Конспект урока по технологии в 9 классе
Тип урока: Изучение новых знаний.
Тема раздела: Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.
Тема урока: Обработка шлевок.
Цель: научить правильно, обрабатывать шлёвки с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности.
Образовательные задачи: продолжать знакомить учащихся с тканями, формировать навык работы на промышленном оборудовании, познакомить учащихся с различными способами обработки шлевок.
Коррекционно-развивающие задачи: формировать координацию движений при работе с оборудованием, развивать мелкую моторику кистей рук при выполнении операций по изготовлению и обработке шлёвок; развивать умение преодолевать трудности при выполнении заданий; коррекция и развитие мыслительной деятельности при работе с учебником, инструкционной картой.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: компьютер, образцы шлевок с различными способами обработки и видами тканей, образцы видов ткани, инструменты, приспособления, швейные машины, утюжильное оборудование, инструкционные карты.
Подготовительная работа: проверить оборудование, подготовить наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, организовать работу дежурных.
Ход урока
Психологическая подготовка:
Учитель - добрый день, я очень рада видеть вас. Занимайте свои рабочие места и начинаем урок.
Организационный момент:
Учитель - у меня очень хорошее настроение, поэтому мне хотелось бы узнать с каким настроением пришли вы? Пожалуйста, выберите смайлики по-своему настроению и приклейте в тетрадь, (Приложение 1).
Изучение нового материала:
Учитель - мы с вами начинаем изучение нового раздела программы: «Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий» (на доске написана тема раздела), (Слайд 1). Деталей поясных изделий много, и чтобы узнать, о какой сегодня пойдет речь, надо отгадать слово. Задание: отгадайте слово согласно последовательности цифр (на доске лист бумаги с перепутанными буквами), (Приложение 2).
Ответы учащихся – шлёвка.
Учитель – опираясь на тему раздела (записанную на доске) давайте попробуем вместе сформулировать тему урока: «Обработка шлёвок».
Учитель – вам знакомо это слово? Что вы хотите о них узнать?
Ответы учащихся – откуда произошли, зачем они нужны, для чего используются, как обрабатываются.
Учитель – пишет на доске напротив слов - Знать: Что такое шлёвка? Зачем они нужны? Уметь: Раскроить и обработать.
Давайте попробуем вместе дать определение слову «шлёвка». Что это, предмет, инструмент, деталь, как назовем её?
Ответы учащихся – такая петелька, которая пришивается к изделию.
Учитель – близко, но давайте обратимся к словарю, Википедии, (Слайд 2). А также прочитаем в учебнике, стр. 152.
Учащаяся зачитывает определение.
Учитель – в тетрадях запишите число, тему раздела и тему урока, и записывает тему урока на доске, и обращает внимание, как пишется слово «шлёвка». Через букву «ё» и «в».
Учащиеся - записывают определение, и потом прочитывают каждая еще раз.
Учитель – положите ручки и посмотрите на доску, мы ответили, «Что такое?»
Ответы учащихся – ответили.
Учитель – переходим к следующему вопросу, зачем нужны шлёвки?
Ответы учащихся – для того чтобы держался ремень.
Учитель – в каких изделиях встречаются шлевки?
Ответы учащихся – платьях, халатах, юбках.
Учитель – внимание на слайд, (Слайд 3, 4). Еще шлёвки встречаются в военном снаряжении, в ремнях, в галантерее, в одежде, но могут быть декоративными и украшать вещь. Что же пишут в учебнике «Зачем нужны шлёвки»?
Учащаяся зачитывает – шлёвки удерживают в правильном положении ремень на поясе юбки или брюк.
Учитель – верно, запишите в тетрадь ниже под цифрой «2». Учитель еще раз спрашивает каждую учащуюся для чего нужны шлёвки. Положите ручки. Обратите внимание на доску. Мы ответили на вопрос «Зачем надо?»
Ответы учащихся – ответили.
Учитель – обычно, на юбке располагают 4 шлёвки, а на брюках на одну больше, (Слайд 5). Какое количество шлёвок располагают на брюках?
