СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

даная разработка по обществознанию на тему  семья и семейные отношения  является актуальным для учителей так и учеников которые работают  по программе ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию для 5 класса»

Семья и семейные отношения. 5 кл.

Подготовил учитель истории и обществознания Хамзатов Х.З.


Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

  2. объяснить, зачем люди создают семьи;

  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;

  4. раскрыть значение понятий семьясчастливая семья.

  5. Учащиеся должны усвоить основные понятия урока

Задачи  урока:

 

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: - сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.

        

- Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и  читать слово. Остальные запоминают все слова.




СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

- Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности




- А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 15 мая

Давайте расскажем об истории праздника  


История праздника Международный день семьи. 15 мая.

История праздника под названием Международный день семьи не очень богата на события и пока не обросла общими традициями и ритуалами празднования, да возраст у него чуть более 10 лет, что удивительно, ведь семья испокон века была и остается главным в жизни большинства из нас.

  Генеральная Ассамблея ООН, учредившая этот праздник в 1993 году, прежде всего, стремилась обратить внимание общественности разных стран на всё возрастающие проблемы семьи. По мнению парламентеров Ассамблеи, любая проблема и любой вред, нанесенный отдельно взятой семье, - это проблемы и боль одной большой семьи под названием человечество. Отныне 15 мая у жителей нашей планеты появился лишний повод собрать всю семью вместе, поговорить и, возможно, это поможет разрешить какие-то конфликты и добавить в семейную копилку приятных воспоминаний.

  Как же принято отмечать замечательный День семьи? В Европе в основном в этот день кооперируются по нескольку фамилий и совершают веселый поход на природу или идут в ресторан. Но нам кажется, это как-то не по-русски. Скорее всего, современная российская семья выбирает общий праздничный обед, на который приглашаются любимые бабушки и дедушки, дяди и тети. Кстати, обед – это еще один повод похвастаться семейными «коронными» блюдами, с которыми, наверняка, связаны разные милые истории.

  А еще русские семьи сильны своей памятью, поэтому в день семьи для россиянхорошей семейной традицией считается составление родового древа, архива или обыкновенного альбома фотографий, в который вносятся разного рода памятные для семьи записи.

 

История семейного праздника: традиции каждой семьи.


  В обыкновенные будни хорошей традицией может стать общее чаепитие по вечерам или интересная для всех настольная игра перед сном. А совместное чтение вслух не только укрепляет семейные отношения, но и прививает детям очень полезную привычку. Даже обыкновенная домашняя уборка может стать славной традицией вашей маленькой ячейки общества: стоит только разумно распределить обязанности и добавить элемент игры.

  Конечно, семья без детей - что дерево без листьев, значит, большинство милых семейных привычек должно возникать для того, чтобы самым маленьким членам наших семей было потом что вспомнить про домашний очаг. И чем интимнее, трепетнее будут эти привычки и традиции, тем счастливее и полноценнее будет жизнь ребенка. Семейная колыбельная, подарки по утрам в день рождения, украшение новогодней елки игрушками, сделанными своими руками, - незаменимые и самые важные для любой семьи традиции.Именно семейные праздники, поддержка традиций, а главное, время, проведенное вместе -  помогают членам семьи быть ближе и понятнее друг другу, помогают разрешению конфликта "отцов и детей" и установлению дружеских отношений между разными поколениями. 

  К слову говоря, знаем мы одну семью, которая в конце каждого учебного года вручала своему маленькому отпрыску конверт с тремя лучшими за истекший год фотографиями и письменными пожеланиями на лето. А потом все эти конвертики сложились к его 18-летию в один большой – и совершенно уникальный! – выпускной альбом. Так что лучшего подарка на последний звонок и пожелать было нельзя! Разве такое забывается?

  Впрочем, как бы вы и ваша семья ни встретили Международный день семьи, главное, чтобы вы были все вместе и наслаждались данным обстоятельством!



 

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?

Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них?

У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четыре поколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.         

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными. Давайте изучим какие семьи являются не полными и как государство поддерживает напольных семей .

Читает на стр.47 Омарова Патимат


таким семьям? Вы сможете решить проблему гораздо быстрее, если закажете обратный звонок Правовые аспекты понятия «неполная семья» По общепризнанному понятию, семья - это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания. Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия. Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т.д. приводят к тому, что семья распадается. Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей. Согласно ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения», неполной семьей признается семья, а которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как: Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя). Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы. Социальная защита неполных семей. По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений. Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах. Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов: свидетельство о рождении ребенка; свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем; решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим; решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав; справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам; справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении. Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи. Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.



Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.



Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей




.

Семьи,  в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются….Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен?Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.  

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четыре поколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

  7. Ребёнок имеет право о выборе имени.

  8. Семья это основная ячейка общества.




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).



  1. РЕФЛЕКСИЯ


И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3




Учитель истории и обществознания МКОУ Урадинской СОШ Хамзатов Хусейн Зубарович 2018 г.