1. Показать учащимся значение семьи в жизнь человека;
2. Доказать, что взаимопомощь членов семьи – основа её благополучного существования;
3. Развивать познавательную и творческую активность;
4. Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Доброе утро. Передало солнышко Всем свое тепло Все у нас сегодня Будет хорошо. Улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. Давайте ребята, улыбнемся и гостям и пожелаем им хорошего дня. Садитесь тихонечко в позу ученика. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок. | Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности. |
Самоопределение к деятельности | Мне нужна ваша помощь, в решении ребуса. Мы с вами уже решали ребусы на уроки азбуки и знаем, как это делать. Какое слово зашифровано? (на слайде) 7Я Почему в этом слове 7 я? Правильно, все члены семьи должны быть равноправны. 7 точно таких же, как и я членов семьи. Как вы думаете, о чем будем с вами говорить на уроке? Составим план нашей работы на уроке. Вы знаете, значение слова «семья»? Какой первый пункт будет? Что есть у каждого человека с рождения? Предлагаю узнать, что такое фамилия, имя, отчество. Как Вы думаете, есть ли какие-то качества у членов семьи? Я предлагаю разобраться, как должны относиться друг к другу члены семьи. Дома у Вас было творческое задание, как думаете, что по Вашим рисункам мы можем сделать? | Решают ребус. Семья Высказывают своё мнение, почему в этом слове 7я. Формулируют тему урока. Семья, как живёт семья. С помощью учителя составляют план работы на уроке. Отвечают на вопросы. План работы: 1. Узнать значение слова «семья» Предполагают, что есть каждого человека (имя, отчество, фамилия). 2. Узнать про фамилию, имя и отчество Отвечают на вопросы. Предполагают название следующего пункта. 3. Как должны относиться друг к другу члены семьи Отвечают на вопросы. 4. Интересные события в жизни семьи | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: ставить и формулировать тему и цели урока Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности. |
Открытие нового знания. Работа над новой темой. | У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? Мне хотелось бы выяснить, как вы понимаете слово «семья»? Что такое – «семья»? Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. А давайте посмотрим, какое значение слова «семья» нам дает словарь Сергея Ивановича Ожегова. (На слайде). Вернемся к нашему плану. Мы узнали, значение слова «семья»? Переходим к следующему. Семьи есть большие, есть и маленькие. Раньше в Древней Руси семьи были очень большие. Семья состояла из мамы, папы, родители папы и 15 детей, а иногда и больше. Все детишки были помощниками для своих родителей: девочки помогали маме, а мальчики были помощниками папы. Сейчас в современном мире семьи бывают разные: маленькие и большие. Даже есть семьи, где ребенка растит одна мама или один папа. Есть семьи, где один ребенок или много детишек. Но, несмотря на это они все равно являются семьёй. Обращаясь к человеку, мы всегда называем его…, а если это взрослый человек, то называем…. У каждого из нас есть имя и отчество, а что ещё у нас есть? А знали ли Вы, что фамилия с немецкого языка на русский переводится, как семья. А от кого нам достаётся наша фамилия? У каждого из нас есть фамилия, она нам достается от родителей: от папы или мамы. А откуда появляется у нас имя? Также у каждого есть имя, им нас награждают наши родители при рождении. За именем следует отчество, как вы думаете, как оно образовалось? Вот меня зовут Кристина Андреевна, моё отчество, если его переводить буквально обозначает, что я дочь Андрея так зовут моего папу. Наше отчество передается от отца, и оно означает, что вы дочь или сын своего отца. Давайте попробуем назвать своё имя и отчество. | Мама, папа, бабушка, дедушка. Высказывают своё мнение, что такое семья. Знакомится с определением «Семья» из словаря С.И. Ожегова. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Да, узнали. Отмечаем фишкой, что пункт выполнен. Слушают информацию. Добавляют интересные факты, которые им известны. Отвечают на вопросы. Дополняют учителя. Называем его ИМЯ. Взрослого человека называем по ИМЕНИ ОТЧЕСТВУ. У нас есть также ФАМИЛИЯ. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. От родителей (мамы, папы). Его нам дают родители (мама, папа, бабушка, дедушка). Делают предположение, как образуется отчество. Называют своё имя и отчество. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; развивать умение оценивать правильность выполненного задания. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: уметь называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. |
Первичное закрепление | Работа в группах. Собери семью. Выполнять сегодня на уроке задание я предлагаю вам в группах. 1 ряд- это 1 группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд – группа. Соберитесь у одного стола. Но прежде чем я дам задание, вспомним правила работы в группе. (На слайде) Выберите капитанов в своих группах. Задания группам: Вам нужно собрать фотографию семьи. На листочке записано «Семья Семеновых» и даны картинки разных людей, на которых подписаны ФИО. Вам необходимо найти подходящих членов семьи собрать фотографию семьи. (Даётся время для выполнения работы. Совместна проверка задания). А почему оставшиеся картинки не вошли в фотографию семьи Семеновых? Докажите. Вернемся к нашему плану. Мы с вами узнали про ФИО? Переходим к следующему пункт. Какой это пункт? А сейчас я предлагаю просмотреть небольшой ролик о семье и подумать, а что, значит отвечать друг за друга в семье. Просмотр ролика. Как вы понимаете, что, значит, отвечать в семье друг за друга? Немного отдохнем. Физминутка. Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (поднимаем руки вверх) Раз, два, три, четыре, пять, (приседаем) Всех могу пересчитать: (сгибаем и разгибаем пальцы) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка Мой сверчок, щенок и я, (поочередное поднимаем пальцы) Вот и вся моя семья. | Работа в группах. Собери семью. Делятся на три группы, объединяясь за одним столом. Дети называют правила работы в группах. Работать все вместе. Распределить обязанности. Каждый должен выполнять какую-то работу. Относится с уважением друг другу. Слушать друг друга, не перебивать. Не ругаться, не кричать. Обсуждать и выполнять работу тихо, чтобы не мешать другим командам. Когда закончили работу, навести порядок и подать знак о том, что работа завершена. Выбирают капитанов. Слушают задание. Распределяют роли, выполняют задание. Совместно поверяем правильность выполнения задания. Каждый капитан представляет результат работы своей группы. Отвечают на вопросы. Доказывают свою точку зрения. Потому что у них другая фамилия. Да, узнали. Отмечаем фишкой, что пункт выполнен. Как должны относиться друг к другу члены семьи. Смотрят ролик про семью. Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение. Выполняют физминутку. | Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе. Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; развивать умение оценивать правильность выполненного задания. Предметные: уметь называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Какую семью можно назвать дружной? Настоящую дружную семью – очень трудно сохранить. Для этого нужно очень много работать. Не только на работе, но и в семье. А над чем нужно работать? Игра. У вас на столах лежат сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Возьмите их в руки и покажите. Мы сейчас поиграем в игру. Я буду называть качества, а вы должны показать с помощью карточек подходит ли это качество настоящей дружной семье. Если считает, что подходит, то поднимаете зеленую карточку, а если считаете, что не подходит, то красную. Дружба, ругань, зависть, уважение, ложь (обман), любовь, обида, забота, оскорбление, общие интересы. Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке? А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени? А для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна? Вернемся к плану. Мы узнали, как должны относиться друг другу члены семьи? Выставка детских рисунков. В жизни каждой семьи всегда есть много интересных событий. Я думаю, каждый из вас гордится своей семьёй и с удовольствием расскажет нам об интересных событиях в жизни своей семьи. Я, к сожалению, не могу спросить сейчас всех, но не расстраивайтесь, тех, кого я не спросила, расскажут на перемене. Вновь обратимся к плану, мы с вами узнали об интересных событиях из жизни семьи? | Отвечают на вопросы. Берут сигнальные карточки. Слушают учителя. Дают ответ, поднимая карточку, соответствующего цвета (зелёная: подходит качество, красная: не подходит). Зелёная карточка: дружба, уважение, любовь, забота, общие интересы. Красная карточка: ругань, зависть, ложь (обман), обида, оскорбление. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Им приходиться делать домашние дела. Помогать родным дома. Семья нужна, чтобы о человеке заботились, любили его, помогали и поддерживали и т.д. Да, узнали. Отмечаем фишкой, что пункт выполнен. Учащиеся рассказывают о своей семье по рисунку. (1-2 человека) Да, узнали. Отмечаем фишкой, что пункт выполнен. | Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; развивать умение оценивать правильность выполненного задания. Предметные: рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | Подведём итог урока. Прочитаем вывод из учебника стр.59. «Семья – самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная помощь и забота, совместный труд и отдых». Что такое семья? Как вы думаете, что объединяет семью? Вернемся к нашему плану. Все ли пункты выполнили? В каких пунктах вы испытывали трудности? А какой пункт был самый простой? Продолжите фразу: 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Материал урока мне был Урок я хочу закончить замечательным стихотворением про семью: «Для чего нужна семья?» – У себя спросила я. Для чего семья нужна, Вам ответить я должна. Папа – деньги добывает, Мама – моет и стирает, Рядом – дочки, сыновья. Верно, рассудила я? А теперь скажу без шуток. Да, в любое время суток, Каждый, кто живёт в семье, Счастлив, радостен вдвойне. Все к тебе придут на помощь, Обогреют и спасут. Любят, помнят, верят, знают… На руках тебя несут! Связаны канатом крепким, Спаяны одной судьбой. Тот канат – любовь зовётся – Крепко держит нас с тобой. И идём мы по канату, Балансируем порой. Пропасть мы преодолеем, Только будучи семьёй. Где от деда – к сыну, к внуку, Полетит завет живой. Сохраним страну родную, Только будучи семьёй! Ну, а если враг нагрянет, Встанем мы в единый строй. И опять народ наш станет Крепко спаянной семьёй! Спасибо за активную работу на уроке, урок окончен. | Подводят итоги урока. Читающий ребёнок читает вывод. Отвечают на вопросы. Сверяются с планом. Высказывают своё мнение. Продолжают фразу (3-5 ученика) активно/пассивно доволен/не доволен понятен/ не понятен/ полезен/ бесполезен | Регулятивные: развивать умение оценивать правильность выполненного задания. Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме. |