1 класс Обучение грамоте(чтение)
ТЕМА: Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж].
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дети познакомятся с новым звуком [ ж] и его артикуляцией;
- научатся различать звуки [ ж] и [ ш], установят их сходство и различие;
- повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;
- повторят правописание жи, ши;
- отработают навыки чтения с новыми буквами.
Оборудование: азбуки, печатная буква Ж, предметные картинки, слоговая таблица с буквой ж,
Ход урока
І. Орг.момент
ІІ.Актуализация знаний
1.Объясните смысл пословицы: Дружба , как стекло, разобьешь – не сложишь.Чему она нас учит?
2.Слоговое лото. Составьте и прочитайте слова.
мы ны
ва ши ло
ды пы
ІІІ.Постановка задач урока и определение темы урока.
- Отгадайте загадки.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он (жираф).
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый,телом серый,
Бродит по болотам ,
Ловит в них лягушек
Зеленых попрыгушек. Журавль.
Я на ветке сижу,
Свою букву всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.(Жук)
Как одним словом можно назвать все отгадки?
(Животные)
Произнесите первый звук в отгадках.(Ж)
Определите тему урока и поставьте задачи. (дети выполняют
задание).
ІV.Работа по теме урока
-Ребята скажите , на какие две группы делятся все звуки? (гласные, согласные) А как их различаем?
- Какими могут быть согласные звуки(Мягкие-твердые, звонкие-глухие парные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки и каким согласные?
1.Знакомство со звуком [ ж]
Фонетическая зарядка.
– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Какой это звук? (Согласный, шипящий, звонкий. Произносится с препятствиями.)
Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ж].
Жук ужи жаба стрижи ежи жираф снежинки лыжи
Дайте характеристику звуку [ ж] .( согласный, шипящий, звонкий, твёрдый, парный).
- А сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши всякий раз, когда услышите звук [ ж].
Кошка, ножницы, мыши, замок, ужи, цапля, щит, журавль, лиса, ёжик.
2.Знакомство с буквами Ж,ж
- Звук [ ж] обозначается буквой Ж (же).
- На что похожа буква Ж?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её не растопит уже.
Если сноп, как пояском.
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву ж.
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
3. Различие звуков [ ж] и [ ш],сочетания жи - ши
1.Игра. – Рбята в словах, которые я назову , замените первый звук на звук[ ж ] так, чтобы получились новые слова
Лук – жук, мало – жало, Пучок – жучок, ,Веня – Женя, пир – жир,
пил – жил
Составьте звуковую схему слова пил. (Работа выполняется на доске). - Какие согласные звуки есть в этом слове? ( Звуки [п ], [л ].) - Почему вы обозначили их квадратами разных цветов? - Почему мы слышим мягкий звук [п ] ? ( Его смягчает буква и). - Составьте звуковую схему слова жил. - Что вы заметили? ( В этом слове нет мягких звуков: буква и не смягчает звук [ж ]. Все согласные в этом слове твёрдые.) - Какой вывод можете сделать? ( Звук [ж ] – согласный, звонкий, всегда твёрдый и не бывает мягким.)
- Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ ж]?
В слоге - слиянии жи пишется буква и.
Чтение слогов по таблице.
Пользуемся правилом жи – ши пиши с буквой и.
- Прочитайте слова : шалашик-шалаш [ ш], ножик- нож [ ш]
- Какую букву нужно написать на конце слова?
- На какой звук очень похож звук [ ж ] на конце слов? (на звук [ ш]. Нужно изменить слово и услышать ясный звук.).
Работа с учебником. (с. 25).
Рассмотрите картинку. Чем заняты дети? (Играют.)
Прочитайте текст «Жмурки» Расскажите, о чём вы прочитали? Что бы вы посоветовали играющим детям? (Я бы рассказал им новую считалку. Я бы посоветовал, что место для игры нужно выбирать ровное, без луж.)
4. Учащиеся печатают букву Ж ж в тетрадях.
Физминутка
Работа с рассказом «Первые снежинки» (с. 26).
Давайте представим хорошую зимнюю погоду и подумаем, что же произошло дальше? Что делают дети?
Продолжайте. Прочитайте слова в столбиках.
6.Рефлексия
- Пожалуйста, выскажите своё мнение об уроке.
- Что нового узнали? В чём сходство и различие звуков [ ж ] и
[ ш]?
-Какая орфограмма объединила эти два звука?
Ребята при чтении рассказа добавьте слова по смыслу, в которых бы встречался звук ж.
У девочки по имени … ( Женя) есть собачка по кличке…(Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом… (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким…(жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего…(ежа) с маленькими …(ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.
5