ФИО педагога | Волвенкина Елена Игоревна |
Предмет | Химия | Класс | 8 |
Тема урока | Кислоты. Классификация, физические и химические свойства кислот. УМК Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. Химия. 8 класс |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений |
Предметная цель | Создать содержательные и организационные условия для изучения материала по теме «Кислоты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Характеризовать кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства; 2.Исследовать свойства изучаемых веществ, учиться наблюдать признаки химических реакций; 3.Составлять уравнения реакций, характерезующих химические свойства кислот; 4.Овладеть навыками безопасного обращения с веществами; | 1Развивать умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации; 2.Формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника; 3.Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; 4.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группах; | 1.Содействовать развитию мотивации к обучению, умений управлять своей учебной деятельностью, формированию культуры диалоговой и монологической речи (химического языка); представлению результатов работы в команде. 2.Воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения знаний,ответственности за результаты учебного труда. 3Осуществление самоконтроля и самооценки. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: кислоты, кислотный остаток, одноосновные, двухосновные, трехосновные, бескислородные, кислородсодержащие кислоты |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | Демонстрационный, лабораторный эксперимент | Элементы технологий |
учителя | учащихся |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Приветствует, желает успеха. Добрый день, дорогие ребята, сегодня прекрасный весенний денек и мне хочется, чтобы вы подарили друг другу чуточку тепла. Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке») Я надеюсь, что сегодня на уроке, вы узнаете для себя много нового и интересного, что пригодится вам в вашей жизни. | Ученики приветствуют друг друга и присаживаются на свои места. | | Элементы эдоровьесберегающей технологии |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание (слайд 6) Из данных веществ выберите формулы оксидов и оснований P2O5, Cu(OH)2, HCl HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, SO3, Al2O3, Zn(OH)2. Распределить предложенные вещества по классам, неизвестные вещества записать в 3 колонку, дать определения известных классов Осуществляет проверку | Обучающиеся отвечают на вопросы, используя загадки: 1. Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид) 2. Если формулы начало представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, ведь эти вещества…(основания) Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов, оснований Осуществляют взаимопроверку | Демонстрация через проектор слайда 1 Демонстрация через проектор слайда 2 Демонстрация через проектор слайда 3 (правильно заполненная таблица) | Технология проблемного обучения |
3 | Постановка учебной задачи | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. Предлагает учащимся дописать незаконченные предложения (слайд №8) 1.“Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе… 2.Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах… 3.Переваривание пищи в желудке у всех земных животных происходит в среде… В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Задачи урока? Организует работу класса по заполнению таблицы. Ребята, в первой колонке запишите все, что вы знаете о кислотах, а во второй, что хотели бы узнать. А сейчас обсудите то, что вы записали по данной теме, что хотели бы узнать. Благодарит учащихся за ответы и вводит их в ситуацию «разрыва». Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но вся ли информация сейчас прозвучала? Вызывает интерес учащихся к изучению новой темы | Ученики дописывают предложения и называют тему урока «Кислоты». Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель и задачи урока. Ученики заполняют таблицу: Что я уже знаю о кислотах? | Что хотел бы узнать? | | | Ребята выступают, дополняют друг друга, обсуждают | Демонстрация через проектор слайда 4 | Технология критического мышления |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. | Организует работу по исследованию класса кислот. 1.Состав кислот Задание: определить состав кислот, воспользовавшись химическими формулами из 1 задания 2.Классификация кислот Задание: воспользовавшись текстом параграфа 32 изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности. Прелагает уч-ся взаимоопрос по данному тексту. Предлагает достроить кластер прошлого урока Объясняет алгоритм нахождения валентности кислотного остатка в кислотах Предлагает учащимся Релаксационную паузу 3.Химические свойства кислот Создает группы по принципу расчета «Один, два, три, четыре». Организует работу учащихся в группах. Раздает конверты с проблемными вопросами 1. Учёные Эксперементальнымпутемопределить в каких пробирках находятся кислота и щелочь. 2. Историки Пользуясь интернет ресурсами найдите информацию:где в природе встречаются кислоты? 3. Физики Почему у лаборанта халат в дырах? 4. Химики Все ли металлы одинаково реагируют с кислотами? Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Как говорил Шекспир “От кислых яблок сразу кисну”. Я надеюсь, что мы с Вами не начнем киснуть от ваших выступлений. Условие: каждая группа должна использовать в своем исследовании все пособия и принадлежности, находящиеся на вашем столе. Заслушивает отчеты групп | Определяют состав вещества. Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности. Работа в паре: задают друг другу вопросы Достраивают кластер прошлого урока Делают записи в тетрадь. Учащиесяотдыхают Учащиеся рассаживаются по группам, выбирают капитана группы и получают конверты с проблемными ситуациями. Учащиеся составляют: 1)план последовательности действий своей группы, 2)работают с различными информационными источниками, 3)обсуждают найденную информацию, 4) готовят проекты к защите. Каждая группа защищаетсвой проект | | Организация исследовательской деятельности Прием: Взаимоопрос» Прием»Паучок» кластер) Элементы эдоровьесберегающей технологии Обучение в сотрудничестве ИКТ Кейс-метод Метод Исследовательской еятельности |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов действий | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. | Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается тест, результаты которого позволят выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование по теме «Кислоты» | Отвечают на вопросы теста. Работают индивидуально по вариантам, осуществляют взаимоконтроль | | Тестовая технология |
5 | Рефлексия деятельности | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Организует рефлексию в форме анкетирования : 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Демонстрация через проектор слайда 4 | ИКТ |
6 | Домашнее задание | Регулятивные УУД Личностные УУД | 1.Озвучивает Д/З | Записывают Д/З | | Технология дифференцированного обучения (элементы) |