Программа, автор (ы) | Перспективная начальная школа. А.Л. Чекин |
Класс | 4 |
Раздел (содержательная линия) | |
Тема урока | Деление величины на величину |
Цели урока | Формирование знаний о приёмах деления величины на величину, выраженную другой единицей измерения. Совершенствовать умения решать задачи алгебраическим способом и преобразовывать величины с использованием других единиц измерения |
Основное содержание урока | Актуализация знаний о единицах длины: сантиметр, дециметр, метр, километр; о единицах массы: грамм, килограмм; о единицах времени: минута, час. Введение соотношения величин длины, массы, времени, площади. Сравнение и перевод величин в другие единицы измерения. |
Термины и понятия | сантиметр, дециметр, метр, километр; о единицах массы: грамм, килограмм; о единицах времени: минута, час. |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
Находить часть от величины. Решать задачи, используя схемы и чертежи | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные: строить логическое рассуждение; исследовать ситуации, требующие сравнение чисел и величин; характеризовать явления и события с использованием чисел и величин. Коммуникативные: использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, корректно формулировать свою точку зрения; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. | Развивать умение аргументировать свою точку зрения. Мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
| Учебник «Математика», ч.2 (стр.34- 35). Рабочая тетрадь №2 | Фронтальная работа, индивидуальная (самостоятельная) работа по вариантам, работа в парах |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Оргмомент, мотивация к учебной деятельности. Педагогические задачи: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Планируемый результат: Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Поднимаем руки те, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Подарите улыбку соседу, учителю. Спасибо. - А к работе готовы? - Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всём разобраться, какими нужно быть на уроке? | Дети получают эмоциональный настрой, включаются в учебную деятельность. Дарят улыбки. Нужно быть внимательными, активными, организованными и т. д. |
Название этапа: Актуализация знаний Педагогические задачи: вспомнить единицы измерения Планируемый результат: Познавательные: проводят анализ, сравнение, обобщение; строят речевые высказывания; подводят под понятия; |
Создаёт проблемную ситуацию. 1.Подумайте, что нужно сделать в этом задании. 1кг = _______г 3м = ________см 1ч = ________мин 5км = _______м
2.Вспомним с вами единицы измерения. Предлагаю одному из вас объяснить, как почему 3000м = 3км. Какие вы еще знаете единицы измерения? | Выполняют задание. 1кг = 1000г 3м = 300см 1ч= 60мин 5км = 5000м Один ученик выполняет задание у доски. Отвечают |
Название этапа: Постановка цели и учебной задачи Педагогические задачи: сформировать представления детей о том, что нового узнают на уроке, чему научатся. Планируемый результат: Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи и цели |
Откройте учебник на с. 34 и прочитайте тему нашего урока. Какие мы учебные задачи поставим на наш урок? Какие цели мы должны достигнуть к концу урока? | Открывают учебник и читают тему урока. Определяют учебные задачи на урок Определяют цель урока. |
Название этапа: Первичное усвоение новых знаний Педагогические задачи: решение учебной задачи, формировать умение делить величину на величину. Планируемые результаты: Познавательные: владеют способами выполнения заданий, базовыми предметными понятиями. Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; осуществляют поиск средств для решения учебной задачи; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке |
Откройте тетради и запишите число и классная работа. - Как назвать запись, оформленную на доске? - Назовите компоненты действия деления. - Сравните данные выражения: 27дм : 9см= 30 400кг: 100кг =4 69т : 23т= 3 12км : 40м = 300 2400м : 60м = 40 48ц : 12кг = 400 - На какие две группы можно разделить данные выражения? - Значение каких выражений мы можем выполнить сразу? - Найдите значения частных. - Что вы можете сказать о результате деления величины на величину? - Какую закономерность обнаружили? - Продолжите данную последовательность 4 числами. - Какое число в последовательности «лишнее»? | Записывают число, классная работа. Фронтальная работа учащихся. - Примеры, выражения, частные. - Делимое, делитель, значение частного. - 1 группа- выражения с единицами измерения массы; - 2 группа- выражения с единицами измерения длины или - 1 группа- выражения с одинаковыми единицами измерения; - 2 группа- выражения с разными единицами измерения. Выполняют самостоятельно. - Результат такого деления- отвлечённое число. -3,4,30,40,300,400, … - Число 3, оно нечётное. |
Название этапа: Первичная проверка понимания Педагогические задачи: формировать навык использования алгоритма деления величины на величину. Планируемый результат: формулировать и удерживать учебную задачу при работе с учебником; |
Работа по учебнику стр.34 №112. - Выполните кратное сравнение для следующих пар величин. В чём особенность данных выражений ? - Можно ли в них сразу выполнить деление? - Выполните такое преобразование. - Какой вывод вы можете сделать? - Найдите значения частных. Что вы можете сказать о результате деления величины на величину? - Кто выполнил верно, поставьте на полях зелёным карандашом восклицательный знак. | Дети формулируют правило деления величины на величину, применяют его при выполнении задания. - Делимое и делитель выражены в одинаковых и разных единицах измерения величин. - Сначала необходимо выполнить преобразование, чтобы делимое и делитель были записаны одной и той же единицей измерения данной величины. 5т :2ц = 50ц :2ц= 25 1 ч :3мин= 60мин :3мин= 20 1 руб :1коп= 100 коп :1коп= 100 - Чтобы деление величины на величину было возможным, делимое и делитель нужно выразить одной и той же единицей измерения этой величины. - Результат такого деления - отвлечённое число. Проводят самопроверку и самооценку. |
Физкультминутка Педагогические задачи: организовать физическую и эмоциональную разгрузку; Планируемый результат: Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни. |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку |
Название этапа: Первичное закрепление знаний Педагогические задачи: проверить качество усвоенного материала; Планируемый результат: Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий. Умение работать в паре. Проявлять инициативу в оказании помощи соученикам |
Стр.35 №117-120. - Кто выполнил верно, поставьте на полях зелёным карандашом восклицательный знак. - Кто допустил ошибки, какие трудности возникли? Стр.34 №113, стр.35 №116. Самостоятельная работа - Сформулируйте задачу. - Решите сформулированную задачу. - Кто выполнил верно, поставьте на полях зелёным карандашом восклицательный знак. | Учащиеся выполняют задания в парах, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий. Оценивают свою работу. Учащиеся выполняют задания. Проводят самопроверку и самооценку |
Название этапа: Рефлексия Педагогические задачи: Обобщение полученных на уроке сведений. Планируемый результат: Познавательные: ориентируются в своей системе знаний отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? - Достигнуты ли поставленные цели? -Для чего нам необходимо знать деление величины на величину? - Оцените свою работу, подобрать в качестве характеристики слово- наречие, запишите на полях в тетради. Дом. задание: 1. Учебник, 2 часть №114. 2. Тетрадь №2, стр | Вспоминают свою цель, поднимают руки те, кто достиг цели. - Я узнал, …. - Я научился …. |
- учебник Математика 2 часть А.Л.Чекин, под редакцией Р.Г. Чураковой
- Методическое пособие «Математика», 4 класс, под редакцией Р.Г. Чураковой
- Поурочное планирование, 4 класс, часть 2. Чуракова Р.Г., Юдина Е.П., Янычева Г.В.
- Поурочные разработки по математике к УМК А.Л. Чекина «Перспективная начальная школа» А.В. Афонина, Е.Е. Ипатова.