Ответы учащихся – 5 шт.
Учитель – что нам необходимо, для того чтобы выполнить шлёвки? Прикрепляет на доску слово «шлёвка».
Ответы учащихся – «ткань», «раскрой», «швы», «оборудование», «техника безопасности».
На доске прикрепляются слова в виде цветочка по ходу объяснения - в центре слово «шлёвка», (Приложение 3).
Учитель – все ответы правильные. Давайте по порядку рассмотрим последовательность изготовления шлёвок. Мы с вами на прошлых уроках изучали виды тканей, и сегодня нам эти знания пригодятся. Раздает образцы видов тканей и просит их рассмотреть, потрогать их на ощупь, (Приложение 4). Как вы заметили, они пронумерованы. Задание - определите название ткани. Поднимаем руку, называем номер образца и название ткани.
Ответы учащихся – № 1 - ситец, хлопковая ткань, № 2 - льняная ткань, № 3 -шерстяная ткань, № 4 - шелковая ткань, № 5 - гладкоокрашенная, шелковая ткань.
Учитель – подумайте и скажите, с какой ткани легче всего выполнить шлёвки, а с какой труднее? А почему?
Ответы учащихся – из ситца легче, из шелковой сложнее. Шелк скользит.
Учитель – раздает образцы шлёвок и просит назвать из какой ткани они выполнены, (Приложение 5).
Ответы учащихся - № 1 - из шелковой ткани, № 2 – из ситца, № 3 - из кожи, № 4 - джинсовой, № 5 - джинсовой, № 6 – из костюмной ткани.
Учитель – после того как вы узнали из какой ткани могут выполняться шлёвки, переходим к следующему этапу изготовления. Что включает в себя подготовка ткани к раскрою?
Ответы учащихся – определение дефектов ткани, нахождение изнаночной и лицевой стороны, долевой нити, ВТО ткани.
Учитель – какие молодцы, давайте с вами определимся, как будет, проходит нить основы в шлёвках?
Ответы учащихся – по долевому направлению.
Учитель – запомните, в изделиях нить основы всегда проходит вдоль длины изделия, в шлевке будет проходить также.
Учитель - по каким признакам вы определяете долевое направление в ткани?
Ответы учащихся - по кромке, по звуку, по толщине нитей, по степени растягивания. По кромке – идет вдоль кромки; по звуку – звонкий хлопок; по степени растягивания – не тянется; по толщине нитей – тонкая и гладкая.
Учитель – найдите ответ в учебник, как проходит нить основы, и запишите под цифрой «3». Спрашивает учащихся прочитать, что записали.
Учитель – от чего будет зависеть длина шлёвки? Показ на слайде длины шлёвки. Давайте найдем ответ в учебнике. Запишите в тетрадь под цифрой «4»: длина шлёвки зависит от ширины ремня и должна быть на 0,5 – 1см больше, чтобы ремень или пояс свободно протягивался через нее. А теперь вместе посчитаем, какой длины должны раскроить шлёвку. Ширина пояса/ремня - 5 см, добавляем 1 см для свободного протягивания ремня и плюс на швы с двух сторон (сверху и снизу) по 1 см, итого – 8 см. делает запись на доске:
Д шлёвки = ширина п/р + П +швы; 5+1+2=8
Раскрой: Д шлёвки * количество (4 или 5); 8*5=40 см. – запишите в тетрадь расчет длины шлёвки.
Учитель – обратите внимание на образцы готовых шлёвок. Они отличаются по ширине? От чего зависит ширина шлёвки?
Ответы учащихся – ширина шлёвок зависит от фасона изделия.
Учитель – найдите ответ в учебнике, стр.152 и запишите в тетрадь под цифрой «5». А как рассчитать ширину шлёвки? Давайте посчитаем:
Ш. шлёвки = 1,5 * 2 + швы; 1,5 см*2+2=5 см. – запишите в тетрадь.
Учитель – переходим к следующему этапу. Можете ли вы по готовым образцам определить, каким швом обработана шлёвка?
