого человека, даже и литературного героя. Сегодня мы рассматриваем семейное дело Выриных об оставлении дочерью своего отца и доведения его до отчаяния и последовавшей за этим смерти. Для дачи показаний приглашается истец Самсон Вырин, служащий 14 класса, занимавший должность станционного смотрителя.( И так далее суд ведет судья, которым может быть и учитель, и ученик).


-Истец Вырин рассказывает о многолетней службе на станции, о трудностях ее и счастье, которое давала ему любимая и единственная дочь Дуня.


- Прокурор выносит обвинение.


-Ответчик, Дуня В., что была счастлива в доме отца, любила его.


- Адвокат произносит слово в защиту обвиняемой.


-Основной свидетель, титулярный советник, повествует о двух посещениях обители смотрителя и о том, что он наблюдал там в первый и второй свой приезд.


- Свидетель Минский рассказывает о том, какой показалась ему Дуня, о своем плане ее похищения.


- Адвокат предполагает, что главным виновником является Минин, который разрушил семейное счастье Выриных.


- Истец повествует о своих попытках вернуть дочь.


- Прокурор произносит обвинительную речь.


- Адвокат выступает в защиту Дуни.


- Дуня дает объяснения, почему не могла вернуться к отцу.


- Истец рассказывает о том, что с ним произошло дальше.


-Адвокат приглашает еще одного свидетеля – мальчика.


- Свидетель мальчик рассказывает о том, как он наблюдал приезд барышни на могилу отца, ее поведение там.




- Прокурор произносит окончательный приговор и определяет меру наказания Евдокии Выриной.


- Слово предоставляется Дуне. Она искренне раскаивается в содеянном предательстве отца и не просит у суда оправдания ее поступка, потому что главный ее судья –совесть-никогда не даст ей покоя.


- Адвокат выступает с последней речью в защиту подсудимой.


Суд выносит окончательный приговор, опираясь на Пятую заповедь.


3. Стадия рефлексии.

Учащиеся составляют сравнительную таблицу.

История блудного сына

Линии сравнения

История Дуни Выриной

Уходит из дома со своей долей и с благословения отца

Удаление из родительского дома

Убегает тайно, без благословения

Ведет развратный образ жизни

Образ жизни

Ведет предосудительный образ жизни

Возвращается к отцу при его жизни

Возвращение домой

Не возвращается к отцу при жизни, приходит на могилу

Получает прощение, понимает свой проступок

Прощение

Не получает ни прощения, ни успокоения своей душе


Полученные результаты резюмируются. Выводы могу быть различными:

- Дуня будет наказана тем, что в будущем ее дети обойдутся с ней так же;

- Ее всю жизнь будет мучить совесть;

- Неизвестно – каково ее положение в обществе: богатая ли она барыня или просто содержанка богатого дворянина и т.д.

Домашнее задание: Написать эссе « О чем плакала Евдокия Самсоновна?»