Разработка урока. Составил учитель русского языка и литературы Садиков Б.Э.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 8.
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Образ барыни и Герасима.
Тип урока: урок анализа художественного произведения.
Цель урока: познакомиться с рассказом И.А. Тургенева «Муму», проанализировать авторскую позицию, выявить тему произведения, научиться характеризовать образы героев, анализировать текст.
Предметные:сформировать умение анализировать текст, характеризовать образы героев, сформировать понимание о «Крепостном праве» и жизни людей в то время, развить навыки чтения и формулировки устного ответа.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группах, с учётом конкретных познавательных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать определённые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, использовать её, а также самостоятельно находить в тексте.
Воспитательные :осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе обучения, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Методы: репродуктивный, эвристический
Приёмы: «Верите – не верите», «Ромашка Блума», «Ответ по цепочке», «открытый микрофон».
Ход урока
Стадия вызова.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы изучили с вами биографию И. Тургенева, узнали о его жизни, творческом развитии и, конечно, идеалах. Сегодня мы приступаем к изучению его рассказа «Муму», но сначала вспомним с вами историю. В нашей стране было явление, которое в истории называется крепостное право.
Актуализация знаний. Использование приёма «Верите – не верите».
На партах учеников лежат по две карточки. На одной написано «правда», на другой «ложь». Учитель читает утверждения, касательные крепостного права и спрашивает: «Правда или ложь?». Каждый ученик поднимает карточку исходя из своего мнения. После каждого утверждения следует дискуссия и разбор правильного ответа.
Крепостное право – это свод законов. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. (Правда).
Крестьяне могли уйти работать на землю другого помещика, если бы захотели. (ложь).
Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола. (правда).
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. (правда).
Помещики не имели права продавать, наказывать, выменивать своих крепостных, разлучать детей с родителями. Это считалось уголовным преступлением и очень строго отслеживалось. (ложь).
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле.
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право.
-Ребята, в своих произведениях Тургенев часто обличал пороки крепостничества. «Муму» является первым произведением, в котором автор поднимает эту острую проблему. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Приём «Ответ по цепочке».
- Итак, вашим домашним заданием на сегодняшний урок было прочитать произведение до страницы 203.
Учитель задаёт детям вопрос «Что произошло в этом произведении? Ученики по цепочке начинают подробный пересказ сюжета, учитель останавливает их и просит продолжить следующего.
2. Стадия осмысления.
Анализ образов барыни и Герасима. Ромашка Блума.
- Отлично. Кто является главными героями рассказа? (Герасим, Муму, барыня.)
- С первых страниц рассказа Тургенев описывает нам образы двух главных героев – Герасима и барыни. Давайте с вами посмотрим, как изображена барыня. Для этого, мы используем текст произведения и специальную «Ромашку вопросов».
Учитель открывает на интерактивной доске рисунок ромашки с шестью лепестками, в каждом из которых представлен вопрос.
Где и с кем живёт барыня?
Если я правильно поняла, день барыни был «нерадостным» и «ненастным». Почему?
Как вы относитесь к барыне?
Образ Барыни.
Почему барыня решила выдать Татьяну за Капитона?
Опишите отношение барыни к своим крепостным?
Что было бы, если бы у Татьяны, Герасима и остальных «дворовых» была бы свобода и право выбора?
Учитель задаёт учащимся вопросы, представленные в «ромашке». Таким образом, образ барыни будет проанализирован.
Групповая работа.
Далее учитель предлагает детям разделиться на 6 групп и самим составить «ромашку вопросов», рассматривая уже образ Герасима. Учащимся необходимо составить вопросы, написать их в лепестках ромашки и подготовить ответы на свои вопросы. Учитель также рассказывает ученикам, какие вопросы по форме необходимо составлять для каждого лепестка. На задание даётся около 10-ти минут. Далее учитель предлагает каждой группе представить результаты своей работы и зачитать свои вопросы и ответы классу.
Пример работы:
С кем сравнивает Тургенев Герасима?
Если я правильно понял, привычный ход жизни Герасима нарушен? Как это проявляется?
Как вы относитесь к Герасиму?
Образ Герасима
Для чего, по-вашему, Тургенев сделал Герасима глухонемым?
Расскажите, какие отношения у Герасима с дворней?
Что было бы, если бы Герасиму разрешили самому выбрать, остаться в деревне или уехать в Москву?
Стадия рефлексии.
Подведение итогов. Учитель задаёт учащимся вопросы.
- Каково авторское отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя)
Приём «Открытый микрофон».
Учитель задаёт классу вопрос «Как вы считаете, прав бы Тургенев, негативно оценивая крепостничество?
Далее учитель берёт «микрофон» и даёт его нескольким ученикам на выбор. Тем, кому дали микрофон, должны ответить на вопрос.
Домашнее задание: 1) дочитать произведение до конца. 2) Ответить письменно на вопрос: «Изменился ли Герасим после появления в его жизни Муму?».
X