Ответы учащихся – да.
Учитель – назовите номер образца и название шва.
Ответы учащихся – № 1 - стачной, № 2 – накладной, № 3 - накладной, № 4 - накладной, № 5 - накладной, № 6 – обтачной.
Учитель – найдите ответ в учебнике и запишите в тетрадь под цифрой «6» какими швами обрабатывают шлёвки. Какие детали вы уже выполняли с такими швами?
Ответы учащихся – бретели, ручки для сумки, боковые швы, плечевые швы, воротник, манжеты, карманы.
Учитель – верно, молодцы. Переходим к следующему этапу. Скажите, какое оборудование необходимо для обработки шлёвок?
Ответы учащихся – швейная машина, оверлок, утюжильное оборудование, инструменты, приспособления.
Учитель – на всех ли образцах, представленных перед вами применяется оверлок? На каком образце он применяется? Назовите номер образца.
Ответы учащихся – под номером 4.
Учитель – при массовом пошиве на швейных фабриках шлёвки изготавливают на специальных двухигольных швейных машинах с использованием различных приспособлений, (Слайд 6). На ваших образцах шлёвка под номером – 5 выполнена на двухигольной швейной машине.
Сейчас мы с вами разберем, как выбор шва влияет на обработку из различных тканей. Но перед этим проведем физкультминутку, (Приложение 6).
Учитель – рассмотрим образцы готовых шлёвок: 1 образец применяется для легких тканей и используется стачной шов; на 2 образце используется накладной шов с двумя закрытыми срезами; на 3 образце применяется накладной шов; на 4 образце используется накладной шов с одним обметанным срезом; на 5 образце используется двух игольная специальная швейная машина; 6 образец применяется для широких шлёвок из толстых тканей и используется обтачной шов.
Учитель – мы с вами будем выполнять два вида шлёвок под образцами 2 и 4. Показ и разбор учителем последовательности выполнения шлёвок с использованием инструкционной карты, (Приложение 7), (Слайд 7, 8).
По каким критериям будем проверять качество работы?
Ответы учащихся – ровные строчки, ВТО выполнена качественно, одинаковой ширины.
Учитель – корректирует ответы и раздает лист самооценки, (Приложение 8).
Перед выполнением практической работы повторим технику безопасности. Расскажите правила безопасной работы на швейной машине. Расскажите правила безопасной работы электрическим утюгом. Расскажите правила безопасной работы с иглой и ножницами. Учащиеся рассказывают технику безопасности.
Выполнение практической работы:
Учитель – сначала я вам предлагаю выполнить шлевку под номером 2, самым легким способом, затем под номером 4, более сложным способом. Учащиеся приступают к выполнению шлёвок, опираясь на инструкционную карту. По ходу выполнения работы учителем осуществляется индивидуальная помощь детям, испытывающим затруднения. Во время выполнения практической работы проводится физминутка, (Приложение 9).
Первичное закрепление нового материала: вопросы для беседы:
1. Какую деталь вы сегодня выполняли на уроке?;
2. Что такое шлевка?;
3. Для чего применяют шлёвки?;
4.От чего зависит длина шлёвки?;
5.От чего зависит ширина шлёвки?;
6. Какие швы применяются при обработке шлёвок?
Учитель – обращаю ваше внимание на цели, которые вместе запланировали в начале урока. Мы на все вопросы ответили?
Ответы учащихся – да.
Подведение итогов: Теперь необходимо оценить Вашу работу, по критериям в листах самооценки образец №1, образец №2. (учащиеся работают с листами самооценки). По завершению этапа самооценивания, учащиеся сдают альбомы с листами самооценки учителю для оценивания образцов. Учитель комментирует оценки учащихся, объявляет итоговые оценки за работы.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Необходимо заполнить таблицу, для чего нужно проверить все шлевки на изделиях, определите, из какой ткани они выполнены, и какой ширины. (Приложение 10).
Рефлексия: оцените свое настроение, выберите смайлики и приклейте в тетрадь, (Приложение 11). Внимание на слайд, (Слайд 9), по желанию выберите себе фразу и завершите ее самостоятельно.
Спасибо за урок, вы свободны.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6
Физкультминутка
Ученики повторяют движения за учителем
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо)
Все ответы мы нашли,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук)
Приложение 7
Обработка шлёвок накладным швом с двумя закрытыми срезами на образце
Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножницы, напёрсток, булавки, швейная машина, гладильная доска, утюг, альбом, клей.
Материалы для работы: ткань для шлёвок, швейные нитки, портновский мел, линейка.
Технологическая карта
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, приспособления, материалы |
1 | Раскроить полоску из ткани для изготовления трёх шлёвок: длина равна 24 см ширина 5 см. |   | Ткань для шлёвок, портновский мел, ножницы, линейка. |
2 | Отметить портновским мелом припуски швов с двух сторон на лицевой стороне ткани. |    | Портновский мел, линейка. |
3 | По меловым линиям заутюжить припуски на шов на изнаночную сторону. |  | Гладильная доска, утюг. |
4 | Сложить полоску вдоль пополам изнаночной стороной внутрь, уравнять подогнутые края детали, наметать. | | Игла, ножницы, наперсток, нитки, булавки. |
5 | Проложить машинную строчку на расстоянии 2-3 мм от подогнутых краёв. Проложить вторую машинную строчку на расстоянии 2-3 мм от сгиба детали. |  | Швейная машина, нитки в цвет ткани, ножницы. |
6 | Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов. | | Ножницы, гладильная доска, утюг. |
7 | Разметить и разрезать обработанную полоску на три равные по длине шлёвки. |  | Линейка, портновский мел, ножницы. |
8 | Оформить образцы в альбом и подписать. | | Альбом, клей, карандаш, линейка, ручка. |
Обработка шлёвок накладным швом с одним закрытым срезом на образце
Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножницы, напёрсток, булавки, швейная машина, гладильная доска, утюг, альбом, клей.
Материалы для работы: ткань для шлёвок, швейные нитки, портновский мел, линейка.
Технологическая карта
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, приспособления, материалы |
1 | Раскроить полоску из ткани для изготовления трёх шлёвок: длина равна 24 см ширина 3,5 см. |   | Ткань для шлёвок, портновский мел, ножницы, линейка. |
2 | Отметить портновским мелом припуски шва с одной стороны, другую сторону обметать по лицевой стороне. |  | Портновский мел, линейка, промышленная машина 51А класса. |
3 | По меловым линиям заутюжить припуски на шов на изнаночную сторону. |  | Гладильная доска, утюг. |
4 | Обметанный край полоски наложить на заутюженный край, наметать. |  | Игла, ножницы, наперсток, нитки. |
5 | Приутюжить полоску. |  | Гладильная доска, утюг. |
6 | Проложить машинную строчку посередине полоски с лицевой стороны. |  | Швейная машина, нитки в цвет ткани, ножницы. |
7 | Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов. | | Ножницы, гладильная доска, утюг. |
| Разметить и разрезать обработанную полоску на три равные по длине шлёвки. | | Линейка, портновский мел, ножницы. |
8 | Оформить образцы в альбом и подписать. | | Альбом, клей, карандаш, линейка, ручка. |
Приложение 8
Лист самоанализа
Способы обработки шлёвок | Раскрой выполнен по долевому направлению | Ровные шлевки по всей длине | Ровные строчки | ВТО выполнена качественно | Количество шлёвок равные по длине | Общая оценка |
Количество баллов по операциям |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Накладным швом | | | | | | |
Накладным швом с обметанным краем | | | | | | |
Оценка учителя______________________________
Приложение 9
Физкультминутка
1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянули руки вперед, сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем. Повторить 4–5 раз.
4. Повороты туловища вправо и влево. Повторить 4–5 раз.
Приложение 10
Домашнее задание:
Название изделия | Ткань | Ширина |
Брюки | | |
Юбка | | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 11